Светлые моменты

Источник света, хорошего настроения и витамина D, обыкновенная лампа является одной из исторических загадок. Так, одни ученые определяют ее возраст в 150 лет, а другие исчисляют ее историю тысячелетиями.

Огонь в плену

Считается, что первый искусственный источник света был создан человеком примерно 10 тысяч лет назад. И практически весь этот период конструкция и суть осветительного прибора не менялись: в его основе всегда были фитиль и подпитывающая огонь субстанция. На Руси чаще всего использовались лампады — они появились еще в домонгольский период и первоначально не являлись лишь религиозной атрибутикой. Аналогичные лампады и керамические плошки, бронзовые и медные светильники и масляные лампы широко применялись в Греции и Египте, на Востоке.

Серьезные изменения в дизайне и устройстве ламп начались лишь в XVIII веке. Это связано с тем, что в данный период в Европе принципиально изменилось отношение к быту: предметы интерьера усовершенствовались, постоянно изобреталось что-то новое.

Эпоха просветления

На рубеже XVIII–XIX веков были широко распространены лампа-бульотка и лампа-миракль. Название первой происходит от карточной игры «бульот» — ведь ее ставили на карточные столы. Абажур лампы располагался таким образом, чтобы руки и карты игроков были ярко освещены. В бульотке использовались свечи и непрозрачный металлический абажур, который можно было передвигать по вертикальному стержню, регулируя высоту. Свет именно таких ламп сопровождал многие карточные драмы этого периода. Постепенно бульотки из карточных салонов перекочевали в чиновничий интерьер. Их стали делать из литой золоченой бронзы, украшать расписными абажурами преимущественно красного или зеленого цветов. Интересно, что впоследствии зеленые абажуры закрепились на столах советских чиновников на весь ХХ век.

Лампы-миракли (в переводе с французского «чудо») использовались в гостиных — их зажигали во время светских приемов. Свечу закрывал полупрозрачный фарфоровый экран, на который был нанесен акварельный рисунок. Когда свечу зажигали, от колеблющегося пламени рисунки на экране как бы оживали, отбрасывая необычные тени.

В 1784 году появилась кенкетная лампа. Швейцарский изобретатель Арганд запатентовал новую конструкцию светильника: масло в нем стекало в горелку из расположенного выше резервуара. Француз Кенкет пошел дальше, надев на горелку стеклянный цилиндр с шаром. Такая лампа светила как десять свечей и была самым мощным источником света того времени. Ею начали пользоваться во всей Европе и в России.

Современная и функциональная, кенкетная лампа не была красивой. А вот карсельская лампа, в 1800 году сменившая ее, сегодня считается произведением искусства, и ее можно встретить в серьезных антикварных коллекциях. В этой модели емкость для масла находилась прямо под горелкой, а само масло подавалось к горящему фитилю при помощи поршня и сжатой пружины, приводимой в действие специальным часовым механизмом. Карсельская лампа внешне представляла собой расписанную фарфоровую вазу на изящном золоченом бронзовом основании. В середине XIX века такие предметы выпускали не только в Европе, но и в России: фарфор и бронзу делали в Петербурге, а тонкие часовые механизмы выписывали из Парижа и Женевы. Этот дорогостоящий предмет был элементом обстановки богатых домов — остальная часть населения довольствовалась керосиновыми лампами. Карсельские лампы были так хороши и удобны, что даже с изобретением электричества долго не сдавали своих позиций: в конце XIX века их стали снабжать электрическими механизмами.

Настольная лампа, спецзаказ 1930—1940 гг., 35 000 рублей, салон-выставка «Антик». Фарфоровая керосиновая лампа, ручная роспись, конец XIX–начало XX вв, 17 000 руб., салон-выставка «Антик»
Светильник Togino, фабрика JNL, салон мебели Ligne Roset, цена по запросу.

Всеобщая электрификация

Если между появлением масляной лампады и карсельской лампы прошло 10 тысяч лет, то дальнейшая эволюция была стремительной. В 1854 году часовых дел мастер, немец Гебель впервые представил изобретенную им лампу с угольными нитями накала. В 1873 году изобретатель Ладыгин продемонстрировал улицу в Санкт-Петербурге, ярко освещенную лампами накаливания. В 1879 году американец Эдисон получил патент на лампу накаливания с платиновой спиралью, а в 1880 году — на лампу накаливания с угольной нитью. С 1936 года основным источником света стали газоразрядные лампы. В 1972 году появились галогенные лампы, в середине 80-х — компактные энергосберегающие люминесцентные лампы.
Но есть и альтернативная версия изобретения электрических ламп. Существует ряд исторических свидетельств того, что еще в Древнем Риме открыли тайну «вечных ламп». Так, согласно хроникам, в 1401 году около Рима был обнаружен фонарь фараона Полланта, который горел в гробнице его сына на протяжении 2000 лет. А в 1550 году на острове Несида в Неаполитанском заливе в отлично сохранившейся гробнице нашли горевшую лампу, которую должны были зажечь еще до нашей эры. В 1969 году на одном из барельефов египетского храма Хатор, построенного в период правления Клеопатры, ученые обнаружили чертеж, напоминающий эскиз современной лампы накаливания. В записях философа Плутарха также содержатся сведения о лампе, которая горела у входа в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. Есть основания предполагать, что человечество уже когда-то раскрыло секрет электричества, но утратило его, чтобы открыть вновь лишь спустя тысячелетия.

Tiffany & Co

Самые дорогие электрические лампы принадлежат бренду Tiffany. Но к известной ювелирной марке они имеют лишь косвенное отношение. Автором лампы, проданной в 1997 году на аукционе Christie’s за 2 807 500 долларов, является основатель «Мастерской Тиффани» Луис Комфорт Тиффани — сын основателя Tiffany & Co Чарльза Луиса Тиффани. Луис отказался продолжать семейный бизнес, решив посвятить жизнь творчеству. Он был одним из пионеров нового направления в искусстве, сегодня известного как ар нуво, или модерн. И светильники Tiffany относятся именно к этому направлению. Первый из них Луис сделал случайно: у него осталось много красивых обрезков стекла от витража, над которым он в это время работал. С тех пор все его светильники вручную собирались из кусочков стекла, которые складывались в великолепные узоры. Эти произведения искусства пользовались бешеным успехом, который, однако, быстро пошел на спад. Тем не менее сам стиль ар нуво существует до сих пор; предметы этого стиля можно найти в интерьерных салонах, специализирующихся на модерне.

В ХХ веке практически каждый известный дизайнер заявил о себе, создав свою революционную модель лампы. Так, в 60-е хитом и настоящим символом эпохи стала люстра а-ля Пантон. Датский дизайнер Вернер Пантон, чьим стилем во многом вдохновляется Карим Рашид, создал модель Fun. Она состояла из множества металлических кружочков, которые свисали с оснований-колец, напоминая космические виноградные гроздья. Еще один привет из 60-х — светильник братьев Кастильони Arco. Состоящий из длинной выгнутой металлической «шеи», тяжелого мраморного основания и минималистичного торшера, он представлял собой источник разнонаправленного света: через отверстие в верхней части освещался еще и потолок. Этот светильник был настолько велик, что если его ставили в угол, то он освещал центр комнаты. Прототипом Arco стал уличный фонарь, а копии торшера, в том числе и уменьшенные, являются неотъемлемой частью интерьера в стиле hi-tech.

Экспериментов над внешним видом ламп производилось множество: появлялись лампы-звезды, лампы-солнца, бумажные кубы, «летающие тарелки». Но в конце ХХ века произошел неожиданный возврат к истокам, а именно — к «лампочке Ильича».

В 1993 году голландская компания Droog представила модель 85 Lamps. Дизайнер Роди Грауманс просто собрал вместе 85 обычных лампочек, подвесив каждую на длинном черном проводе. В результате получился большой урбанистичный «цветок».

Современные дизайнеры пошли еще дальше. Если раньше источники света оформляли максимально декоративно, то сейчас их предпочитают просто скрывать, создавать эффект света из ниоткуда. А иногда начинают светиться совершенно неожиданные предметы — столешница, поверхность холодильника, пол или стены…

Потолочный светильник Flex, Metallux (Италия), салон-магазин «Магия света», цена по запросу

Потолочный светильник Rondo, Metallux (Италия), салон-магазин «Магия света» , 43 650 руб.

Бра Brick, Metallux (Италия), салон-магазин «Магия света», 5300 руб. Бра Brick, Metallux (Италия), салон-магазин «Магия света», 7290 руб.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ