Цветные сны Тамары Грицюк

В детстве у меня одной из самых любимых игрушек был калейдоскоп — простая картонная трубка с окуляром. В нем складывались в неповторимые узоры разноцветные стеклышки, и на созвездия этих узоров можно было смотреть часами. Когда калейдоскоп сломался, я отыскал другой способ видеть волшебные цветные узоры — надо было закрыть глаза и нажимать пальцем глазное яблоко до тех пор, пока на внутренней стороне века не засияют ослепительные красочные пятна. Потом я научился вызывать эти картины в момент засыпания. Теперь понимаю, что тогда открыл для себя абстрактную живопись. Работы Тамары Грицюк напоминают мне ослепительные картины, возникающие при надавливании зрачка.

Разумеется, при разговоре о творчестве Тамары Грицюк невозможно не вспомнить о том, что она дочь Николая Грицюка, классика сибирского искусства. Николай Грицюк как раз и был одним из тех, кто первым в Сибири обратился к абстракции во времена, когда вокруг торжествовал соцреализм. Нащупывая свой путь, он в 1960-е годы создал «узоречье», абстракцию, сохранившую связи с фигуративностью и позволяющую зрителю в причудливых композициях видеть самые разные — и порой вполне крамольные — смыслы. Тамара унаследовала от отца тягу к абстракции — для нее этот способ видения мира стал наиболее органичным и естественным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ