«Модернизация политической жизни в Новосибирской области и роль правящей партии»

Сегодня «Единая Россия» объединяет огромное число людей бизнеса, людей, которые работают в экономике. Правящая партия как никогда велика и многолика и нуждается в коммуникации различных уровней и групп, в обмене идеями и информацией. Власть должна уметь слышать представителей бизнеса, а бизнес — прислушиваться к решениям власти, федеральный центр должен иметь возможность услышать регионы и наоборот.

Поэтому «Континент Сибирь» открывает серию публикаций, смысл которых кратко можно было бы охарактеризовать как диалог ответственных людей. За круглым столом в редакции «КС» мы намерены обсуждать самые острые вопросы политической жизни региона и страны с представителями партии «Единая Россия».

Темой первого обсуждения за круглым столом в «Континенте Сибирь» 29 октября стали итоги выборов в Законодательное собрание Новосибирской области. Они изменили политический ландшафт региона: сменилось руководство регионального отделения «Единой России», Законодательного собрания, вне стен областного парламента остались многие представители крупного бизнеса, входившие в избирательные списки «Единой России».

Участники круглого стола: первый заместитель председателя ЗС, руководитель фракции «Единая Россия» Евгений Покровский, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике ЗС Сергей Титков, член комитета по строительству и ЖКХ Дмитрий Гордеев, председатель совета директоров ЗАО «СЛК-Моторс» Андрей Андреев.

«Надо было ножками, ножками!»

«КС»: — В эту избирательную кампанию 1 млрд 300 млн рублей было вложено в капитальный ремонт дорог Новосибирска. При этом голосование в областном центре за «Единую Россию» оказалось ниже, чем на селе. Почему так произошло? Вроде бы и деньги на дороги дали, и работа шла, а не обернулось это голосами за партию? Или, например, Сергей Николаевич Титков не один год работает на своем округе, хорошо известен в нем, и тем не менее результат голосования оказался не столь высоким, как рассчитывалось. В чем причина низкого рейтинга партии?

Евгений Покровский: — К сожалению, мы не получили ожидаемого результата, на который рассчитывали. Процент проголосовавших за «Единую Россию» (44,8%) не отражает реальной поддержки нашей партии. Основная ошибка — слишком мало наши кандидаты-«единороссы» встречались с людьми, мы не смогли объяснить, что сегодня из себя представляет партия, что она сделала для жителей области. Мы, члены «Единой России», успокоились, начали пребывать в состоянии «мы самые сильные, мы самые могущественные, мы обладаем всеми возможностями». И мы поленились. А надо было ножками, ножками! Во все деревни, во все населенные пункты.

Сергей Титков: — Анализ избирательной кампании показал, что в случае если депутат избирается на одном и том же округе больше трех раз, надо менять тактику. Надо говорить не о том, что сделано, а о том, что будет сделано, построено, в чем и где улучшится жизнь людей. Избиратели должны четко представлять, что от их выбора зависит, будут или нет строиться дороги, детские сады, жилье и так далее. Другой важный момент — усталость избирателей от одних и тех же лиц народных избранников. Возможно, следует менять привычные округа. Ведь посмотрите, были трудности практически у всех кандидатов, избиравшихся на своих округах по три-четыре раза. Например, за Александра Морозова (председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС. — «КС») на предыдущих выборах в региональный парламент первого, второго, третьего, четвертого созывов голосовало без малого 100% избирателей. А на этих выборах были трудности.

Впрочем, я не склонен считать, что «ЕР» показала уж очень плохой результат на последних выборах. В 32 из 38 мажоритарных округов победили наши депутаты-«единороссы». Это очень важно. Это значит, что люди нам поверили. Это великолепный результат, если бы была двухпартийная система.

Еще один нюанс. Некоторые кандидаты понадеялись на пресловутый административный ресурс. Выборы этой осенью еще раз подтвердили, что никакого административного ресурса нет, а если кто-то на него надеется, то он делает большую ошибку.

Дмитрий Гордеев: — В городе люди все равно хуже ходят на выборы, чем в сельских округах. Поэтому чтобы обеспечить победу, нужно было как можно больше встречаться с жителями, поработать на явку избирателей. Неслучайно наш центральный избирательный штаб «Единой России» всем кандидатам, будь то одномандатники или списочники, рекомендовал проводить от пяти до восьми встреч в день. Те, кто этим рекомендациям следовали, победили. Те, кто надеялся на общепартийную агитацию, партийные ролики по ТВ, на административный ресурс, — не прошли. Нужно было ходить, агитировать за себя, за партию, убеждать людей прийти на избирательные участки. Это была одна из основных составляющих успеха на выборах.

Евгений Покровский: — Дмитрий абсолютно правильно говорит. Еще вначале предвыборной кампании было принято очень грамотное решение, которое, я считаю, стало залогом маленьких, но серьезных побед — закрепить кандидатов по партийным спискам за одномандатными округами. И те округа, где шли плечо к плечу сильный одномандатник со списочником, показали хороший результат. Сегодня списочник прошел тот же путь, что и одномандатник, так же отрабатывал, провел множество встреч, так же участвовал в избирательном процессе. В технологическом плане этой кампании — это большой плюс.

«КС»: — Андрей Аркадьевич, продолжая тему работы над ошибками, вы можете сказать, какие ошибки были в вашей избирательной кампании?

Андрей Андреев: — Пожалуй, все вышеперечисленные ошибки были и у нас. И усталость людей от депутата, который избирается от этого округа не первый год, и недостаточная явка… Сергей Николаевич правильно сказал, что выборы в 2001–2005 годах фактически прошли «на ура!». Были высокие цены на нефть и газ, было очень много популизма: раздавали бесконечные обещания, которые не подкреплялись строчками в бюджетах. Это стало благоприятной почвой для роста многих политиков.

«КС»: — Раньше популярность федеральных лидеров обеспечивала популярность партийному списку, а сейчас это уже не работает?

Андрей Андреев: — Однозначно не работает. Очень серьезную негативную роль сыграли последствия кризиса. Дрогнула строительная отрасль, не привели к успеху интервенции в сельском хозяйстве, росла социальная напряженность. Но самое важное, почему, на мой взгляд, «Единая Россия» набрала меньше голосов, чем ожидалось, это отсутствие графы «против всех». Это позволило нашим оппонентам — КПРФ, «Справедливой России» — набрать больше процентов голосов. И это при том, что у этих партий нет никакой стратегии развития страны, ни идеологии развития, нет лидеров, которые готовы взять на себя ответственность за будущее страны. Кандидат по нашему округу от КПРФ Анатолий Ляхов не был ни разу в Доволенском районе. И всего на 5% отстал от Александра Морозова, который объездил весь район, многое для него сделал. Я думаю, что люди голосовали за эти партии не потому, что они их поддерживают, а потому, что не до конца доверяют правящей партии.

Надо отметить, молодежи пришло на выборы больше, чем в прошлые годы. Выросло уже «поколение индиго», которые «на ты» с компьютерными технологиями. Кстати, компьютерные технологии дошли уже до самых дальних сел. Все читают Интернет, не только правильные федеральные газеты, но и неправильные сайты. Это тоже свою роль сыграло. Молодое поколение, применив все технологии общения в Интернете, идет голосовать за коммунистов, за «справедливороссов», потому что нет графы «против». Бюллетень сегодня такая штука, которая приводит к ошибкам.

Ошибки штаба

«КС»: — Как работал региональный избирательный штаб? Похоже, была некоторая путаница? Кандидатам централизованно спускали политтехнологов, которых они часто и не знали. Кандидаты, надеясь на политтехнологов, часто не работали на своих округах и так далее.

Евгений Покровский: — Штаб работал в зависимости от кандидатуры, которая была на том или ином округе. Если кандидаты сильные, если они сами знают, что им делать, то штаб тут зачастую и не вмешивался, только вносил коррективы. Помогали тем, кто избирался впервые, у кого было мало опыта.

«КС»: — Несколько проигравших кандидатов и депутатов, прошедших в ЗС, в приватной беседе говорили, что им не хватало помощи от центрального штаба. Составлялась смета на избирательную кампанию, заказывались материалы, подбирались агитаторы. Затем якобы выяснялось, что денег нет и не будет. Подобные ситуации случались?

Евгений Покровский: — Дело не в деньгах. Штаб все делал правильно. Он выстраивал взаимоотношения с прессой, с радио и телевидением, он выстраивал взаимоотношения с другими структурами. Ведь проиграли и на тех округах, где денежный ресурс был. Здесь скорее организационные просчеты.

«КС»: — По какой причине, на ваш взгляд, проиграли такие кандидаты, как Корней Гиберт (гендиректор НПО «Элисб» ОАО)? Его же не назовешь новичком в политике…

Евгений Покровский: — На округе, где Корней Корнеевич [Гиберт] выдвигался по партийному списку, от партии шла Вера Пронькина, для которой эти выборы стали первыми. Впрочем, по большому счету, и у Корнея Гиберта был небольшой опыт избирательных кампаний. В 2005 году он шел в региональный парламент по списку «Единой России», и от него не требовалось больших усилий. Это не их беда. Действительно, штабу нужно было таким образом выстраивать их предвыборную борьбу, чтобы они были вооружены всеми приемами, всеми методами, чтобы победить. Я прошел шесть выборных кампаний и знал, где и что делается, как это делается. А они не знали, они были не готовы к этому. Это просчеты штаба.

Сергей Титков: — Новая система выборов в Законодательное собрание, которую мы приняли накануне избирательной кампании, несмотря на то что я и сейчас считаю, что она правильная, для «Единой России» стала сложной (закрепление кандидатов-«списочников» за каждым из 38 избирательных округов). Наши оппоненты шли и по округу, и первыми в списках, а уже вторые-третьи строчки занимали представители бизнеса. «ЕР» приняла решение, что кандидат-одномандатник не должен быть в списке. В итоге в некоторых округах во главе списков стояли кандидаты, чьи фамилии мало что говорили жителям районов области.

Евгений Покровский: — Пришло время что-то менять и в структуре избирательных штабов, и в подходах штабной работы. Избиратели стали другими. Все требует изменений, все требует инноваций.

«КС»: — Результаты выборов показали, что списки «Единой России» оказались ненадежными для делового сообщества. Больше бизнесменов не прошло по спискам, чем прошло. Получается, что в списках КПРФ места для бизнесменов-спонсоров надежно сработали. А у «ЕР» 2/3 не прошло.

Евгений Покровский: — Вы хотите сказать, что коммунисты более уважительно относятся к бизнесменам, чтят их? Я только двумя руками за! Если мы еще заставим чтить бизнесменов «справедливороссов», то тогда бизнес у нас будет процветать. Законодательно мы будем помогать бизнесу грамотному, целенаправленному. Но на будущее — мы подскажем тем «единороссам», что не помогли бизнесменам.

Андрей Андреев: — Думаю, если не будет совершенствоваться избирательная система, не будет возвращена графа «против всех», то списки коммунистов будут становиться более привлекательными для бизнеса. И на следующих выборах мы увидим в этих списках и мелкий, и крупный бизнес.

Место и значение «Единой России» в период модернизации общества и экономики

«КС»: — Как будет меняться партия? Перестанет ли она быть партией «вождистского» типа, ориентированной на первых лиц? Складывается ли новая ситуация, когда не только люди на местах обязаны своим успехом людям наверху, но и наоборот?

Евгений Покровский: — Так всегда и было. Партия опиралась на своих людей в регионах. Те, кто находится на местах, лучше знают обстановку. Просто нужно все правильно объяснять. Во время внесения изменений в бюджет страны в Государственной думе «Единая Россия» попросила дополнительно 7 млрд рублей на дороги. Деньги были выделены для 12 субъектов Федерации, в их число вошла и Новосибирская область. А ведь это только благодаря тому, что новосибирские руководители «ЕР» смогли выйти на премьер-министра Владимира Путина, на президента РФ Дмитрия Медведева и убедить, что Новосибирску необходимо выделить финансирование на строительство дорог. Против этого решения проголосовали и КПРФ, и «Справедливая Россия». И это все нужно доносить до людей, рассказывать и объяснять, необходимо показывать преимущество партии «Единая Россия».

«КС»: — Бизнес-сообщества партия будет слушать? Особенно тех бизнесменов, которые не прошли в Законодательное собрание?

Евгений Покровский: — Если это будет здравое предложение, то почему нет? В партии не одни политиканы. Мы понимаем, кто платит налоги, и намерены помогать бизнесу развиваться. Сегодня чем больше деловых людей появится в политическом кругу, тем лучше для развития экономики Новосибирской области. Я в этом уверен.

Бизнесмену трудно решить какие-то свои вопросы, я подчеркиваю — свои, в горсовете или в Законодательном собрании. Он должен решать эти вопросы вкупе. Не лично по своему амбару или по своему ларьку, а по всей отрасли в целом. Иначе он не решит ничего. Сегодня депутаты, которые работают в региональном парламенте, достаточно компетентные, энергичные. Среди них 45% — руководители крупных предприятий, представители крупного бизнес-сообщества. Провести их, продавливая что-то в личных целях, непросто.

«КС»: — Дмитрий Александрович, вы шли в Законодательное собрание как представитель бизнеса. С чего необходимо начинать в первую очередь? Какие вопросы вы бы назвали?

Дмитрий Гордеев: — Практически в каждом районе Новосибирской области существуют какие-то ассоциации предпринимателей, которые действуют при главах администрации. Они постоянно собираются по своим проблемам. В Калининском районе я познакомился с руководством предпринимательской ассоциации. Проблемы, которые возникают у бизнеса, носят характер административной помощи. Где-то что-то у людей не получается. Нужно просто общаться и помогать бизнесу в этом плане.

Евгений Покровский: — Общих вопросов у бизнеса очень много, и они все на виду. Все бизнес-сообщества, которые представлены в региональном парламенте, рассматривают одни и те же вопросы, но уже в более широком аспекте, а не локально. Аграрии у нас сейчас ежегодно получают 1,5 млрд рублей — дополнительный кредитный портфель на развитие сельского хозяйства. Сегодня у аграриев наиболее сильное лобби в Законодательном собрании.

Сергей Титков: — Это очень хороший пример. В прошлом созыве появилось строительное лобби. Губернатор прислушался к нему в кризисное время, благодаря чему были вовремя внесены поправки в бюджет, и мы удержали отрасль. Иногда журналисты называют небольшое лобби железнодорожников. Безусловно, пригородное железнодорожное движение мы лоббируем, в лучшем смысле этого слова. Потому что только мы можем донести ту ситуацию, которая складывается с пригородными железнодорожными перевозками.

«КС»: — А почему у нас нет лобби инновационной отрасли? Как строить технопарки, если нет людей, представляющих эту отрасль в Законодательном собрании?

Евгений Покровский: — Ученые Академгородка не участвовали в политической жизни, более того, они даже противились этому. Первым стал директор Института химии твердого тела Николай Ляхов, которого в марте избрали в Совет депутатов Новосибирска. Этому предшествовало очень бурное обсуждение в научном сообществе. И вот на выборах в ЗС был выдвинут член-корреспондент РАН, директор Института геологии и минералогии СО РАН Николай Похиленко. И победил.

Сегодня очень много федеральных инновационных программ. Без участия ученых мы не сможем эти деньги направить в нашу область. Ученые это тоже начинают понимать. Появление лобби — это признак серьезности намерений территории в развитии того или иного сектора. Лобби есть у транспортников, у строителей, аграриев, промышленников, дорожников. Мы сможем наблюдать их «бои» при формировании бюджета.

«КС»: — В канун региональных выборов отремонтировано очень много дорог в Новосибирске. Нам предстоят большие думские и президентские выборы. Будут ли нам чинить дороги следующим летом под предстоящие выборы? Не накажут ли рублем Новосибирскую область за низкий процент «Единой России»?

Евгений Покровский: — В федеральном бюджете уже заложено порядка миллиарда рублей на строительство и ремонт дорог в Новосибирской области. Никто деньги просто так не раздает. Деньги раздают за результат. Но я думаю, что наши партийные руководители должны сказать в Москве: чем больше у нас будет возможностей показать людям, что партия заинтересована в улучшении жизни граждан, тем больше будут за нас голосовать. Поэтому я не думаю, что это разовая миссия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ