«Трансервис» назвал свою цену

Президент многопрофильного холдинга «Трансервис» Александр Бойко готов продать свою сеть АЗС. Одним из первых претендентов на их покупку стало ОАО «Газпром нефть», под контролем которого находится ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» — крупнейший в Новосибирске оператор ГСМ на рынке нефтепродуктов. Однако сделка по покупке активов «Трансервиса» (переговоры о ней «Газпром нефть» начала еще зимой этого года) не состоялась — стороны не сошлись в цене. Между тем участники рынка не исключают, что вскоре покупкой сети АЗС «Трансервиса» могут заинтересоваться и другие покупатели — крупные российские нефтяные компании, которые уже заявили о своем намерении выйти на рынок розничной продажи нефтепродуктов Западной Сибири.

В состав холдинга «Трансервис» входят компания «Пекинский джип», сеть из 15 АЗС, сельскохозяйственные предприятия, предприятия гражданского и дорожного строительства. «Трансервис» владеет двумя бизнес-центрами: «На Ленина» и «Гринвич». Сегодня «Трансервис» в Новосибирске занимает 20% оптового рынка ГСМ и 25–25% — розничного. Оборот холдинга в 2007 году — около 7,5 млрд руб. (собственные данные).

Александр Бойко готов отказаться от своих АЗС. Но не даром. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Как рассказал корреспонденту «КС» Александр Бойко, «еще зимой нам поступило предложение от ОАО «Газпром нефть» о продаже нефтетрейдинговых активов ОАО «Трансервис». На тот момент цена предложения составляла 800 млн руб. Но, по нашим оценкам, стоимость этих активов в два раза больше. Последнее предложение, с которым «Газпром нефть» выходила к нам, составляло 1 млрд руб. Нас оно также не устроило. В настоящий момент переговоры по этой сделке приостановлены. Но я не исключаю возможности продажи нефтетрейдинговых активов «Трансервиса» по адекватной цене. Нужно учитывать, что сегодня «Трансервис« — стабильная, динамично развивающаяся компания, и острой необходимости в продаже ее активов нет», — сообщил «КС» господин Бойко. Говоря о причинах возможной продажи сети автозаправок, Александр Бойко отметил: «Сейчас я отошел от оперативного управления сети автозаправок и занимаюсь другими проектами».

Сегодня руководство «Трансервиса» реализует сразу несколько крупных проектов в сфере девелопмента. Напомним, что в начале этого года в Новосибирске открылся бизнес-центр класса «А» «Гринвич», где девелопером является «Трансервис». Инвестиции в этот проект составили более 800 млн руб. Владельцы «Гринвича» рассчитывают на то, что бизнес-центр будет приносить 25 млн руб. дохода в месяц и окупит себя до 2011 года.

Также в этом году Александр Бойко начал реализацию проекта строительства в Новосибирске пятизвездочной гостиницы общей площадью около 12 тыс. кв. метров. Стоимость проекта оценивается в 500 млн руб.

В компании «Газпром нефть» отказались комментировать свой интерес к покупке сети АЗС компании «Трансервис» и расширению своего присутствия на розничном рынке продаж нефтепродуктов в Сибирском регионе. Также неизвестно, планировало ли руководство «Газпром нефти» объединить АЗС «Трансервиса» с сетью «Новосибирскнефтепродукта» или же развивать АЗС «Трансервиса» самостоятельно.

Между тем не исключено, что вскоре могут объявиться новые покупатели, желающие приобрести активы «Трансервиса». С начала года сразу несколько крупных нефтяных компаний России объявили о своих намерениях выйти на сибирский рынок розничных продаж нефтепродуктов. Так, в управлении по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» корреспонденту «КС» сообщили, что компания решила начать свою работу в Сибири с Кемеровской области, поскольку «оттуда географически нам будет проще продвигаться в другие сибирские регионы — например, в Новосибирск, а затем в Красноярск». В конце прошлого года в Кемерове начала работу дочерняя компания «Татнефти« — ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь». Предполагается, что кемеровская «дочка« будет работать как региональная управляющая компания. В других сибирских регионах по мере продвижения проекта будут создаваться филиалы «Татнефть-АЗС-Сибири». Расширять свое присутствие на сибирском рынке продаж ГСМ «Татнефть» планирует путем покупки существующих АЗС. В 2008 году компания рассчитывает приобрести в регионе 10 станций.

Открыть собственную сеть АЗС в крупнейших городах Сибири — Новосибирске, Красноярске и Кемерове (не менее 100 АЗС в каждом городе) — планирует и компания «Роснефть». По словам главы «Роснефти« Сергея Богданчикова, для реализации этого проекта уже созданы новые предприятия: »Роснефть-Новосибирскнефтепродукт« и ООО «Роснефть-Кемеровонефтепродукт». Компании в текущем году планируют на рынках этих регионов продать не менее чем по 100 тыс. тонн нефтепродуктов.

Операторы сибирского рынка продаж нефтепродуктов считают, что на сегодняшний день в крупных городах Сибири наблюдается переизбыток автозаправочных станций, построить крупную сеть в городе технически невозможно, речь может идти о покупке уже действующих сетей АЗС. По словам владельца сети АЗС «Беркут» Михаила Сенчука, «нам уже поступали предложения от «Роснефти« о покупке сети АЗС».

О высоком интересе крупных нефтяных компаний к региональным сетям АЗС говорит и гендиректор сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев: «Предложения о покупке сети АЗС звучали и от «Газпром нефти», и от «Татнефти», и от «Роснефти«. Впрочем, реализация масштабных планов по скупке действующих региональных сетей АЗС вряд ли возможна, поскольку большинство владельцев высокорентабельных сетей АЗС сегодня не намерены расставаться с бензиновым бизнесом».

Однако эксперты рынка имеют другое мнение. По словам аналитика инвестиционной компании «Велес-капитал» Дмитрия Лютягина, конкурентоспособность АЗС независимых операторов гораздо ниже, чем у крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые более защищены от колебаний цен на нефтепродукты. «В любом случае если цена предложения по покупке сетей АЗС выше рыночной, региональные нефтетрейдеры могут выгодно продать свой бизнес», — говорит он.

По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Андрея Полищука, именно сейчас на рынке сложились благоприятные условия для того, чтобы независимые операторы могли выгодно избавиться от АЗС. Одна из причин — рост цен, который обеспечен растущим спросом крупных игроков нефтяного рынка. «При этом, — говорит Андрей Полищук, — независимые операторы находятся под давлением. Нефтяные компании в первую очередь поставляют нефтепродукты на свои АЗС, а независимым операторам они продаются по более высоким ценам. В этих условиях независимые операторы могут столкнуться с дефицитом нефтепродуктов. Более высокая цена закупки вынуждает их повышать розничные цены, что вызывает вопросы у Федеральной антимонопольной службы. В связи с этим бизнес независимых производителей более рискованный и менее рентабельный. Сегодня благоприятная конъюнктура рынка позволяет независимым операторам с премией продать свои сети и избавиться от рискованных активов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ