Профессионалов «выращивают»

В условиях дефицита квалифицированных кадров российские компании берут на себя воспитание собственных специалистов, привлекая студентов вузов. С этой целью организуются внутренние учебные центры, внедряются стипендиальные программы. Наиболее активны в работе со студентами банки, компании добывающих отраслей и энергетического комплекса и крупные производственные предприятия.

Те, кто на практике продемонстрирует качественные знания, получают шанс на престижную работу. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО

Впрочем, для некоторых компаний студенческая практика имеет свои исторические традиции. Уже около 15 лет активно взаимодействует факультет энергетики (ФЭН) НГТУ и компания «Новосибирскэнерго». Как сообщили в отделе кадров, в энергокомпанию ежегодно принимают на работу около 40 выпускников НГТУ. В основном это студенты, которые активно участвовали в научных разработках. В «Новосибирскэнерго» они реализуют проекты, которыми начали заниматься еще во время учебы. Несколько студентов ФЭН являются стипендиатами компании.

Одним из ярких примеров работы со студентами может считаться практика Сибакадембанка, где создан внутренний учебный центр. Студенты, удачно прошедшие обучение, принимаются на работу. Причины, по которым прошедший обучение студент не попадает в штат, могут быть различными. «Но прежде всего это несдача аттестации», — подчеркивает начальник управления персоналом САБа Даниил Мартыненко. Что касается выгоды для компании сотрудничества со студентами, господин Мартыненко ответил однозначно: «Конечно, это выгодно — у нас большие расширения и требуются самые различные специалисты, жесткие критерии отбора — это уже другой вопрос». По словам собеседника «КС», в настоящее время только в Новосибирске в САБе проходят стажировку около 80 человек, и каждый второй сотрудник банка приходит с программы обучения во внутреннем центре.

Именно с целью воспитать для себя профессионалов приглашает студентов новосибирский завод «Сибстанкоэлектропривод». По словам исполняющей обязанности заместителя генерального директора по кадрам и социальным вопросам Натальи Имм, завод не только привлекает молодых специалистов на практику с дальнейшим трудоустройством, но и частично оплачивает проживание либо финансирует обучение по ученическому договору, когда студент обязан по окончании вуза отработать затраченные на него предприятием деньги. «Такая работа несомненно эффективна и для нас, и для студентов. Для последних это производственный опыт, для нас — хорошие, нами же выращенные специалисты для завода», — говорит Наталья Имм.

Считает оправданными все хлопоты по привлечению студентов и генеральный директор СОК «Вестфалика» Антон Титов: «В настоящее время у нас в отделах работает много специалистов, которые непосредственно общаются с клиентами и пришли еще студентами. Например, коммерческий отдел «Вестфалики» состоит из специалистов 24-26 лет, таким образом мы стараемся решить проблему нехватки хорошего управленческого персонала и специалистов по продажам, характерную для Новосибирска».

Выгода от привлечения студентов к работе предприятий зависит в первую очередь от востребованности той или иной специальности. Как считает бизнес-консультант группы «Баланс» Татьяна Котова, важно рассматривать совокупность факторов, в том числе масштаб компании, уровень ее развития, качество постановки системы регулярного менеджмента. «Как правило, успешно работающему предприятию всегда требуются молодые кадры, свежие идеи, «горячая кровь», — говорит Котова. — Не имеющие опыта сотрудники — это пластилин, из которого можно вылепить что угодно». Эту же точку зрения разделяет специалист по подбору персонала кадрового центра при НГТУ Татьяна Воробьева, утверждая, что многие руководители стремятся брать именно не имеющих опыта выпускников, чтобы воспитать их конкретно для своей компании. Однако вице-президент бизнес-школы «Самолов и Самолова» Юрий Самолов отмечает, что для успешного результата предприятиям необходимо активно внедрять системы адаптации. «Это проблема 90% российских компаний, — утверждает Самолов. — Мы интенсивно работаем с предприятиями самых различных отраслей, и реально не видели фактически ни одной фирмы, где существовала бы хорошо спланированная система обучения молодого персонала».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ