Бусы и рюши в растениях и камне

Для того чтобы сделать сад своей мечты, мало найти мастера по ландшафтам и личного садовника. Прежде всего требуется унять собственные амбиции: то, что нравится хозяину, как правило, никакого отношения к искусству ландшафта не имеет. «Во всем стоит положиться на профессионалов», — считает владелица роскошного сада ИРИНА МОЧАЛИНА. Ей потребовались несколько лет и опыт в оформлении двух участков, чтобы наконец достичь гармонии с природой на территории в 50 соток.

— Ирина Викторовна, у вас уже был опыт обустройства участка?

— Да, у нас была дача, мы называли ее «наш домик в деревне». Когда мы купили этот домик, вместе с ним достался огромный огород — соток 18, засаженных картошкой. Мы с Мочалиным картошку вообще не едим, у нас в меню ее нет. Но даже если бы она входила в наш рацион — столько картофеля нам не осилить. И я решила, что вместо картофельного поля у меня будет что-то красивое: сад, лужайки. Начала поиск лучшего специалиста по ландшафтному дизайну. Им оказался Михаил Филиппович Чаплыгин. До сих пор уверена, что судьба мне просто преподнесла подарок. Мне удалось познакомиться и подружиться с мэтром. Михаил Чаплыгин — человек потрясающий. О ландшафте он говорит стихами, но и на любую другую тему общаться с ним просто сказочно интересно.

Я была дама неопытная, и начала Чаплыгиным руководить. Мы сшиблись характерами, и я перевесила. Наверное, прежде всего потому, что тот, кто платит, и музыку заказывает. И я ее «заказывала». Михаил Филиппович воевал со мной за каждый изгиб ландшафта. А мне надо было все отбить по линеечке. В итоге то, что получилось, было следствием компромиссов. Кое-где я соглашалась, шла на уступки — и дорожки, очертания лужаек, ряды кустарников причудливо изгибались. А кое-где он просто уставал и строил мне по линейке, как я требовала. Но когда наше картофельное поле превратилось в сад, я поняла свою ошибку. Самые красивые кусочки нашего сада были именно те, где Михаил Филиппович сумел отстоять свое мнение. Недоумение всех гостей вызывала моя прямолинейность.

Когда мы купили коттедж, мне досталось уже 50 соток, и опять минимум 30 из них было картофельное поле. Картофель меня просто преследовал. А еще соток 20 — заболоченная земля, кочки и вода. Ну, и строительный мусор присутствовал в изобилии.

— Теперь-то вы были уже научены опытом и сразу знали, что хотите видеть вокруг коттеджа?

— Когда я приступала к благоустройству этого участка, я, конечно, избегала ошибок прошлого. Более того, я посетила несколько выставок ландшафтного дизайна на «Сибирской ярмарке». На выставках я уже не просто любовалась красивыми ландшафтами. Красота ведь тоже бывает разная. Прекрасно, но не мое. Участок вокруг коттеджа должен был стать продолжением интерьера дома. Я уже чуть-чуть представляла, чего хочу.

Но была еще одна удача. Мне повезло встретиться и пообщаться с Ларисой Беспаликовой (супруга спикера облсовета Алексея Беспаликова. — «СС»). Эта женщина талантлива во всем, за что бы она ни взялась. И сад у нее образцово-показательный. У нас великолепная система полива, орошения — это ее подсказка. Отличная система уличного освещения тоже появилась благодаря советам Ларисы. Все надо было тщательно продумать, чтобы технические приспособления не были заметны. Лариса очень многое подсказала.

Я приступала к обустройству нового участка, взяв уроки у Чаплыгина, Беспаликовой, а также знания, которые получила на ландшафтных выставках.

— И как вы нашли тех, кто воплотил ваши замыслы?

— Ландшафтников, оказывается, очень много. Посещая выставки, я поняла, что надо искать того мастера, чьи работы мне нравятся. Глядя на экспозиции, я чувствовала — вот это мое: уют, зелень, райские кущи и камни, а это — не мое. Дальше оставалось просто найти, познакомиться и уговорить этих людей заняться моим участком. Но было еще одно условие — надо было все сделать очень быстро. Я хотела за год превратить 50 соток картофельного поля и болота ну если не в райские кущи, то в их подобие, с тем чтобы через два–три года участок уже радовал глаз во всей своей красе. Я была в восторге от работ Инги Степановой и Вячеслава Феоктистова. Нашла их, уговорила, поделила между ними объемы работ.
Я хотела, чтобы часть территории занимал естественный ландшафт, лес, а часть — что-нибудь в стиле английских и французских парков.

— Зонирование территории — ваша идея?

— Да. Это, наверное, от жадности. Мне хотелось всего и сразу. Хочу французский парк, хочу английский газон. А также лесную зону, чтобы у меня там и колокольчик где-то торчал, и сараночка. Папоротники? Конечно, очень хочу. Еще, пожалуйста, деревенскую зону и фруктовый сад. Но все вместе это было сделать невозможно, поэтому было решено разбить участок на зоны. Я эти зоны поделила между двумя ландшафтниками. Их стиль очень мне близок. Я люблю бусики, рюшечки — у них то же самое, только в камнях и растениях. Вячеслав Феоктистов сделал зону естественную и деревенский хуторок, а Инга оформила парковую зону и фруктовый сад. Участок создан двумя разными людьми, но границы между зонами не чувствуется. Постепенно одна зона переходит в другую.

— Теперь вы с ними не спорили?

— Спорила, если они пытались где-то построить по линеечке! Тут уже я была против. Но теперь я стала не столь категоричной, как с Михаилом Филипповичем. Если ты заказываешь художнику портрет, не будешь же диктовать ему, как смешивать краски. Единственное, что можно попросить, так сделать красивее, где-то убрать морщинку или складочку.

Я не диктовала, какое растение сажать или не сажать. Они предлагали. Честно скажу, иногда делала умный вид и кивала, хотя часто даже название впервые слышала. Но я соглашалась, потому что это и есть «смешение красок». Они — настоящие художники, профессионалы. Я очень довольна их работой.

— Вам всегда так везло с дизайнерами?

— За 10 лет, прошедших после покупки первого домика в деревне, судьба меня сводила со многими ландшафтниками. В Новосибирске есть известные, даже знаменитые фамилии, создатели многих парков и садов. Их успех — не случайность, а закономерность. И обращаться надо к ним. Не стоит забывать, что в каждом деле есть как мастера, так и халтурщики. Деньги не падают с неба, так что не надо платить их кому попало.
Сразу предупреждаю: поиск настоящего мастера очень сложен. Я тоже успела обжечься. На выставке, а затем у одного из наших знакомых увидела великолепный ландшафт. Создателем прекрасного пейзажа оказался известнейший во всей России ландшафтник. Но мастер был очень занят, и посоветовал мне свою ученицу. Купившись на громкую фамилию, я согласилась работать с учеником известного мэтра. Наша совместная деятельность продолжалась три месяца. За это время абсолютно ничего не было сделано. А у меня сроки — к сентябрю я мечтала все завершить. Однако дело остановилось на мертвой точке. Приезжала милая дама, ходила по участку, что-то обдумывала, выкапывала кустик, пересаживала, потом на следующий день вырывала его и снова пересаживала. Через три месяца этих мучений я, несмотря на то что считаю себя человеком достаточно терпеливым и деликатным, извинилась и рассчитала эту даму. Может быть, в итоге она сделала бы не хуже, может быть, у меня не хватило терпения, но когда появились Инга с Вячеславом, работа закипела. Каждый день, возвращаясь с работы, я видела, как метр за метром появляются контуры будущего участка.

— Что бы вы посоветовали людям, которые купили дом и участок не так давно, с чего начать его благоустройство?

— Сначала надо для себя решить, чего ты хочешь. Полистать журналы, посетить выставки, пообщаться с ландшафтниками лично. Во-вторых, запастись терпением. Если ты приглашаешь мастера, закуси язык, доверься. Где-то можешь сказать, например, что ты любишь розы, поэтому не надо сажать георгины или гладиолусы. Но вообще-то нужно довериться дизайнеру полностью. Зажмуриться, перетерпеть, если тебе нравились его работы. Иначе получится, как у меня, когда я угробила половину замыслов Михаила Филипповича.

Не надо экономить на растениях. Лучше посадить не побег-однолеточку, а раскошелиться на взрослое растение или дерево. Первый год оно поторчит в земле, акклиматизируется, а на второй будет выглядеть настоящим красавцем. То, что мы успели посадить прошлым летом, смотрелось очень хорошо. В этом году уже ничего сажать не будем, все готово. Остается только смотреть и любоваться, когда все зацветет.

— Я знаю, что прошлым летом вы побывали в Амстердаме. Не хотелось привнести что-то в свой ландшафт из увиденного в Голландии?

— Весь Амстердам — один огромный сад. Куда бы ты ни зашел: скверы, парки, кафе, ресторанчики — все необыкновенно красиво оформлено. Но для меня это чужое. Да, очень красивое, но чужое.

Инга Степанова,
Ландшафтная мастерская «Зеленый Город»:

— На участок к Ирине Мочалиной мы пришли, когда уже были проведены все виды подготовительных работ, проложены подземные коммуникации для автоматического полива, нарисована сеть дорожек, выложено патио.

К работе мы приступили в середине лета. Работали с посадочным материалом, привезенным из зарубежных питомников, с закрытой корневой системой. Хорошо, что сейчас есть выбор и деревьев, и кустарников, и многолетних цветов. Поэтому палитра была богатой, и хозяйка с радостью участвовала в выборе посадочного материала.

В итоге получилась смесь русского духа с французским шармом и английской педантичностью. Стиль сада — эклектика, то есть отсутствие единого направления в ландшафте — очень рационально и в то же время нескучно.

Рационализму хозяев обязан своим рождением «сухой ручей», который был выполнен дизайнером Вячеславом Феоктистовым, мастерски обыгравшим место вечной сырости. Слава создал неповторимую картинку естественного ручья, который берет начало в самой настоящей «лесной зоне», где весной прячутся в траве дикие медуницы и жарки и алеют ягоды земляники летом.

Ирина очень хотела видеть свой участок вечнозеленым, вечнопрекрасным. Да и естественный лес, заботливо оставленный на территории и оберегаемый хозяевами, — это в основном красавицы-сосны. Поэтому основные культуры в ландшафте — хвойные деревья, которые удачно сочетаются с багрянцем лиственных деревьев и кустарников осенью. Разнообразие цветовой гаммы современных хвойных растений (от лимонно-желтого до голубого), а также фактуры и формы видов и сортов позволили нам создать неповторимые сочетания растений в строгих композициях партерной зоны.

У Мочалиных очень напряженный график жизни и работы, и поэтому было еще одно условие, которое мы постарались выполнить. При наилучшей декоративности сада он должен быть как можно менее требователен к уходу. Поэтому при создании многолетних цветников мы использовали различные приемы: применяли укрывные материалы, разные отсыпки. Для облегчения работы садовника края газонов обрамили бордюрной лентой. Под многолетними посадками вся земля также укрыта от сорняков мульчирующими материалами.

Сад у Мочалиных — это совместная работа разных дизайнеров, но главный дизайнер — хозяйка. С Ириной Мочалиной было очень легко работать. Опыт общения со специалистами по ландшафтному дизайну у нее большой. Она всегда знала, чего хочет, но никогда не настаивала на своем, прислушивалась к нашим аргументам. А вообще, любой ландшафт — это в первую очередь хозяева участка. Мочалины — доброжелательные и гостеприимные люди, они с уважением относились ко всем, кому доверили «сад своего сердца».

Благодрарим Ирину Мочалину за фотографии личного участка, предоставленные из семейного архива.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ