Огни небольших городов

Печаль и скука маленьких городков — эта субстанция, «воспетая» Вампиловым, вовсе не была урожденной сибирячкой. По крайней мере, жители Ново-Николаевска умели себя развлечь — и галантно, и по-простому. Высшей формой благородного досуга был, конечно же, бал. Что за город, если без бала?! Балы и маскарады в Ново-Николаевске устраивали городские власти.

В некотором смысле любой бал был своего рода актом гражданского единения: инициатива — от городских старшин, материальная составляющая — от «силовых структур», аудитория — все желающие горожане. Да, бал по-новониколаевски был куда более доступным удовольствием, нежели столичный вариант: маленький город, где все друг друга знают, не предрасположен к снобизму, разница между благородными господами, мещанами и рабочими-«образованцами» не столь велика.

За музыкальное сопровождение отвечали военные и пожарные — оркестры Добровольного пожарного общества и Иркутского полка. Музыкальный ассортимент обогатился во время Русско-японской войны: вальсы «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии» стали абсолютными хитами. А вот другие вальсовые мелодии до наших дней не дожили — «Утро в Финляндии», «Лесная сказка», «Зимняя сказка», «Голубая ночь». Их очень любили исполнять на ледовых балах — так, с шиком, именовались развлечения на катке. Самым стильным в 1900-х считался каток пожарного общества — там и музыкальное сопровождение было свое, фирменное, говоря современным языком.

Нравы на балах, как и подобает, были строгие, но без чопорности. Все-таки не Петербург. Главное — уметь танцевать и выглядеть прилично, «по-городскому». Никаких сапог и валенок — исключительно штиблеты и туфельки. В доме, где затевался бал, старались обустроить не только гардеробную, но и «обувную».

Дореволюционный Ново-Николаевск танцевал упоенно: взрослые оттачивали движения в танцевальной школе сада «Альгамбра», работавшей в теплые сезоны, а детская танцевальная практика была даже более основательной — благодаря небольшим, но самым настоящим танцевальным залам в реальном и коммерческом училище и трех гимназиях. Школьный бал 1900-х — формат, воспринимавшийся не просто благосклонно, но как часть педагогической концепции.

Школьникам было чем блеснуть на своих балах — танцам их учили основательно. Физкультуру гимназисткам заменяли гимнастика «Сокол» (разработанная в Чехии система упражнений, похожая на меланхоличную, церемонную аэробику) и, конечно же, танцы. Гимназисток учили танцевать вальс, польку, мазурку, краковяк, па-де-катр и падеспань. Были в учебной программе и экзотические темы — тарантелла, к примеру. Впрочем, основой любой бальной программы все равно была венско-варшавская тематика. Старшеклассники и старшеклассницы могли блеснуть своими хореографическими талантами уже не только в кругу ровесников, но на взрослых балах. Самой престижной взрослой площадкой считался верхний зал Торгового корпуса — с лепниной, люстрами и блестящим паркетом. Некоторые балы были благотворительными: билеты на них продавались, а деньги, вырученные от продажи, шли на оплату обучения бедных детей, на нужды инвалидов Русско-японской войны или на пополнение библиотечных фондов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ