Факторинг: банк или компания?

Многие сибирские компании, сталкиваясь с необходимостью воспользоваться услугами факторинга, думают, к кому же за этим обратиться — в банк или специализированную факторинговую компанию. Есть ли разница, у кого получить факторинг для самой компании-клиента? «КС» попробовал разобраться в этой проблеме.

Читайте также другие материалы рубрики «Управление финансами компании»

С этим на первый взгляд риторическим вопросом «КС» обратился к самим банкам и факторинговым компаниям, а также к их клиентам. Понятно, что «каждый кулик свое болото хватит», но в ответах участников рынка мы попытались найти рациональное зерно. На основании комментариев экспертов мы выделили особенности предоставления услуг факторинга в банках и непосредственно факторинговых компаниях и получили условный список. Тем не менее, несмотря на то что, как выяснилось, разница в предоставлении услуг по факторингу между банками и «факторами» все-таки есть, многие опрошенные «КС» эксперты отмечают, что в настоящее время на рынке факторинга одинаково успешны оба вида игроков. «Это говорит о том, что каждая из моделей ведения факторингового бизнеса, безусловно, эффективна и имеет своих приверженцев», — поясняют в пресс-службе ТрансКредитБанка.

Особенности банков

Большинство опрошенных «КС» экспертов (как банки, так и компании) среди поводов обратиться за факторингом в банки отмечают такое их качество, как надежность. Впрочем, отметим, что компании — «дочки» банков тоже высоконадежные партнеры по факторингу. Сами факторинговые компании также уверяют клиентов в своей надежности, но об этом в другой главе.

Среди других особенностей работы по факторингу с банками также можно отметить универсальность услуг. «На наш взгляд, при выборе факторинговых услуг стоит обращать внимание на «универсальность» потенциального партнера, ведь в своей деятельности компании требуется не только факторинг, но и другие финансовые услуги. Поэтому банки, предоставляющие как факторинг, так и лизинг через свои дочерние компании, являются наиболее оптимальным вариантом», — поясняет этот тезис директор Урало-Сибирского ТУ ОАО «АКБ «РОСБАНК» Виталий Коваленко. «У банков шире клиентская база, поэтому они могут предлагать уже готовые схемы факторинга с учетом имеющейся оценки клиентов, наработанного опыта взаимодействия и особенностей того или иного контрагента. Банк, помимо «голого» факторинга, предлагает расчетное обслуживание, которое является логическим дополнением к факторинговым услугам», — отстаивает свою точку зрения заместитель директора по корпоративному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Константин Розвезев.

Однако за надежность тоже приходится платить. В частности, это может вылиться в наличие бюрократических проволочек при обращении в банк. «Клиенту придется столкнуться со строго унифицированными договорами, безразмерными пакетами документов и длительными сроками рассмотрения возможности финансирования», — рассказывает Начальник Управления интегрированных маркетинговых коммуникаций Русской Факторинговой компании Алла Борискина. «Рассмотрение проекта может затянуться в связи со сложным пакетом документов или громоздкой системой согласования», — говорят в ТрансКредитБанке.

Сами банки с этим не согласны. «Главным преимуществом банка перед факторинговой компанией является отсутствие дополнительного звена. Банк напрямую финансирует своих клиентов, а факторинговая компания в свою очередь прибегает к помощи банка для осуществления расчетов. В итоге теряется время и при финансировании, и при зачислении средств от дебитора, и при выплате остатков клиенту», — настаивает руководитель по развитию факторинга Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Татьяна Михайлина.

Между тем у банков есть еще одна особенность, которая в данном случае является преимуществом, — ценовое предложение обычно выгоднее, чем в факторинговых компаниях. «Специфика факторинга в банках — это в первую очередь возможность предлагать клиентам «дешевые» деньги. Безусловно, такое преимущество банков сильно «встряхивает» конкуренцию на рынке. Крупные клиенты с большим объемом поставок устремляются за деньгами именно к ним», — констатирует Алла Борискина. «У банков и у факторинговой компаний разные источники фондирования подобных сделок, поэтому банки могут предлагать компаниям более конкурентные условия по цене», — объясняет, почему банки могут давать «дешевые» деньги, Константин Розвезев.

Особенности компаний

Самым главным преимуществом компаний перед банками является их оперативность. «По этой причине компаниям зачастую легче реализовать какой-либо новый продукт», — говорят в ТрансКредитБанке.

Почему компании более оперативны по сравнению с банками, «КС» пояснил директор по продажам ООО «ВТБ Факторинг» Петр Антонов: «Оперативность в факторинговых компаниях обеспечивают «заточенные» специально под этот продукт бизнес-процессы, которые на каждой стадии работы позволяют быстро принимать необходимые решения. Скорость реализации факторинговых операций в банке может часто снижаться из-за того, что сотрудники вынуждены решать различные административные вопросы с другими банковскими подразделениями. Отлаженные технологии, которые в факторинговых компаниях постоянно совершенствуются, в банках, как правило, не так сильно развиты, что влияет как на качество, так и на объем предлагаемых факторинговых услуг».

Помимо оперативности, компании могут быть и более гибкими по отношению к клиенту. «Гибкость проявляется в том, что глубокое знание продуктовых особенностей позволяет специалистам факторинговых компаний учитывать все потребности клиента и адаптировать продукт специально под его нужды. В банках, как правило, все продуктовые параметры строго регламентированы, а небольшой штат сотрудников факторингового подразделения не в силах обеспечить индивидуальный подход к обслуживанию клиентов», — добавляет Петр Антонов. Кроме того, специализированные компании не связаны общими лимитами кредитования заемщиков и нормами резервирования ЦБ, что позволяет им более гибко подходить к оценке и принятию риска на связку «клиент-дебитор».

Есть еще одно преимущество: как уверяют участники рынка, получить одобрение в факторинговой компании проще, чем в банке. Обращаясь в банк за факторингом, вы должны располагать внушительной дебиторской задолженностью — как правило, не менее 20 млн, а это уже почти верхний край для малого бизнеса, говорит Борискина.

Сами факторинговые компании уверяют также, что они могут принимать на себя более высокие риски, чем банки, поскольку имеют обширную статистику оплат в различных отраслях экономики и могут взвешенно подходить к установлению лимитов финансирования не только на клиента, но и на его дебиторов. Это в свою очередь, по их заверениям, позволяет более эффективно управлять дебиторской задолженностью клиента. «Умение компании работать с дебиторской задолженностью характеризуется долей безрегрессного факторинга в портфеле, — продолжает тему господин Антонов. — В портфеле «ВТБ Факторинга» доля безрегрессного факторинга на конец 2011 года составила порядка 40%, т. е. это финансирование исключительно под сложившуюся историю оплат и финансовую устойчивость дебиторов. При этом происходит полное списание дебиторской задолженности с баланса клиента, что особенно важно для компаний, которые имеют доступ к международным рынкам и ведут финансовую отчетность по МСФО».

Несмотря на то что факторинговые компании не могут предоставить весь спектр финансовых услуг, например, РКО, кредит или овердрафт, они могут предлагать такие решения, которых в свою очередь нет у универсальных коммерческих банков. «Лишь единичные представители банковского факторинга готовы предлагать весь спектр факторинговых услуг — от финансирования закупок до покупки дебиторской задолженности» — подтверждает Директор Новосибирского представительства НФК, Руслан Агаев.

Тем не менее, резюмируя полученную от экспертов информацию, мы можем подытожить, что решить, к кому именно обратиться за факторингом, компании могут, только проанализировав свои конкретные потребности и задав вопросы потенциальному партнеру — фактору или банку. Сделать выводы для «КС» согласился Руслан Агаев: «На вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится. Главное отличие — способность удовлетворить те или иные потребности клиентов. И это могут делать как банки, так и специализированные факторинговые компании — российский рынок факторинга относительно молодой, нет стандартных услуг, поэтому сегодня под видом факторинга продаются весьма разные решения.

Итак, о чем следует спросить консультанта факторинговой компании или банка? Во-первых, может ли фактор удовлетворить базовую потребность — финансирование оборотного капитала и/или исключение риска неоплаты отгружаемого с отсрочкой товара. Здесь необходимо запросить договор факторинга и внимательно изучить юридическую конструкцию факторинговой сделки — уступка ли это дебиторской задолженности или ее покупка, когда в момент получения денежных средств от фактора клиент списывает «дебиторку» с баланса. Во-вторых, консультант должен рассказать, во сколько обходятся услуги. Важно разобраться в тарифной политике, понять, от чего зависит стоимость и как она меняется в том случае, если покупатели начинают допускать просрочку в оплатах товара. Изначально могут пообещать 12% годовых, а при просрочке в платежах эти 12% годовых, увы, могут превратиться во все 24%, а то и больше. В-третьих, необходимо узнать, какими ресурсами располагает фактор — есть ли электронный документооборот, как быстро «запускается» факторинговое обслуживание, со всеми ли покупателями фактор готов работать — только с сетями или с ИП тоже, причем с удаленными с т. з. географии, на самом ли деле проводятся мероприятия, связанные с обеспечением своевременного поступления платежей, и что они в себя, собственно, включают. Нужно понимать, что наличие либо отсутствие тех или иных возможностей повлияет не только на процесс факторингового обслуживания, но и на работу компании в целом».

Если ваша компания хочет поделиться с «КС» своим мнением по теме, которая освещается в этой статье, опытом работы по факторингу с банками либо специализированными компаниями, присылайте свои отзывы Виктории Антоновой по адресу redactor@sibpress.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ