Современное искусство не вредит здоровью

В Новосибирске создан Сибирский центр современного искусства — институция, которая будет заниматься изучением, экспонированием и поддержкой самого «горячего» из искусств, привлекающего внимание и вызывающего интерес общества.

Созданный Центр — первый за Уралом. Но, нет никакого сомнения, не последний — о том, что в Красноярске будет вскоре объявлено о создании музея современного искусства, рассказал побывавший в дни открытия в СЦСИ замдиректора Красноярского музейного центра Сергей Ковалевский — в музейном комплексе на Стрелке с середины 90-х годов проводятся музейные биеннале, на которых музейные проекты представлены вперемежку с contemporary art. Но факт остается фактом — в Сибири первым обзавелся подобным учреждением именно Новосибирск.

Объяснение этому первенству простое — хорошо подготовленная почва. Идеологами создания и «мотором» реализации Центра стали Анна и Дмитрий Терешковы, 10 лет назад организовавшие одну из самых известных в регионе арт-галерей «Старый город». Галерея работала в основном с сибирскими художниками, и за десять лет на ее площадке прошли выставки практически всех заметных мастеров — от классиков, красноярца Андрея Поздеева и новосибирца Николая Грицюка, до интересной и перспективной молодежи. Галерея, кроме того, стала неким клубом, заметно влияющим на культурную жизнь Новосибирска, — здесь на вернисажах встречались представители бизнес-кругов, чиновники, творческая интеллигенция, художники, здесь проходили творческие встречи и благотворительные мероприятия. Галерея работала в основном с авторами достаточно традиционных направлений, но периодически реализовывала и вполне актуальные проекты — так, видеоинсталляцию Дмитрия Булныгина «Старый город» представляла на крупнейшей ярмарке современного искусства «Арт-Москва», на площадке галереи коллекционер Пьер Броше показал перед Венецианской биеннале своеобразное «превью» — работы российских участников из своего собрания.

Стоит заметить, что в Новосибирске, в отличие от большинства российских городов, свои актуальные художники были — достаточно напомнить, что арт-группа «Синие носы», ставшая самым ярким явлением российского современного искусства 2000-х, появилась именно в Новосибирске.

В то же время современное искусство уже было «легализовано» и признано властью — в Москве стала проходить Биеннале, частный бизнес стал открывать такие площадки, как «Винзавод» и «Гараж», началась «культурная революция» в Перми. То есть сигналы о необходимости повернуться к современному искусству лицом стали поступать в регионы сверху.

«Точкой невозврата» в движении по направлению к своему ЦСИ стала прошлогодняя выставка «Смотри!» с участием самых заметных сибирских авторов, прошедшая в рамках первого форума «Интерра», — Анна Терешкова за кратчайший срок превратила недостроенное здание театра Афанасьева в выставочную площадку, где развернулся трехдневный арт-фестиваль. После этой выставки, ставшей, по мнению директора Новосибирского государственного краеведческого музея Андрея Шаповалова, самым важным культурным событием последнего десятилетия, власть приняла соответствующие решения о создании центра, и через год — срок фантастически короткий для такой затеи — Сибирский центр современного искусства был создан.

Мероприятия открытия СЦСИ были вписаны в культурное расписание второго форума «Интерра» — медиаинсталляция на площади Ленина, видеопоказы, выставка в залах Центра. О том, что создание СЦСИ стало событием долгожданным, важным и радостным для города, на церемонии открытия говорили все — и заместитель областного правительства Игорь Шмидт, пообещавший Центру в будущем году бюджетное финансирование, и министр культуры области Наталья Ярославцева, и Дмитрий Терешков, глава хлебных заводов «Восход», который первым в городе стал финансировать большие, зачастую неординарные культурные проекты, и директор Центра Анна Терешкова. На церемонию открытия собралось около 700 человек, а за первый день, по самым скромным оценкам, выставку посетили несколько тысяч зрителей — в залах было буквально не протолкнуться. Отметим, что с самого начала СЦСИ начал работать и как площадка для «родственных» проектов — в белоснежных залах свои перформансы показали кемеровский театр «Ложа» и Олег Жуковский, спектакль по текстам Даниила Хармса представила творческая мастерская «Ангел Копуста». Начал работать СЦСИ в эти дни и как дискуссионная площадка — на лекции и круглый стол по паблик-арту собралось более 150 человек. В общем, первые три дня (выставка работала только три дня, пока продолжалась «Интерра») подтвердили, что Центр станет местом востребованным, а его лого — елочка в красном квадрате — скоро будет известно всем.

Вторая, полноформатная выставка в залах СЦСИ открылась 1 октября — немецкий культурный центр им. Гете в Новосибирске представил выставку фотографии и видеоарта авторов с постсоветского пространства и из Германии. Открытие выставки стало и «большим», официальным открытием Сибирского центра современного искусства с VIP-приемом — поздравить Анну Терешкову с осуществлением мечты пришли представители деловой элиты и чиновники, политики и художники, руководители учреждений культуры и артисты. Глядя на состав и количество гостей, появилась уверенность, что выставки СЦСИ вскоре станут популярны не только у молодежи и интеллигенции — посещать их станет хорошим тоном и в кругах политики и бизнеса.

В Сибирском центре современного искусства началась работа — сейчас верстаются планы выставок, формируется лекционная программа. У СЦСИ уже установились дружеские отношения и с Екатеринбургским и Нижегородским филиалами Государственного центра современного искусства (их руководители, Алиса Прудникова и Ана Гор, участвовали в мероприятиях, проходивших в Центре), и с «Винзаводом». Заключен договор с известным куратором Андреем Ерофеевым — он готовит для СЦСИ серию тематических выставок, среди которых, уже сейчас можно сказать, будут настоящие открытия. В залах Центра готовы выступать театральные коллективы, известный новосибирский композитор и музыкант-мультиинструменталист Роман Столяр готов проводить мастер-классы, под эгидой СЦСИ в конце этого года или в начале следующего запланированы гастроли театра «Ложа». В общем, все делается для того, чтобы СЦСИ стал центром притяжения творческих, талантливых людей. Есть надежда, что Сибирский центр современного искусства сможет — не сразу, конечно, а со временем — ощутимо изменить культурный и общественный пейзаж Новосибирска и региона.

Не секрет, что в силу понятных причин (недостаток информации, отсутствие образовательных программ в сфере современного искусства, общая неграмотность в этой сфере) большая часть населения воспринимает творчество актуальных авторов, мягко говоря, настороженно и агрессивно. Между тем ситуацию можно изменить за короткое время — как в Москве, например. Новосибирск, конечно, не сравнится со столицей по количеству потенциальных потребителей современного искусства, но уж по образовательному цензу населения, количеству образованной молодежи, общей насыщенности и качеству культурного поля наш мегаполис, безусловно, превосходит большинство российских городов. Так что нет никаких причин для того, чтобы современное искусство в Новосибирске не стало главным культурным трендом ближайшего десятилетия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ