С 10 марта заместителем мэра Новосибирска Владимира Городецкого работает Павел Попов бывший главный федеральный инспектор по Читинской области. Впервые иногороднему специалисту поручено «политическое» направление: организационно-кадровая работа, информационная политика, взаимодействие с городским и областным Советами. В своем первом интервью на новом посту ПАВЕЛ ПОПОВ рассказал корреспонденту «КС» ДМИТРИЮ ТРОСТНИКОВУ об основных принципах, на которых он собирается строить свою работу.
Павел Борисович Попов родился в 1963 году. Закончил ЧГПИ, высшие курсы КГБ СССР, академию Госслужбы при президенте РФ. С 1992 по 2000 годы заместитель главы администрации Читы. С 2000 года начальник отдела обладминистрации по связям с органами местного самоуправления. В 20012006 годах главный федеральный инспектор по Читинской области и Агинскому Бурятскому АО.
Павел Борисович, почему вы решились на переезд в Новосибирск? Ведь вся ваша карьера связана с Читинской областью.
В Читинской области за пять лет на посту главного федерального инспектора я достаточно подробно изучил свою работу. А человек должен развиваться. Иначе станет просто скучно. В силу характера я люблю учиться чему-то новому. Закончил три вуза, защитил кандидатскую диссертацию. Наступил момент поменять работу. Поступило несколько предложений, в том числе и в один из органов федеральной исполнительной власти в Москву. Но я принял решение переехать в Новосибирск. Потому что я знаю работу мэрии. И мне нравится Новосибирск. Хотя не исключаю, что в жизни может наступить такой этап, когда придется переехать еще раз. Такая жизнь у чиновников.
Вы с должности федерального инспектора, то есть из президентской структуры, перешли на работу в руководство муниципалитета. Очевидно, что в этом переходе должен сыграть свою роль сибирский полпред Анатолий Квашнин. Ваш переход это инициатива мэра Городецкого или полпреда Квашнина?
Я подробно не хотел бы это комментировать. Ограничусь тем, что скажу: свою роль Анатолий Васильевич сыграл. Вопрос, конечно, согласовывался с ним.
Как складывались ваши отношения с губернатором Читинской области Равилем Гениатулиным? Потому что сначала вы восемь лет отработали заместителем Гениатулина, когда он был мэром Читы, затем возглавляли его штаб на вторых губернаторских выборах, но после ушли в президентскую структуру на должность федерального инспектора. Это наводит на мысль об охлаждении отношений с губернатором?
Нет, у меня прекрасные отношения с Равилем Гениатулиным. Откровенно говоря, он высказал сожаление о том, что я переехал. Мы знакомы 26 лет. Из них 23 года работали вместе. Знакомство произошло, когда я сдал последний вступительный экзамен в институт и ко мне подошел молодой преподаватель и сказал: «Завтра вам надо подойти на факультет, мы собираем стройотряд по ремонту корпуса нашего истфака». На вопрос: «Кто вы такой?» он ответил: «Я в этом году закончил институт и теперь ваш преподаватель. Меня зовут Равиль Гениатулин». Я трижды был его заместителем на разных этапах жизни и профессиональной карьеры. У нас не было дружеских отношений в общепринятом понимании застолий, рыбалки, охоты. Но, безусловно, у нас всегда были товарищеские профессиональные отношения. Я до сих пор считаю, что я в команде Гениатулина.
А почему вы снова не возглавили штаб Гениатулина на его третьих губернаторских выборах? Ведь прежде был хороший результат победа в первом туре, 57% поддержки?
К тому моменту я уже был главным федеральным инспектором и не мог работать в штабе в силу своей должности. Да и результат выборов в 2004 году был очевиден заранее. От выборов к выборам поддержка Гениатулина стабильно прирастает на 110120 тысяч голосов. Мне больше запомнились президентские выборы 2000 года. Я возглавлял региональный избирательный штаб Владимира Путина. Работать было очень интересно и удалось добиться неплохого результата. Для сравнения: в двух однотипных территориях Читинской области и Республике Бурятия результат получился абсолютно разный. Читинская область на 12% больше проголосовала за Путина, чем за Геннадия Зюганова, а Республика Бурятия наоборот. Но на самом деле я не специалист по выборам, я политолог. Преподавал политологию в Читинском институте Байкальской Академии экономики и права. Люблю это дело.
Какие задачи ставите перед собой в первую очередь в мэрии Новосибирска?
Здесь мне нравится стиль работы. Все хорошо отработано, организовано. Я неплохо ориентируюсь в проведении различных мероприятий. Знаю, как действуют те или иные службы городские, региональные и федеральные. Но пока главная проблема в том, что я не знаком с людьми. Поэтому первую задачу, которую я ставлю перед собой, это знакомство. Я определил широкий круг людей, с которыми я должен лично познакомиться в течение года. До 10 апреля знакомился со службами мэрии, которые теперь у меня в подчинении. Теперь знакомлюсь с депутатами горсовета и с районами города. Я буду встречаться с каждым из 40 депутатов индивидуально, ежедневно по определенному графику. И практически каждый вечер я выезжаю в районы и полтора-два часа знакомлюсь с районом.
Как вы оцениваете уровень взаимодействия между мэрией и депутатским корпусом?
Этот вопрос я задаю каждому депутату. На первый взгляд, уровень взаимодействия нормальный. Конечно, присутствует такой фактор, как межличностные отношения. Власть явление публичное, значит, элементы политики, конкуренции всегда присутствуют. Но задача по большому счету одна и у Совета, и у мэрии. Поэтому и чиновникам мэрии, и депутатам Совета личные амбиции необходимо поставить на второй план во имя интересов горожан. Вижу, что большое количество депутатов избираются второй раз. Это говорит об определенной квалификации. В целом отношения мэрии и горсовета в Новосибирске конструктивные. В других городах я знаю случаи, когда мэры просто уходят с заседаний советов, бывает, что депутаты блокируют определенные решения. Слава богу, в Новосибирске этого нет.
Если говорить о блокированных решениях, то для меня очень показательно, что осенью депутаты проголосовали против приватизации ГУМа. Мэр тогда убеждал, что 400 млн руб. от его продажи уже заложены в бюджет, но депутаты настояли на своем. От человека на вашем посту ждут умения «продавливать» подобные решения. Вам приходилось проводить сложные вопросы через горсовет в Чите?
Приходилось. Для этого я индивидуально встречался с депутатами. Встречался с руководителями политических партий. Методом убеждения удавалось приходить к согласию. И здесь я просто буду работать с депутатами. Будет поставлена задача буду ее выполнять. Насколько успешно покажет время.
Принято считать, что если важное решение, как, например, приватизация ГУМа, выносится на сессию, оно либо должно гарантированно проходить, либо не должно выноситься на сессию, чтобы не было публичного скандала. А как считаете вы?
Мне нравится стиль работы Владимира Городецкого. Когда все споры должны быть пройдены на каком-то этапе. А если принято решение его надо выполнять. В данном случае если решение было принято, все члены команды должны добиваться его выполнения. В том числе и на заседании городского Совета.
В вашей биографии учеба на высших курсах КГБ. Помогают ли эти навыки в работе и каким образом?
Конечно, помогают (как и любая учеба). Но я чту закон, в том числе об оперативно-розыскной деятельности, и незаконными методами не пользуюсь. Потому что я не субъект ОРД, а иначе, по закону, уголовная ответственность. А помогают в плане кругозора, знания права, знания многих процессов.
В последнее время Владимир Городецкий стал появляться на федеральном уровне. Например, он входит в Президентский совет по национальным проектам. Входит ли в ваши задачи работа на усиление позиций Городецкого на федеральном уровне?
Обычный человек не делит власть на муниципальное самоуправление и государственную власть регионального уровня. Для гражданина и не должно быть разницы президентский ты чиновник или муниципальный. Ты представитель власти. А что люди ждут от власти? Чтобы было тепло, чтобы была вода в домах, чтобы работал транспорт, работали предприятия, учились дети, чтобы люди чувствовали себя в безопасности.
Для удовлетворения этих потребностей люди должны получать от центральной власти внимание. Но получилось так, что такое большое муниципальное образование страны, как город Новосибирск, мне кажется, оказался этим вниманием обделен. И поэтому контакты Владимира Городецкого на федеральном уровне особенно важны. И здесь не только участие в работе Президентского совета. Сейчас Городецкий проводит серьезную работу с руководителем «Росстроя» Сергеем Кругликом, с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Рустэмом Хамитовым. Недавно приезжал вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. И два приезда в Новосибирск президента РФ Владимира Путина в течение года говорят о том значении, которое город имеет для страны. Очень важно, что сегодня Городецкий выходит на федеральный уровень. Это прежде всего в интересах горожан. И насколько смогу я буду этому способствовать. Безусловно, в моих должностных обязанностях будет и взаимодействие с федеральными органами. У меня остаются неплохие личные, деловые контакты и с работниками администрации президента, и с работниками федеральных министерств, служб, агентств.
Надо четко понимать, что Москва сегодня делает шаг навстречу тем, кто сам что-то делает. И это правильно. Зачастую ведь как бывает договариваешься о выделении денежных средств, о том, что пойдут инвестиции в инфраструктуру территории, но когда дошел до уровня муниципалитета, там говорят: «Извините, у нас нет пяти миллионов на проектные работы». А без проектных работ тот миллиард, о котором ты договорился, территории не дадут. Вот и все. Поэтому здесь должны быть совместные усилия. Очень важно для города, что Городецкий делает эти усилия.
Как вы собираетесь строить отношения со СМИ?
К СМИ я отношусь очень уважительно как к одной из ветвей власти. Со СМИ будем сотрудничать. Я считаю, что молчание порождает слухи, версии. И эти слухи (я в этом убедился не раз) процентов на девяносто всегда получают темную окраску. Лучше это упреждать. Вовремя все объяснять людям. А то я зачастую вижу, как власть в каких-то вопросах сначала неудачно промолчит, а затем начинает оправдываться.
Кстати, возвращаясь к вопросу с ГУМом. Думаю, если бы депутатам объяснили, зачем это делается и что за этим не кроется личного интереса определенных групп в мэрии, думаю, они поддержали бы вопрос. И даже если в депутатском корпусе могли быть какие-то личные интересы, но это у одного-двух депутатов. А остальные 35? Неужели не проголосовали бы? Лучше давайте заранее дадим информацию и расскажем о своей позиции.