Антон Титов: «В России спрос на новую обувь чуть выше физического износа продукта»

Уже несколько лет обувной ритейл является одним из самых динамичных на рынке потребительских товаров. Устойчивость этого бизнеса наглядно показал экономический кризис, во время которого крупные федеральные игроки продолжили наращивать свои сети. О том, как пережила кризис новосибирская компания общероссийского масштаба «Обувь России», с какими вызовами этот игрок сталкивается сегодня и каковы ближайшие планы компании, корреспонденту «КС» МИХАИЛУ КИЧАНОВУ рассказал директор компании «Обувь России» АНТОН ТИТОВ.

— Каким для обувного рынка стал 2010 год?

— Год оказался для нас достаточно позитивным. Весной обувной рынок вышел из кризиса. Можно сказать, что мы отделались легким испугом, в отличие от многих других секторов экономики. К тому же обувной рынок меньше всего пострадал в кризис. Падение спроса, по разным оценкам, составило от 15% до 25%. Обувь — товар первой необходимости: ботинки износились, босиком ходить не будешь, хочешь не хочешь, а купишь новую пару. К тому же мы еще до кризиса сделали ставку на эконом и среднеценовой сегменты, которые в меньшей степени пострадали в 2008–2009 годах, чем рынок дорогой обуви.

— Насколько ваша компания ужалась в кризис?

— На 20%. В связи с нехваткой финансирования и дефицитом кредитных ресурсов в начале 2009 года нам пришлось принять ряд антикризисных мер: сокращать торговую сеть и персонал. Однако мы уже полностью восстановились и по объемам продаж, и по количеству магазинов. В этом году открыли 20 новых торговых точек, например, четыре магазина в Перми, наметили планы по выходу в Ижевск, где сформировали команду и ведем поиск помещений. Возможно, до конца года успеем открыть магазин в Ижевске. Планируем расширяться в центральной части России.

— Сколько сегодня магазинов и форматов у «Обуви России»?

— У нас 116 магазинов, компания присутствует в 40 городах. Мы представляем два основных розничных формата: «Вестфалика» и «Пешеход». С 2005 года мы поэтапно переводили марку «Вестфалика» из нижнего экономсегмента в среднеценовой. В текущем году этот процесс был завершен. Изменились и концепция бренда (в том числе дизайн и логотип), и качество обуви. Мы расширили ассортимент и внедрили коллекционное производство. Все это привело к росту продаж сети.

Активно развивается на рынке и наш второй проект — сеть магазинов «Пешеход», которую мы запустили в 2006 году. Это нижний ценовой сегмент. Сейчас сеть представлена 11 магазинами. Данный формат мы тоже намерены активно развивать. Он будет тиражироваться во всех городах нашего присутствия.

Кроме того, в текущем году мы вновь вернулись к идее развития бренда Emilia Estra. Но если до кризиса под этой маркой продавалась дорогая обувь и мы планировали создание специализированной монобрендовой торговой сети, то сегодня Emilia Estra — это недорогая молодежная обувь, которая продается в формате Shop-in-shop в магазинах розничной сети «Вестфалика». Проект оказался востребованным: в 2010 году мы уже продали порядка 30 тыс. пар этой обуви. В планах следующего года продать более 100 тыс. пар.

— Открытие магазинов — это банковское проектное финансирование?

— Нет, это собственные средства компании.

— Сколько в среднем стоит открыть магазин?

— Затраты на аренду и оборудование в среднем укладываются в 1 млн рублей. Однако торговая точка требует порядка 5 млн рублей оборотных средств.

— Какую вы закладываете окупаемость своих магазинов?

— Без учета оборотки — год. Оборотку магазин нарабатывает постепенно, за несколько лет. При этом новый магазин должен выйти на плановые показатели выручки уже за первый сезон. Если этого не происходит, мы срочно принимаем меры по его реанимированию или закрытию. Но такой пессимистичный сценарий развивается крайне редко. Например, из 20 магазинов, открытых в этом году, не совсем удачным оказался только один.

— Как вы выбираете города для своей экспансии?

— Изучаем емкость рынка и конкуренцию. Смотрим, кто из федеральных игроков присутствует, насколько сильны позиции местных участников рынка. Не секрет, что порой сложнее конкурировать не с крупным федеральным игроком, а с локальной компанией. Изучаем рынок недвижимости с точки зрения арендных ставок и наличия хороших предложений. Изучаем климатические, сезонные особенности. Например, работа в южных регионах требует кардинального пересмотра ассортимента, отказа от целого ряда позиций. В общем, смотрим, насколько тот или иной город комфортен для нас, как он вписывается в нашу бизнес-систему.

— Есть ли планы по возобновлению присутствия «Обуви России» в Москве?

— Мы и сейчас присутствуем в Москве, но как оптовая компания. В начале кризиса мы вынуждены были закрыть там свою розницу — пять магазинов. В этом городе очень высокие управленческие расходы, дорого содержать логистическую инфраструктуру и управленческий персонал. В Москве эффективно работать с сетью от 30 магазинов. Именно с таким объемом магазинов мы намерены вернуться в Москву в течение двух–трех лет. Еще раньше планируем зайти на рынок Санкт-Петербурга, где сегодня мы тоже присутствуем как оптовый игрок. В Питере расходы заметно ниже: там можно эффективно работать уже с 10–12 магазинами.

Всего же в течение ближайших трех–пяти лет мы намерены ежегодно открывать в городах России по 40–50 магазинов. В следующем году мы ставим задачу открыть 40–45 магазинов. Будем заходить в новые регионы. Сейчас ищем команды, изучаем рынки Казани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга.

— Обувной ритейл настолько свободный рынок?

— В отличие от многих других потребительских рынков обувной рынок остается неконсолидированным. Доля профессиональных сетей на нем не более 12–15%. То есть порядка 85% рынка — это маленькие частные магазинчики и уличная торговля. Но здесь неуклонно происходит укрупнение: сети все активнее входят в новые для себя города, а мелкие игроки или продаются, или уходят. Во многом экспансии обувщиков способствует стагнация других сфер среднеформатного розничного ритейла. Например, долгие годы нашими конкурентами за аренду были компании сотового ритейла и игровые автоматы. Сегодня первые уже закончили этап бурного расширения, а вторые оказались вне закона. Если в 2006–2007 годах за одну торговую точку нам приходилось конкурировать с несколькими компаниями и выбора почти не было, то сегодня мы можем позволить себе выбирать лучшее сразу из нескольких предложений. Это характерно практически для всех городов страны. Думаю, еще года два ситуация на рынке недвижимости для нас будет благоприятной.

— Что собой представляет производственная база компании?

— Мы размещаем заказы на крупнейших обувных предприятиях Китая. Не секрет, что 90% обуви на российском рынке — продукт китайского производства. При этом Китай — безусловный лидер мирового производства обуви. Каждый год в этой стране производится 10 млрд пар обуви — по полторы пары на каждого жителя планеты.

— Насколько успешно развивается запущенный вами проект потребительского кредитования?

— Мы первыми на российском рынке стали продавать обувь в кредит. Проект родился до кризиса, в 2007 году, и был нацелен на рост единовременных покупок. Случалось, что люди брали по пять–семь пар обуви сразу. Но в кризис ситуация резко изменилась. Нашим кредитом стали пользоваться уже при покупке первой пары обуви. С весны этого года мы запустили проект «Рассрочка на три–пять месяцев». Данную услугу мы стали оказывать нашим клиентам уже самостоятельно, без участия банков-партнеров. Услуга оказалась востребованной. В текущем году в наших магазинах суммарно были оформлены кредиты и рассрочка на 300 млн рублей — это в три раза больше, чем мы имели до кризиса. Думаю, в следующем году мы доведем продажу через кредит и рассрочку до 600 млн рублей.

— Ожидаете ли вы в 2011 году роста спроса на обувь?

— Мы на это надеемся. Сегодня в России спрос на новую обувь чуть выше физического износа продукта. В среднем в стране сегодня покупается 2,5 пары на человека. В Европе норма потребления — 5 пар на человека. А ведь у нас климат намного суровее и все времена года ярко выражены. Думаю, постепенно спрос на обувь будет расти в нашей стране.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ