Евгений Паршуто — менеджер во власти

Первый заместитель томского мэра Евгений Паршуто считается либералом, а местные СМИ называют его томским Кудриным. Во время работы в городской Думе Паршуто был одним из соратников спикера Николая Николайчука — именно он впоследствии, став исполняющим обязанности мэра Томска, пригласил деятельного зампреда комитета по вопросам ЖКХ в администрацию города. При непосредственном участии Паршуто в Томске была проведена реформа исполнительной власти и разработан генеральный план развития города. Именно Евгений Паршуто сегодня отвечает за инвестиционную привлекательность Томска для российских и зарубежных инвесторов.

В конце марта исполнится ровно год, как Евгений Паршуто занял должность первого заместителя мэра Томска по развитию города. О городских проблемах и путях их решения вице-мэр Томска ЕВГЕНИЙ ПАРШУТО рассказал в интервью корреспонденту «КС» ЖАННЕ КОСТИНОЙ.

В 1986 году Евгений Паршуто окончил архитектурный факультет Томского инженерно-строительного института, работал в вузе старшим научным сотрудником. В 1993 году возглавил компанию «Зонд-реклама», в 1999-м стал председателем Томского отделения Союза дизайнеров РФ. В 2005 году избран депутатом Думы города Томска. С сентября 2007-го работал в должности заместителя мэра по развитию города и начальника департамента строительства и архитектуры. С апреля 2009 года — первый заместитель мэра Томска.

— Евгений Валерьянович, уже пять лет в Томске действует ОЭЗ технико-внедренческого типа. Можно ли сегодня говорить о какой-то отдаче для бюджета города?

— Создание особой экономической зоны — один из самых перспективных для Томска проектов. Во-первых, благодаря ОЭЗ впервые за много лет город получил федеральное финансирование на строительство дорог. Во-вторых, резидентов мы планируем разместить в районе «Солнечная долина», который строится рядом с территорией зоны. Это уникальный проект, который реализуется в рамках государственно-частного партнерства: 1 млн квадратных метров жилья, девять микрорайонов со своей инфраструктурой — школами, детскими садами, спортивными сооружениями, в том числе 50-метровым бассейном и аквапарком. На данный момент мы занимаемся отводом земельных площадок под социальные объекты — а жилье уже строится. Оно будет самым разнообразным: от элитного до вполне демократичного. Сегодня «Солнечная долина» является для Томска основной строительной площадкой.

— Строительная отрасль больше других пострадала от финансового кризиса. Многие стройки были заморожены. Как чувствуют себя строители Томска? Строится ли город сегодня?

— В Томске, в отличие от других регионов, не было больших проблем с обманутыми дольщиками — это результат относительного баланса между спросом и предложением. Что касается коммерческой недвижимости, в городе было заморожено несколько достаточно серьезных производственных площадок, в основном из-за приостановки зарубежных инвестиций. Мы надеемся, что возобновление работ — вопрос времени. У Томска сегодня очень приличный задел для строительства жилья — порядка 900 тыс. кв. метров. При средней сдаче в год от 350 до 400 тыс. кв. метров его хватит на 2–2,5 года. Львиная доля ввода жилья приходится на «Солнечную долину»; кроме этого, мы начали осваивать несколько крупных строительных площадок в периферийной части города.

В прошлом году для поддержки строительной отрасли муниципалитет разработал и реализовал собственную программу субсидирования процентной ставки по кредитам для молодых семей. На эти цели в бюджете было заложено 300 млн рублей, поддержку получили более 400 семей. По нашим подсчетам, на 100 млн вложенных бюджетных денег мы получили эффект на 1 млрд рублей. За год в Томске сдается примерно 4,5 тысячи квартир, то есть 10% (400 квартир) жилья было построено при поддержке муниципального бюджета — таким образом, программа сразу же доказала свою эффективность

Томск — старинный сибирский город с неповторимой архитектурой, уникальными образцами деревянного зодчества. К сожалению, в свое время картину Томска сильно подпортили коммерческие объекты явно не европейского формата, которые сегодня стоят полупустыми. Мы сделали все, что от нас зависит, чтобы избежать массового возведения жилых домов в исторической части города, и сегодня ждем крупных инвесторов, которые займутся точечным строительством коммерческих объектов — земля под интересные для города сооружения уже зарезервирована.

— Какие строительные компании являются активными игроками на томском рынке?

— Самый активный игрок — Томская домостроительная компания: этот холдинг построил в городе почти половину всего жилья. Приличный объем выдают TM Glass ТПК, СУ-13, «Томлесстрой», Карьероуправление — они работают в том числе и по федеральным программам.

— Новосибирские строительные компании отказываются строить жилье для госнужд (Министерства обороны, муниципалитета) из-за низкой закупочной цены за 1 кв. метр. Существуют ли такие проблемы в Томске?

— В Томске обратная ситуация. Строители хотят участвовать во всех госпрограммах, им интересны такие заказы — это связано с довольно низкой себестоимостью квадратного метра. И если бы квота на Томскую область была больше, то количество желающих увеличилось бы. К примеру, в прошлом году была квота на 1000 кв. метров — мы их построили и сдали. На 2010 год квоты еще не определены. Но в любом случае это достаточно действенная поддержка строительного комплекса.

— В таком старинном городе, как Томск, наверное, проблема аварийного и ветхого жилья стоит острее?

— В 2009 году благодаря реализации 185-го Федерального закона мы сделали серьезный рывок — расселили из ветхого и аварийного жилья почти 400 семей, тем самым освободив порядка 40 площадок в центре города. В настоящее время, помимо федеральной программы по расселению из ветхого и аварийного жилья, мы разработали свою, городскую программу, рассчитанную на три года. В городском бюджете на эти цели запланировано по 100 млн рублей ежегодно. Программа предполагает строительство нового жилья, куда будут переселяться жители ветхих домов. Освободившиеся площадки мы намерены продавать с аукционов, а на полученные средства вновь строить или приобретать жилье. Сегодня в Томске в очереди на расселение стоит чуть больше 1000 семей. Раньше эта очередь растянулась бы на 10 лет. Но с учетом набранных нами темпов, я считаю, мы успеем расселить «очередников» за два–три года.

— Возможно ли привлечение новых инвесторов на территорию Томска? Какие из ранее заявленных проектов могут быть завершены в этом году?

— В прошлом году мы создали Инвестиционный комитет, занимающийся проблемами инвесторов, которые реально запускают производство или планируют запустить какие-либо проекты. Помогаем им, что называется, в ручном режиме. В Инвесткомитет входят представители отраслевых департаментов, все решения принимаются коллегиально. Этот механизм оказался достаточно эффективным: мы не только оцениваем проекты с точки зрения необходимости для города, но и принимаем решения, помогающие бизнесу их реализовать.

Сегодня в городе осуществляется несколько серьезных инвестиционных проектов. В стадии завершения — проект ЛПК «Партнер Томск», строительство завода по выпуску древесных плит MDF и HDF. Объем инвестиций составил 6 млрд рублей — для нашего региона это очень большая сумма. В текущем году началось строительство торгового центра METRO Cash & Carry — в нашем городе это первый крупный ритейлерский объект; планируется, что он будет сдан в эксплуатацию в октябре. Но в основном у нас локальные инвесторы. В планах — привлечение международных брендов, таких как ИКЕА, — подобные «якорные» инвесторы привлекут за собой других.

Мы ведем переговоры с российскими и зарубежными инвесторами. В 2009 году из-за сложной мировой финансово-экономической ситуации переговоры были приостановлены. Тем не менее в ожидании более благоприятных времен мы подготовили земельные участки под различные проекты с техусловиями, оформленными границами, с полным комплектом документов. К примеру, в Томске есть рекреационная зона, уникальная по местоположению и другим характеристикам, — Михайловская роща, 50 гектаров земли в центре города. Много было заявок на создание там развлекательного комплекса, но до реального проекта пока дело не дошло. Мы ждем серьезный бизнес.

— Каковы планы города по ремонту и реконструкции дорог в 2010 году?

— Дороги в Томске не строили лет 10. Активное строительство возобновилось только в последние два года, когда началось финансирование из федерального бюджета. Областной и городской бюджеты также участвуют в софинансировании в объеме 400 млн рублей. Это серьезные деньги. Мы утвердили генплан Томска и схему магистральной уличной дорожной сети, строим магистрали и развязки в районе особой экономической зоны и нового жилищного строительства, а также объездную дорогу, участок которой проходит по левобережью Томи.

— Томск отличался от других областных центров тем, что в нем практически весь городской транспорт был частным. Эта ситуация сохраняется?

— Это для Томска серьезная проблема. В городе почти 90% перевозчиков — частные. Частник сам выбирает маршруты, останавливается по требованию пассажиров, что сегодня, когда городские улицы испытывают серьезную нагрузку, сильно тормозит движение и угрожает его безопасности. Мы поставили задачу в ближайшие годы изменить это соотношение в пользу муниципального общественного транспорта, чтобы оно было не менее 50 на 50. Город приобрел новые автобусы, трамваи и троллейбусы, создаем муниципальные автотранспортные предприятия. Будет пересмотрена и оптимизирована маршрутная сеть. В ближайшее время мы намерены заказать в Санкт-Петербурге схему общественного транспорта. Рассматриваем возможность введения электронного проездного. Все это должно сделать муниципальный транспорт безопасным, комфортным и недорогим для горожан.

— Евгений Валерьянович, вы пришли в мэрию из бизнеса. Этот опыт оказался полезным для управления городским хозяйством?

— Мой бизнес был в основном связан с рекламно-издательской деятельностью. Я издавал газеты, журналы, было большое рекламное агентство, занимался наружной рекламой. В 2005 году избрался депутатом Думы Томска. А в 2007 году мэр Томска Николай Николайчук, тогда исполнявший обязанности градоначальника, пригласил меня на муниципальную службу, на должность заместителя мэра по развитию города. Это была очень интересная должность, которая включала в себя массу полномочий — и массу серьезной ответственности, связанной с разработкой генплана, инвестициями и так далее.

Работа во власти очень сильно отличается от работы в бизнесе. Поэтому мне очень сложно было сменить сферу деятельности. Пригодился опыт бизнесмена. Во-первых, опыт руководителя: в моем подчинении на предприятии было более 100 человек; в мэрии таким большим количеством людей не приходится руководить — это другой уровень, но тем не менее уровень руководства, прямого контакта с людьми пригодился. Во-вторых, я постарался применить опыт организации работы, который накопил за 15 лет работы в бизнесе. У меня есть определенное преимущество перед теми, кто не работал в реальной экономике, кто не знает, что такое прибавочная стоимость, кто никогда не формировал ее.

— Работа в муниципалитете отнимает больше времени?

— Я всегда старался работать 12–14 часов в сутки. Сейчас такой же примерно режим. Стараюсь больше времени уделять личным встречам, переговорам, деловым поездкам. Считаю, что для здорового человека работать 12 часов в день — это норма. Если есть силы, если работа приносит какие-то изменения в жизнь, удовлетворение, то работать по 12 часов — это не подвиг, а абсолютно нормальное явление. Использую опыт западного менеджмента в части организации рабочего времени, деление его на основные блоки: работа с людьми, работа с документами, выработка стратегического решения. Это должно быть у каждого менеджера, в том числе и менеджера во власти.

— Остается время для семьи, хобби?

— У меня двое детей: сыну 20 лет и дочери 10. Мне доставляет большое удовольствие с ними заниматься. Вместе ходим на лыжах — вокруг Томска очень много красивых мест. А хобби у меня несколько. Одно из них появилось совсем недавно — похоже, я им займусь на старости лет: я увлекся коллекционированием оловянных солдатиков. Мне подарили небольшую коллекцию, и меня это увлекло. Начинаешь интересоваться историей, разными обстоятельствами жизни того или иного исторического персонажа… К тому же фигурки сами по себе довольно красивые. Их трудно найти в России, поэтому чаще всего фигурки заказывают по Интернету или привозят из других стран. Есть целые серии — «Знаменитые исторические личности», «Короли и страны» и так далее. В России такая форма коллекционирования встречается редко, а вот в Англии, Испании и Китае это очень популярное хобби.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ