Газовые заправщики зачехляют пистолеты

Новосибирская область находится на пороге острейшего дефицита сжиженного газа. Розничные и оптовые продавцы пропан-бутана заявляют, что на этой неделе заводы-производители крупных нефтегазовых компаний практически прекратили поставки в область — запас газа в городе не превышает недельный. По их мнению, это не только приведет к значительному росту цены на сжиженный газ, но и заставит владельцев автомобилей, переведенных на газ, вернуться к бензину.

Еще в августе новосибирские оптовые и розничные продавцы пропан-бутана предрекали его острый дефицит. В начале этой недели, по их словам, квоты на поставки для «частников» на Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) не были выделены.

Пресс-служба ОНПЗ сообщила «КС», что объемы переработки и выпуска сжиженного газа на заводе не падали и планов по их снижению нет. «Поставки не сокращались. Может быть, на рынке кто-то хочет создать видимость дефицита, чтобы взвинтить цены, такое бывает», — предположил сотрудник пресс-службы ОНПЗ в беседе с корреспондентом «КС».

Однако новосибирские операторы уверены в ином: «Возможно, квоты были выделены только на экспорт и внутреннее потребление Омской области, — предполагает генеральный директор ЗАО «Альфа-Энерго» (оптовый поставщик сжиженного газа в Новосибирскую область, который работает над созданием сети АГЗС) Вячеслав Кочановский. Бизнесмен считает, что дефицит топлива наступит уже в ближайшее время.

«Дефицит уже есть, — утверждает технический директор ОАО «Сибирьгазсервис» Виктор Зорин, — и он формируется множеством факторов. Нужно учитывать, что заводы встают на профилактику бессистемно — это также приводит к скачкам в производстве и влияет на на квотирование. К тому же после аварии на перерабатывающем заводе в Оренбурге значительные потоки направлены в западном направлении. Если госзаказ переработчики еще выполняют, создавая необходимые запасы, то потребности региональных операторов практически не учитываются. Другие области находятся в таком же положении, но когда возникает сложная ситуация, местная власть необходимые квоты выбивает. У нас такой поддержки нет».

Руководитель отдела реализации нефтепродуктов Сургутского завода стабилизации газового конденсата (Сургутский ЗСК — 100% «дочка» «Газпрома») Галина Кочетова подтвердила «КС», что в последнее время поставки в Новосибирск действительно минимальные: «Впрочем, самостоятельной реализацией наше предприятие не занимается — мы только переработчики, а решения по поставкам принимаются в Москве. Мы не имеем права оставлять газ даже в Сургуте». «Купить газ на заводе напрямую невозможно», — подтверждает слова Кочетовой Виктор Зорин.

Известно, что месячное потребление сжиженного газа в Новосибирске составляет около 1500 тонн, которые реализуются на 15 АГЗС. Число газифицированных автомобилей не превышает 3-4% от общего количества. Новосибирские «газовики» не исключают, что скоро из-за отсутствия топлива работу АГЗС придется останавливать на неопределенный срок.

По утверждению независимых продавцов, рынок сжиженного газа монополизирован гораздо сильнее, чем бензиновый. При высоком спросе на продукт за рубежом его потребление в России гораздо ниже, чем бензина. К тому же в отличие от бензинового рынка, на котором основным поставщикам из Омска и Ачинска приходится конкурировать с нефтепереработчиками из Перми, Уфы и Сургута, газовый рынок разделен еще жестче. Основными поставщиками сжиженного газа в Сибири являются Омский НПЗ («Сибнефть»), Сургутский ЗСК («Газпром»), Тобольский НХК («Сибур») и Ачинский НПЗ (ЮКОС). Отсутствие необходимого количества газовых хранилищ в области не позволяет создать большой запас топлива.

По мнению операторов, сложившаяся ситуация приведет к росту оптовых цен и крайне выгодна для сбытовых подразделений нефтегазовых компаний, которые из-за фактически монопольного положения на рынке продают газ по цене более чем вдвое выше его себестоимости. Пользуясь сложившимся дефицитом на внутреннем рынке, они могут поднять цену еще выше.

Последствия этого могут быть самыми неожиданными. «Чтобы сдержать рост цены на АГЗС, владельцам заправок придется существенно снижать свою рентабельность, — считает Вячеслав Кочановский, — но скорее всего розничная цена все-таки подскочит». По мнению участников рынка, если пропан-бутан все-таки придет в Новосибирск, его цена на АГЗС может подняться с сегодняшних 6,50-7 руб. за литр до 9-10 руб. А дальше цепная реакция — нефтезаводы среагируют на рост «газовой цены» повышением «цены бензиновой» (стоимость литра АИ-92 может достигнуть 17 руб. в ближайшие месяцы).

«Предсказывать цены на бензин в последнее время просто невозможно, — говорит совладелец сети АЗС «Синтез» Владимир Тамурко, — но никогда прежде в октябре цены не повышались, остается надеяться на это». Продавцы бензина не склонны проводить прямых параллелей между ценами на газ и бензин, но не исключают, что производители газа посчитают уместным повысить и свои отпускные цены.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ