Смена модели телекоммуникационного бизнеса?

Прошедший I квартал 2011 года на рынке интернет-провайдеров Сибири констатировал переход на новый виток в конкурентной борьбе. Действующие провайдеры увеличили маркетинговую активность, предпринимая агрессивные шаги в продвижении услуг, инициируя новые тарифные предложения и активизируя программы лояльности. Такие шаги, помимо всего прочего, позволяют оставшимся независимым провайдерам заявить о себе в преддверии очередной волны сделок по слияниям и поглощениям.

Участники телекоммуникационного рынка позитивно оценивают итоги начала года на рынке ШПД. По оценкам гендиректора компании «Новотелеком» Олега Игнатенко, рынок ШПД Новосибирска в I квартале 2011 года продолжал свой рост прежними темпами, и к 1 апреля количество абонентов достигло отметки 355 000 (+36%), хотя годом ранее оно составляло 260 000. При этом в самом «Новотелекоме» рассказывают, что на конец марта у них было 112 000 активных абонентов, в результате чего рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 35,7%.

В свою очередь ближайший конкурент «Новотелекома» — компания «Сибирские Сети» — констатирует, что абонентская база на конец I квартала составила 74 000 абонентов, причем темпы ее прироста в I квартале 2011 года оказались на 30% выше аналогичного периода в 2010 году. Впрочем, как показывает практика, и это не является пределом. Так, в «ТТК-Западная Сибирь» отмечают рост абонентской базы сразу в два раза в сравнении с I кварталом 2010 года. «Прирост абонентов в Новосибирске за I квартал составил свыше 3 тыс. абонентов. На конец периода наша абонентская база физлиц насчитывает более 90 000 абонентов», — рассказывает коммерческий директор «ТТК-Западная Сибирь» Борис Плетнев.

Комментируя ситуацию на рынке, его участники отмечают, что на текущем этапе крупные интернет-провайдеры уже решили проблему «территориального охвата», поэтому единственным выходом для дальнейшего наращивания абонентской базы является поход операторов в близлежащие города. При этом в такой ситуации возможен вариант как развития в этих городах собственной сети, так и покупки местных провайдеров.

Довольны итогами квартала и провайдеры, работающие в корпоративном сегменте. Так, коммерческий директор Сибирского региона «Энфорты» Александр Родионов отмечает, что по ключевым показателям (выручка, средний доход на одного абонента, клиентская база) с конца 2010 года компания прирастает хорошими темпами, что связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Среди внешних факторов он выделяет прежде всего рост экономики города, смещение потребительских предпочтений в сторону качества услуг связи и сервиса и увеличение роли качественной связи в ведении бизнеса. Абонентская база «Энфорты», работающей исключительно в B2B-сегменте, в апреле, по его словам, переросла отметку в 40 000 клиентов. А в сибирском филиале «Вымпелкома» констатируют, что в глобальном выражении постепенно происходит стагнация рынка, но при этом, некоторые регионы имеют стремительный рост.

Если говорить о дальнейшем соотношении корпоративного сегмента и сегмента физлиц, то аналитики iKS-Consulting прогнозируют, что доля корпоративного рынка в Сибири будет постепенно снижаться с 35% в 2009 году до 27% в 2015-м. «Сегмент частных пользователей быстро растет по абонентам, но относительно медленно по доходам из-за значительного снижения среднего дохода на одного абонента (ARPU), поэтому доля сегмента корпоративных пользователей, который прирастает по абонентам меньшими темпами, чем сегмент частных пользователей, остается относительно стабильной», — отмечает аналитик iKS-Consulting Михаил Бодягин.

Структурные изменения

В условиях усиления конкуренции интернет-провайдеры активно занялись программами лояльности, чтобы удержать «своего» абонента и привлечь «чужого», а также активизировали агрессивную, даже провокационную маркетинговую политику. Впрочем, по мнению аналитиков, этим изменения не исчерпываются и можно говорить о смене модели регионального бизнеса операторов ШПД. Так, по наблюдениям директора по развитию ИТ-компании «Утилекс» Антона Солдатова, на сибирском рынке наблюдается смена бизнес-модели операторов ШПД: от «торговли Интернетом в розницу» — к доступности востребованного контента по адекватной цене. В связи с этим, по его мнению, выиграет тот, кто раньше других сможет определить и обеспечить показатели качества совершенно новых услуг.

Сами провайдеры по-разному относятся к такой позиции. По мнению директора по маркетингу и продажам «Сибирских Сетей» Сергея Вепренцева, бизнес-модель действительно меняется в сторону пакетного предоставления услуг и расширения набора сервисов для абонентов. «В настоящее время оператор обязан давать качественный доступ к востребованным контент-ресурсам, таким как, к примеру, YouTube, «Вконтакте». Абоненту в первую очередь важна уже не скорость доступа, а такие параметры, как просмотр видеороликов без тормозов, комфортный просмотр видеотрансляций, игра без зависаний на мировых игровых серверах. По этому параметру абонент и определяет «качественность» оператора», — рассказывает Сергей Вепренцев.

Олег Игнатенко, напротив, не согласен, что бизнес-модель провайдера как-то меняется. «Операторы не «торгуют Интернетом в розницу», они предоставляют круглосуточный комфортный доступ во внешнюю сеть, а абонент сам определяет свои потребности в информации, развлечении или сервисах. По мере насыщения рынка усиливаются конкуренция и перетоки абонентов, повышается значимость качественного обслуживания и бесперебойной работы сети», — считает Олег Игнатенко.

Участники корпоративного сектора подмечают другие характерные черты в бизнес-модели операторов. «Если говорить о крупных, конвергентных операторах, то тут мы можем видеть фокус на предоставление кросс-услуг, что, безусловно, увеличивает ценность оператора для клиента, позволяет привлекать клиентов в другие сегменты бизнеса и повышает лояльность абонентов», — отмечает директор по корпоративному бизнесу Сибирского региона ГК «Вымпелком» Армэн Гасарян. С такой позицией согласен и директор по развитию фиксированного бизнеса «МТС Сибирь» Дмитрий Левин, по мнению которого, основным изменением бизнес-модели можно назвать создание универсальных операторов связи, предоставляющих полный спектр телекоммуникационных услуг, включая конвергентные услуги и пакетные предложения.

Интеграция как двигатель конкуренции

Одним из ключевых характеристик I квартала 2011 года на рынке ШПД стало усиление интеграционных процессов, а именно объединение «Сибирьтелекома» и «Ростелекома», а также покупка компанией МТС новосибирского провайдера CityHomeNet и барнаульской Inteleca. Ближайшие конкуренты МТС — «Билайн» и «МегаФон» — пока сделки в этом сегменте в Сибири не осуществили, хотя и продолжают активно интересоваться местными провайдерами. В частности, ранее «Билайн» вел переговоры с новосибирским «Новотелекомом» и барнаульским Enter.

Пока же, по данным iKS-Consulting, самыми крупными провайдерами Сибири по объ-

ему абонентской базы сегмента B2C остаются объединенный «Ростелеком» (39,6%), «ЭР-Телеком» (9,5%), «Новотелеком» (5,6%), «Сибирские Сети» (3,6%) и «Омские Кабельные Сети» (2,9%). По мнению аналитика iKS-Consulting Михаила Бодягина, к 2014 году рынок ШПД Сибири неизбежно придет к олигопольной структуре. Он прогнозирует, что 39% будет занимать «Ростелеком», 13% — «ЭР-Телеком», 12% — «Билайн» и 11% — МТС. C такой позицией согласны и в «ТТК-ЗС». «Думаю, процесс поглощения небольших региональных провайдеров продлится еще какое-то время, а затем ситуация стабилизируется: останется 4–5 крупных операторов, главными задачами которых станут привлечение и удержание клиентов», — отмечает Борис Плетнев. По его наблюдениям, многие местные игроки рынка готовятся к продаже, и одной из главных задач для них становится увеличение абонентской базы. «С этой целью местные операторы зачастую демпингуют. Стратегия федеральных компаний является более долгосрочной: предоставление качественной связи, создание определенного набора дополнительных услуг для абонента, развитие клиентского сервиса», — говорит Борис Плетнев.

Однако при этом большинство самих провайдеров отмечают, что пока интеграционные процессы в отрасли не сильно повлияли на увеличение конкуренции, и серьезных изменений на рынке это не вызвало. Во многом это связано с тем, что любой процесс слияния и поглощения требует времени. «Мы однозначно наблюдаем первые шаги в этом направлении и видим вход конкурентов к клиентам в качестве универсальных операторов. Этого следовало ожидать — «зима не пришла неожиданно», и со своей стороны мы оперативно и адекватно реагируем на изменения бизнес-рынка», — отмечает Армэн Гасарян. А Борис Плетнев считает, что на распределение сил на рынке влияет не столько покупка крупными игроками небольших региональных операторов, сколько образование пула из четырех крупнейших игроков, с которым и будут конкурировать остальные игроки, но только в отдельных сегментах рынка.

В этой связи является важным для провайдера важно четкое понимание целевого сегмента, в на который он ориентируется, тем более, что конкурировать на рынке можно по разным параметрам, — цене, скорости, качеству, и.т.д. «Мы конкурируем только в B2B сегменте, в котором имеем свой целевой сегмент, а «большая тройка» и «Ростелеком» конкурируют по другим критериям», — отмечает Александр Родионов. Вместе с тем, он констатирует, что в Новосибирске конкуренция выше, чем в ряде других городов.

Конкуренция с 3G

Одними из главных конкурентов операторов ШПД можно считать сотовых операторов, активно продвигающих свои USB-модемы, а также планшеты и коммуникаторы для доступа в интернет. Президент «TELE2 Россия» Дмитрий Страшнов не так давно отмечал, что при повсеместном введении стандарта 4G, мобильный интернет в долгосрочной перспективе может полностью вытеснить ШПД, так как будет обладать схожими скоростными параметрами.

Практически все опрошенные сибирские интернет-провайдеры не разделяют такую позицию, считая, что эти услуги не совсем корректно считать конкурирующими, и скорее, они будут дополнять друг друга. Армэн Гасарян вообще считает некорректным сравнение мобильного интернета и ШПД. «Я бы сказал, что эти услуги будут делить между собой рынок, т.к. в большей степени они друг друга взаимодополняют, нежели вытесняют. Полагаю, технологии 3G/4G, займут свои 25%-30% в доле расходов на услуги связи от услуг одного абонента», — отмечает Армэн Гасарян.

А по мнению Сергея Вепренцева, серьезная конкуренция между проводным и беспроводным доступом наступит тогда, когда беспроводная технология сможет обеспечить те же бесперебойность, качество и набор услуг, которые сейчас даёт проводной доступ». Вместе с тем, по его мнению, развитие мобильного интернета повлияет на ценовую политику на рынке ШПД для малого и среднего бизнеса, а также позволит решить проблему информатизации частного сектора.

Тарифные войны

Несмотря на то что еще недавно можно было говорить о затишье в плане тарифных войн, сейчас очевидно, что это было затишье перед бурей. Одним из главных катализаторов процесса стал вывод новой тарифной линейки от «Сибирских Сетей», декларирующей ежемесячное пошаговое уменьшение цены за ШПД при увеличении скорости доступа. В самой компании отмечают, что вводом «Реактивного Интернета» задали новый ритм рынку. «Более 10 000 существующих абонентов за первые две недели сделали свой выбор в пользу новых тарифов. Существенно увеличился приток новых абонентов — в 1,5 раза. Конкуренты ответили на наш вызов, но никто из них, в отличие от нас, не отважился снизить цену, ограничившись лишь очередным разгоном скоростей», — отмечает Сергей Вепренцев.

Опрошенные «КС» провайдеры не комментируют шаги конкурента. Аналитики же довольно скептически оценивают политику провайдера. «Это очередной PR-ход в старой парадигме: использование «мифического» параметра скорости для стимуляции спроса. Однако сейчас это уже невозможно — абоненты ждут предсказуемого. Прогресс вернется на рынок ШПД тогда, когда игроки этого рынка начнут задумываться, зачем потребителям их услуг доступ в Интернет и что является их продуктом», — констатирует руководитель направления «Технологии» компании «Утилекс» Александр Савченко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ