Визитная карточка Рождества

Возвращенная традиция отмечать Рождество воскресила и слегка старомодный обычай вручать поздравительные открытки. Не те безлико-вульгарные, представленные россыпью возле касс супермаркетов, и не электронные, с одинаково подмигивающими котятами. Рождественская открытка должна быть самой настоящей — винтажной, наполненной теплом и дыханием прошлых лет.

Мода на рождественские открытки — одна из самых устойчивых: этот тренд, говоря современным языком, зародился еще в средневековой Европе. Именно тогда накануне Рождества богатые дома украшались гравюрами и литографиями на тему библейского сюжета; такие гравюры преподносились в качестве подарка отличившимся военачальникам. По мере развития книгопечатания все большее распространение получали печатные образцы известного сюжета. А в середине XVIII века в Париже появились первые в мире визитные карточки. Как это ни покажется странным, но первые визитки были как раз не элементом общения между деловыми людьми, торговцами и промышленниками, а обязательным атрибутом рождественских праздников. Накануне Рождества визитные карточки, украшенные фамильными вензелями, было принято лично развозить всем важным адресатам. В то же время доподлинно известно, что первую рождественскую открытку создал известный английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он лично нарисовал для своего близкого друга, были изображены зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Спустя полвека английская рождественская открытка приобрела статус серийной, и ее производство было поставлено на поток.

В Россию рождественская открытка пришла из Англии в 90-х годах XIX века. Ее главными героями были веселые взрослые и дети, чуть реже встречались животные. Предприимчивые русские купцы привозили в Россию только те открытки, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке — ее потом наносили на русском. Дело это было хлопотное, стоили английские открытки дорого, и потому спустя несколько лет в России было налажено собственное производство открыток, получивших нехитрое название «поздравишки».

Первые русские открытки послужили делу благотворительности. Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) выпустил серию из десяти открыток к Рождеству 1898 года с целью получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. Особую ценность и неповторимость открыткам придавало то, что они были изданы по известным акварельным рисункам популярных петербургских художников: «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова. На перечисленных выше открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», но по замыслу издателей и по сюжетам рисунков их можно считать именно первыми рождественскими открытками. К сожалению, единая коллекция тех открыток не сохранилась. Отдельные образцы находятся в архивах Русского музея и Эрмитажа; есть они и в частных коллекциях. Три года назад экземпляр открытки «В саду» был продан на аукционе Sotheby’s за 10 тыс. фунтов.

В дореволюционной России рождественские открытки весьма быстро стали популярными, а по мастерству исполнения они во многом превосходили зарубежные. Авторами эскизов выступали только известные художники: Иван Билибин, чей художественный талант был сконцентрирован на иллюстрациях к русским сказкам и былинам; Мстислав Добужинский, известный график, работавший в смешанной технике либо чистым рисунком тушью; акварелист Анна Остроумова-Лебедева. Разнообразные сюжеты «поздравишек» были рассчитаны на самые разные вкусы и различные социальные слои населения. Сложился даже своеобразный канон «поздравишки»: она была и высокохудожественной, и в то же время простой, яркой, веселой — как сам праздник. Весьма скоро среди персонажей рождественских открыток появился и Дед Мороз — герой сказок и обрядового фольклора. А вот Снегурочка станет персонажем новогодних открыток гораздо позже, только в 40-е годы XX века. Кстати, в начале XX века из 23 государств Всемирного почтового союза только Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9 х 14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию авторов русских «поздравишек».

После октября 1917 года открыткам была объявлена жестокая война. Они подлежали немедленному уничтожению как средство религиозной пропаганды (ведь на них было написано «С Рождеством Христовым!») и как предмет быта буржуазного общества. Русская рождественская открытка продолжала издаваться только в Риге, в русских Берлине и Париже.

Однако в годы Великой Отечественной войны открытки были реабилитированы — они стали осколком мирной жизни, ярким пятном в военные будни. Конечно, о Рождестве речи идти не могло, но по личному указанию Сталина к 1 января 1942 года московские типографии выпустили более миллиона поздравительных карточек. Правда, тематика этих «новогодних» открыток была целиком связана с войной. По понятным причинам качеством и особым разнообразием сюжетов они не отличались: художники стремились к сравнительно простым приемам исполнения. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток — солдаты и офицеры посылали их из освобожденных стран Европы.

Потоку «буржуазной продукции» нужно было противопоставить что-то свое, пропагандирующее советскую идеологию. В СССР стали выпускаться массовыми тиражами тематические открытки ко всем официальным праздникам; появились такие мотивы, как освоение космоса, дружба народов и борьба за мир. И только несколько позже вернулись на свои привычные места новогодние герои — Дед Мороз и Снегурочка. В 70-х годах основным мотивом новогодней открытки становятся календари, часы и цифры, причем в обязательном порядке должны были изображаться часы Спасской башни Кремля.

И вот совсем не так давно мы вновь получили возможность наслаждаться открытками, сюжеты которых не ограничены политикой и идеологией. И конечно, особую ценность приобретают винтажные открытки — те самые, дореволюционные, в поисках которых коллекционеры-филокартисты готовы объехать весь мир. Увидеть старинные открытки можно в музеях, а купить — в антикварных салонах или букинистических магазинах. Стоимость такой открытки варьируется от 3 до 10 тыс. руб. — все зависит от состояния и ценности экземпляра. Кстати, в Европе найти старинную рождественскую открытку гораздо проще: отдельные экземпляры встречаются практически на всех блошиных рынках. И если не ставить перед собой амбициозную задачу стать владельцем настоящего шедевра, вполне реально привезти из Франции или Германии превосходные русские открытки по цене от 10 евро за штуку. А вот приобретать открытки через интернет-аукционы коллекционеры не советуют — слишком велика вероятность подделки. Но на сайтах профессиональных коллекционеров можно познакомиться с лучшими образцами, узнать подробнее об истории и традициях русского открыточного искусства. Самые известные современные филокартисты России — семья Шиманко, Виктор Петраков, Арсен Мелитонян. Время от времени они устраивают экспозиции собственных частных коллекций в музеях различных городов. И вполне могут согласиться выменять какую-либо открытку на другую антикварную ценность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ