Пираты на сцене оперного театра

Балет «Корсар» возвращается в репертуар новосибирского театра оперы и балета. В 1946 году он стал первым балетом, поставленным в нем, с тех пор пережил еще две постановки, а затем покинул репертуар. В апреле мы сможем увидеть совершенно новую, грандиозную постановку «Корсара», которая поражает воображение не только музыкой и хореографией, но и многочисленными декорациями, сложной сценографией и богатой бутафорией.

«Корсар» идеально вписывается в репертуарную программу театра. Я не понимаю, как театр оперы и балета может существовать без этого названия, ведь это классика», — отметил Петр Белякин, дирижер и музыкальный руководитель постановки. Звуковое пространство балета объемно и разнообразно. Но дирижер Петр Белякин развеял миф об его эклектичности: «Это внешний эффект. Музыка принадлежит к одной эпохе: французская культура 1860–1880-х гг. Поэтому музыка изящная, лирическая, легкая. Вы услышите красивое соло духовых инструментов, в данном случае у нас будет звучать кларнет, и переливы арфы». Интересный факт: для нового новосибирского «Корсара» Белякин выписал ноты из Мариинского театра. Эти документы представляют историческую ценность и позволяют полностью восстановить аутентичную оркестровку авторов. Каждый композитор, работавший над балетом, менял состав оркестра, и в данной версии учтены все нюансы: так, например, в третьем акте вместо двух труб заняты четыре.

Вообще история балета «Корсар» драматична: поставленный по мотивам поэмы Джорджа Байрона, он развивался, дополнялся и переосмыслялся на протяжении почти двух столетий. Впервые его поставили в «Ла Скала» в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Галзерани. А в 1837 году лондонская публика увидела своего «Корсара» на музыку Николя Бокса. Спустя 20 лет, в 1856 году, в парижской «Гранд-опера» состоялась премьера версии Адольфа Адана на либретто Анри-Вернуа Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье, которая стала самой распространенной. Вероятно, потому что их взгляд на конфликт человека и стихии был наиболее романтичным и жизнеутверждающим: в финале герои не погибали, а отправлялись навстречу светлому будущему. Музыка к «Корсару» далась Адану нелегко: автор многократно переписывал ноты в поисках идеала. Возможно, он предчувствовал свою кончину и стремился максимально выложиться в этом материале, в год премьеры балета он умер. Впоследствии свой вклад в музыкальный рисунок произведения внесли Лео Делиб, Чезаре Пуни, Риккардо Дриго и даже двоюродный брат императора Александра II герцог Петр Ольденбургский.

Наряду с музыкой эволюционировала и хореография балета, дополняясь новыми сценами и героями. Автором наиболее известной реализации стал Мариус Петипа, более 40 лет он работал над структурой произведения и создал «Корсара» таким, каким его сегодня знает весь мир. Наиболее точно и многогранно воплотить на сцене новосибирского театра гениальную хореографию Петипа предложили Вячеславу Хомякову, балетмейстеру и постановщику Мариинского театра, который имеет опыт сотрудничества с лучшими сценами мира: Театро Комунале во Флоренции, Новой Национальной оперой Токио, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Софийской оперой, Оперой ди Рома и другими. «Какие бы версии ни предлагали, прежде всего «Корсар» интересен хореографией создавшего его хореографа. В своей мы учли, что жизнь меняется, и было бы неправильно оценивать все страсти XIX века очень серьезно и показывать это зрителю, поэтому мы добавили легкий налет иронии современного человека», — прокомментировал Хомяков постановку.

Игорь Зеленский, постановщик и один из редакторов балета, согласился с ним: «Я взял этот сюжет, потому что это знаменитый спектакль, который танцует весь мир и которого не было в нашем репертуаре. Это легкий, красочный и лаконичный балет с двумя антрактами. Раньше люди проводили в театре половину дня, могли смотреть большой спектакль на четыре отделения и пить шампанское в антракте. Сегодня другие времена». Но это легкий балет только для зрителя, для технической группы он оказался сложным, но интересным. Художники-бутафоры создали разнообразное холодное и огнестрельное оружие (мечи, кинжалы, пистоли), восточную утварь, качающего головой верблюда и корабль, воссозданный по эскизам галеона «Золотая лань» из флотилии Фрэнсиса Дрейка в масштабе 1:5. Ззаведующий постановочным цехом Сергей Столпянский поделился секретом, что если спустить судно на воду, то оно поплывет, потому что в создании сложной инженерной конструкции, задействованной в ряде ключевых сцен, принимал прямое участие начальник бутафорного цеха Владимир Алексеев, многократный чемпион СССР по судомодельному спорту, автор и строитель собственной яхты тонного класса.

Все декорации, включая роспись корабля и верблюдов, принадлежат кисти художника-постановщика Давида Монавардисашвили, известного новосибирской публики по балету «Баядерка». Он рассказал: «Здесь применили сложную технику: вписывали аппликации в живопись, когда все подсветится, то будет мерцать». Еще одна важная часть общей архитектуры спектакля: костюмы, всего их создано более 200 по эскизам московского художника по костюмам Татьяны Ногиновой. Но какой бы живописной ни была сценография, по мнению всей творческой команды, главные на сцене — исполнители. Игорь Зеленский прокомментировал солирующий состав: «Ярких ролей в балете много, все наши лучшие кадры готовятся, три премьеры подряд — всем хватит потанцевать». Первые зрители признали, что «Корсар» — качественная и колоритная постановка, которая займет свое место в афише театра и станет прекрасным поводом сходить в театр всей семьей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ