Новосибирск на грани устойчивого развития

Вчера, 29 января, в Новосибирске завершилась трехдневная конференция «Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города (на примере Новосибирска)». В рамках мероприятия также прошли инвестиционный форум «Инновационный потенциал Новосибирска», несколько секций и круглых столов, посвященных выбранным направлениям развития города.

Таких направлений пять: рост благосостояния жителей города, рост экономического потенциала, рост научного, образовательного, культурного и духовного потенциала, обеспечение безопасной жизни и улучшение качества городской среды. Главным механизмом реализации плана станут 24 целевые программы. После анализа всех замечаний и дополнений будет утвержден стратегический план устойчивого развития Новосибирска до 2020 года.

Один из разработчиков стратегического плана — профессор Владимир Фофанов — уверен: потенциал Новосибирска позволяет городу стать «экспериментальной площадкой», как по развитию местного самоуправления, так и по внедрению принципов устойчивого развития территории. Но при условии, что муниципалитет готов решить ряд задач.

Устойчивое развитие
как научно-практический проект
Точка зрения

Владимир ФОФАНОВ, доктор философских наук, профессор НГУ:

— Конференцию «Местное самоуправление и стратегии устойчивого развития крупного города» можно считать определенным итогом работы мэрии Новосибирска во главе с Владимиром Городецким по поиску путей перехода к устойчивому развитию города.

Некоторым само понятие «устойчивое развитие» кажется противоречивым. Представим себе стабильность без развития. Мы помним такую стабильность — ее назвали «застой». Чем он закончился тоже помним. Любое стабильное состояние не может не включать в себя изменений, а изменения имеют направленность либо к лучшему, в сторону прогресса, либо в сторону деградации. «Брежневский застой» внешне был временем стабильности, а по сути — периодом накопления деструктивных изменений, которые привели страну к катастрофе.

Но возможен ли экономический рост без оздоровления демографической ситуации? Народонаселение должно не просто увеличиваться — оно должно стать образованным, физически и нравственно здоровым. Если не появятся новые поколения квалифицированных рабочих и инженеров — у экономики нет будущего. Значит, необходимо устойчивое развитие здравоохранения и образования. Словом, одно цепляется за другое, и если не видеть социальной системы во взаимосвязи ее элементов — никакого устойчивого роста не будет. Это справедливо подчеркнул председатель Госдумы Борис Грызлов в своем приветствии участникам Конференции: «Современное управление требует повышения роли стратегического планирования».

В соответствии с известным принципом «мыслить глобально, действовать локально», работа по применению принципов устойчивого развития именно в городах представляется не только оправданной, но и необходимой. Как отметил в докладе на Конференции Полномочный представитель Президента в СФО Леонид Драчевский, в городах сконцентрированы и наиболее острые проблемы, и наибольший потенциал развития. Если этот потенциал умело использовать, именно города могут стать «точками роста» для страны в целом.

Потенциал Новосибирска позволяет городу стать своеобразной «экспериментальной площадкой», как по развитию местного самоуправления, так и по применению принципов устойчивого развития. По сути, прошедшая конференция — лишь начало реализации сложного научно-практического проекта. На мой взгляд, ключевым для его успеха является решение трех задач.

Во-первых, создание баланса социально-экономических интересов основных групп, образующих городское сообщество, а на этой основе — достижение в городе общественно-политического согласия. Только реальный баланс позволит успешно реализовывать и проект в целом, и конкретные целевые программы. Для этого необходимо не только повседневное взаимодействие исполнительной власти на уровне муниципалитета и администрации области. Такой подход нуждается и в специальном правовом обеспечении как со стороны городского и областного Советов, так, возможно, и со стороны Госдумы — если работы действительно выйдут на уровень «пилотного проекта».

Во-вторых, создание того, что иногда называют «система с рефлексией», т.е. специальных структур, которые позволят отслеживать динамику внешних условий, внутренних процессов и хода реализации самого проекта. Задача такой системы — не только анализ объективных тенденций и возможных вариантов развития города, но и профессионально-компетентное объяснение их горожанам, чтобы активная часть населения могла занимать позицию осознанно. На этой основе надо создать механизмы общественного обсуждения проблем и общественной оценки альтернатив, предлагаемых различными социально-экономическими и политическими силами. Только так можно преодолеть растущее отчуждение граждан от власти, когда не в силах разобраться в происходящем, но отвергая стиль демагогии, они голосуют «против всех».

В-третьих, качественное преобразование всего муниципального управления в целях дальнейшего расширения участия населения в решении вопросов городской жизни, общественного контроля за чиновниками всех уровней. Если выбор приоритетов развития от задач, решаемых на уровне города в целом, будет конкретизирован до отдельных районов, кварталов и даже домов, тогда горожане почувствуют прямую связь стратегии развития города с их повседневными заботами. И реализация проекта станет делом всех новосибирцев. А это — главная гарантия успеха замысла.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ