Возвращение в Сибирь

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета может снова возглавить Борис Мездрич, занимавший эту должность с 2001-го по 2008 год. По информации из близких к Борису Мездричу кругов, он дал принципиальное согласие занять пост директора НГАТОиБ и готов вернуться в Новосибирск из Ярославля уже на следующей неделе, как только в Министерстве культуры РФ будут подписаны соответствующие документы. Слухи о возвращении Мездрича вот уже несколько дней циркулируют в театральных кругах Новосибирска, а в самом театре неофициально об этом говорят как о почти свершившемся факте.

Предыдущий руководитель театра Руслан Ефремов, напомним, покончил с собой в декабре минувшего года в Минске, где принимал участие в крупном Рождественском оперном форуме. Руслан Ефремов был директором НГАТОиБ с 2008 года.

По информации из различных источников, Мездрич — не единственная рассматриваемая кандидатура на пост директора Новосибирского оперного. Еще один кандидат — Андрей Филичев, бывший вице-губернатор Новосибирской области. Разумеется, механизм окончательного принятия решения скрыт, но если руководствоваться интересами театра, то выбор в пользу Мездрича логичен и очевиден.

Важность этого события, если оно свершится, трудно переоценить. Именно на те годы, когда Борис Мездрич руководил Сибирским колизеем, выпали наибольшие успехи театра. Более того, многие называют Мездрича лучшим театральным директором России и поговаривают, что он знает секрет, как сделать из самого захудалого коллектива успешный театр.

Стоит напомнить факты. Омич по рождению, Мездрич окончил геолого-геофизический факультет НГУ. В студенчестве он был вице-президентом общества любителей хореографии «Терпсихора», а после окончания вуза, несколько лет проработав по специальности, выбрал театральную стезю — руководил дальневосточными театрами. В 1989 году он стал директором Омского драматического театра и возглавлял его до 2001 года. За эти годы Омская драма много раз становилась лауреатом высшей российской театральной премии «Золотая маска», а труппа театра считается до сих пор одной из лучших в стране. После конфликта с омским губернатором Леонидом Полежаевым Мездрич покинул Омск, и осенью 2001 года тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой назначил его директором НАТОиБ.

При Мездриче Новосибирский оперный претерпел значительные изменения как в творческой сфере, так и в организационной деятельности. Главным дирижером стал Теодор Курентзис, а балет возглавил Игорь Зеленский. Спектакли НГАТОиБ много раз становились лауреатами «Золотой маски»: можно вспомнить эпохальную «Аиду» в постановке Дмитрия Чернякова и «Жизнь с идиотом» Генриха Барановского, «Кармен» и «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Коппелия» и «Золушка», современную хореографию. При Мездриче была проведена масштабная реконструкция театра, которая закончилась быстро и не вышла за рамки определенного для этого бюджета, — что на фоне затянувшихся скандалов и астрономических бюджетов на реконструкции Мариинки и Большого театра выглядит верхом успешности. Мездрич — опытный руководитель, соединяющий художественное чутье и прагматичность, поэтому реконструкцию театра он поручил Ирине Драчевской, супруге тогдашнего полпреда президента в СФО. Благодаря этому тактическому ходу ремонт прошел вовремя, а средства не были разворованы.

В 2008 году Мездричу сделали предложение, от которого он не смог отказаться: в свете приближающихся торжеств в честь 1000-летия Ярославля его назначили директором старейшего русского театра имени Федора Волкова. Театр считался вполне провинциальным, и задачей Мездрича было вывести его в «высшую лигу». За два года Мездрич много успел и на новом месте: о театре заговорили, в репертуаре появилась современная драматургия, стали работать молодые режиссеры. В 2009 году Мездрича как директора Ярославской драмы наградили премией Станиславского — одной из самых престижных именных театральных наград — за вклад в развитие театрального дела.

Новый директор НГАТОиБ Руслан Ефремов был из команды Мездрича еще с омских времен. В театре он занимал должность замдиректора по финансовым вопросам, и осваивать творческую составляющую профессии ему пришлось в ускоренном темпе. К тому же его назначение совпало с кризисом. Из ярких событий при Руслане Ефремове можно назвать несколько: совместную новосибирско-французскую постановку «Макбета», подготовленную еще Мездричем, мучительно долгий выпуск обновленного «Лебединого озера» и триумфальные полноформатные гастроли в Париже новосибирского балета прошлым летом. Опера существовала в основном в формате концертного исполнения, а козырь театра — Теодор Курентзис — показывался в Новосибирске все реже и реже, пока этой зимой не принял решение оставить Сибирь в пользу Перми.

Борису Мездричу, если это назначение не сорвется, придется восстанавливать в театре многое. Искать нового главного дирижера, желательно хоть как-то сопоставимого по масштабу с Курентзисом. Восстанавливать оперный репертуар, в котором идут в основном старые обветшавшие постановки, а от всех увенчанных премиями спектаклей остались одни воспоминания. Поднимать уровень оркестра, потому как Теодор Курентзис предпочитал уделять все внимание любимому детищу — камерному оркестру Musicа Aeterna.

Не подверженным разрушительному влиянию времени остается хор театра; растет уровень балета.

Если в НГАТОиБ вернется Мездрич, то в преодолении всех вышеперечисленных проблем можно не сомневаться. Тогда театр сохранит свое престижное место в тройке главных оперных театров страны, составляя конкуренцию Большому и Мариинскому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ