«Незаконными методами не пользуюсь»

С 10 марта заместителем мэра Новосибирска Владимира Городецкого работает Павел Попов — бывший главный федеральный инспектор по Читинской области. Впервые иногороднему специалисту поручено «политическое» направление: организационно-кадровая работа, информационная политика, взаимодействие с городским и областным Советами. В своем первом интервью на новом посту ПАВЕЛ ПОПОВ рассказал корреспонденту «КС» ДМИТРИЮ ТРОСТНИКОВУ об основных принципах, на которых он собирается строить свою работу.

Павел Борисович Попов родился в 1963 году. Закончил ЧГПИ, высшие курсы КГБ СССР, академию Госслужбы при президенте РФ. С 1992 по 2000 годы — заместитель главы администрации Читы. С 2000 года — начальник отдела обладминистрации по связям с органами местного самоуправления. В 2001–2006 годах — главный федеральный инспектор по Читинской области и Агинскому Бурятскому АО.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Павел Борисович, почему вы решились на переезд в Новосибирск? Ведь вся ваша карьера связана с Читинской областью.

— В Читинской области за пять лет на посту главного федерального инспектора я достаточно подробно изучил свою работу. А человек должен развиваться. Иначе станет просто скучно. В силу характера я люблю учиться чему-то новому. Закончил три вуза, защитил кандидатскую диссертацию. Наступил момент поменять работу. Поступило несколько предложений, в том числе и в один из органов федеральной исполнительной власти в Москву. Но я принял решение переехать в Новосибирск. Потому что я знаю работу мэрии. И мне нравится Новосибирск. Хотя не исключаю, что в жизни может наступить такой этап, когда придется переехать еще раз. Такая жизнь у чиновников.

— Вы с должности федерального инспектора, то есть из президентской структуры, перешли на работу в руководство муниципалитета. Очевидно, что в этом переходе должен сыграть свою роль сибирский полпред Анатолий Квашнин. Ваш переход — это инициатива мэра Городецкого или полпреда Квашнина?

— Я подробно не хотел бы это комментировать. Ограничусь тем, что скажу: свою роль Анатолий Васильевич сыграл. Вопрос, конечно, согласовывался с ним.

— Как складывались ваши отношения с губернатором Читинской области Равилем Гениатулиным? Потому что сначала вы восемь лет отработали заместителем Гениатулина, когда он был мэром Читы, затем возглавляли его штаб на вторых губернаторских выборах, но после ушли в президентскую структуру на должность федерального инспектора. Это наводит на мысль об охлаждении отношений с губернатором?

— Нет, у меня прекрасные отношения с Равилем Гениатулиным. Откровенно говоря, он высказал сожаление о том, что я переехал. Мы знакомы 26 лет. Из них 23 года работали вместе. Знакомство произошло, когда я сдал последний вступительный экзамен в институт и ко мне подошел молодой преподаватель и сказал: «Завтра вам надо подойти на факультет, мы собираем стройотряд по ремонту корпуса нашего истфака». На вопрос: «Кто вы такой?» — он ответил: «Я в этом году закончил институт и теперь ваш преподаватель. Меня зовут Равиль Гениатулин». Я трижды был его заместителем на разных этапах жизни и профессиональной карьеры. У нас не было дружеских отношений в общепринятом понимании — застолий, рыбалки, охоты. Но, безусловно, у нас всегда были товарищеские профессиональные отношения. Я до сих пор считаю, что я в команде Гениатулина.

— А почему вы снова не возглавили штаб Гениатулина на его третьих губернаторских выборах? Ведь прежде был хороший результат — победа в первом туре, 57% поддержки?

— К тому моменту я уже был главным федеральным инспектором и не мог работать в штабе в силу своей должности. Да и результат выборов в 2004 году был очевиден заранее. От выборов к выборам поддержка Гениатулина стабильно прирастает на 110–120 тысяч голосов. Мне больше запомнились президентские выборы 2000 года. Я возглавлял региональный избирательный штаб Владимира Путина. Работать было очень интересно и удалось добиться неплохого результата. Для сравнения: в двух однотипных территориях — Читинской области и Республике Бурятия — результат получился абсолютно разный. Читинская область на 12% больше проголосовала за Путина, чем за Геннадия Зюганова, а Республика Бурятия — наоборот. Но на самом деле я не специалист по выборам, я политолог. Преподавал политологию в Читинском институте Байкальской Академии экономики и права. Люблю это дело.

— Какие задачи ставите перед собой в первую очередь в мэрии Новосибирска?

— Здесь мне нравится стиль работы. Все хорошо отработано, организовано. Я неплохо ориентируюсь в проведении различных мероприятий. Знаю, как действуют те или иные службы — городские, региональные и федеральные. Но пока главная проблема в том, что я не знаком с людьми. Поэтому первую задачу, которую я ставлю перед собой, — это знакомство. Я определил широкий круг людей, с которыми я должен лично познакомиться в течение года. До 10 апреля знакомился со службами мэрии, которые теперь у меня в подчинении. Теперь знакомлюсь с депутатами горсовета и с районами города. Я буду встречаться с каждым из 40 депутатов индивидуально, ежедневно по определенному графику. И практически каждый вечер я выезжаю в районы и полтора-два часа знакомлюсь с районом.

— Как вы оцениваете уровень взаимодействия между мэрией и депутатским корпусом?

— Этот вопрос я задаю каждому депутату. На первый взгляд, уровень взаимодействия нормальный. Конечно, присутствует такой фактор, как межличностные отношения. Власть — явление публичное, значит, элементы политики, конкуренции всегда присутствуют. Но задача по большому счету одна и у Совета, и у мэрии. Поэтому и чиновникам мэрии, и депутатам Совета личные амбиции необходимо поставить на второй план во имя интересов горожан. Вижу, что большое количество депутатов избираются второй раз. Это говорит об определенной квалификации. В целом отношения мэрии и горсовета в Новосибирске конструктивные. В других городах я знаю случаи, когда мэры просто уходят с заседаний советов, бывает, что депутаты блокируют определенные решения. Слава богу, в Новосибирске этого нет.

— Если говорить о блокированных решениях, то для меня очень показательно, что осенью депутаты проголосовали против приватизации ГУМа. Мэр тогда убеждал, что 400 млн руб. от его продажи уже заложены в бюджет, но депутаты настояли на своем. От человека на вашем посту ждут умения «продавливать» подобные решения. Вам приходилось проводить сложные вопросы через горсовет в Чите?

— Приходилось. Для этого я индивидуально встречался с депутатами. Встречался с руководителями политических партий. Методом убеждения удавалось приходить к согласию. И здесь я просто буду работать с депутатами. Будет поставлена задача — буду ее выполнять. Насколько успешно — покажет время.

— Принято считать, что если важное решение, как, например, приватизация ГУМа, выносится на сессию, — оно либо должно гарантированно проходить, либо не должно выноситься на сессию, чтобы не было публичного скандала. А как считаете вы?

— Мне нравится стиль работы Владимира Городецкого. Когда все споры должны быть пройдены на каком-то этапе. А если принято решение — его надо выполнять. В данном случае если решение было принято, все члены команды должны добиваться его выполнения. В том числе и на заседании городского Совета.

— В вашей биографии — учеба на высших курсах КГБ. Помогают ли эти навыки в работе и каким образом?

— Конечно, помогают (как и любая учеба). Но я чту закон, в том числе об оперативно-розыскной деятельности, и незаконными методами не пользуюсь. Потому что я не субъект ОРД, а иначе, по закону, уголовная ответственность. А помогают в плане кругозора, знания права, знания многих процессов.

— В последнее время Владимир Городецкий стал появляться на федеральном уровне. Например, он входит в Президентский совет по национальным проектам. Входит ли в ваши задачи работа на усиление позиций Городецкого на федеральном уровне?

— Обычный человек не делит власть на муниципальное самоуправление и государственную власть регионального уровня. Для гражданина и не должно быть разницы — президентский ты чиновник или муниципальный. Ты представитель власти. А что люди ждут от власти? Чтобы было тепло, чтобы была вода в домах, чтобы работал транспорт, работали предприятия, учились дети, чтобы люди чувствовали себя в безопасности.

Для удовлетворения этих потребностей люди должны получать от центральной власти внимание. Но получилось так, что такое большое муниципальное образование страны, как город Новосибирск, мне кажется, оказался этим вниманием обделен. И поэтому контакты Владимира Городецкого на федеральном уровне особенно важны. И здесь не только участие в работе Президентского совета. Сейчас Городецкий проводит серьезную работу с руководителем «Росстроя» Сергеем Кругликом, с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Рустэмом Хамитовым. Недавно приезжал вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. И два приезда в Новосибирск президента РФ Владимира Путина в течение года говорят о том значении, которое город имеет для страны. Очень важно, что сегодня Городецкий выходит на федеральный уровень. Это прежде всего в интересах горожан. И насколько смогу я буду этому способствовать. Безусловно, в моих должностных обязанностях будет и взаимодействие с федеральными органами. У меня остаются неплохие личные, деловые контакты и с работниками администрации президента, и с работниками федеральных министерств, служб, агентств.

Надо четко понимать, что Москва сегодня делает шаг навстречу тем, кто сам что-то делает. И это правильно. Зачастую ведь как бывает — договариваешься о выделении денежных средств, о том, что пойдут инвестиции в инфраструктуру территории, но когда дошел до уровня муниципалитета, там говорят: «Извините, у нас нет пяти миллионов на проектные работы». А без проектных работ тот миллиард, о котором ты договорился, территории не дадут. Вот и все. Поэтому здесь должны быть совместные усилия. Очень важно для города, что Городецкий делает эти усилия.

— Как вы собираетесь строить отношения со СМИ?

— К СМИ я отношусь очень уважительно — как к одной из ветвей власти. Со СМИ будем сотрудничать. Я считаю, что молчание порождает слухи, версии. И эти слухи (я в этом убедился не раз) процентов на девяносто всегда получают темную окраску. Лучше это упреждать. Вовремя все объяснять людям. А то я зачастую вижу, как власть в каких-то вопросах сначала неудачно промолчит, а затем начинает оправдываться.

Кстати, возвращаясь к вопросу с ГУМом. Думаю, если бы депутатам объяснили, зачем это делается и что за этим не кроется личного интереса определенных групп в мэрии, думаю, они поддержали бы вопрос. И даже если в депутатском корпусе могли быть какие-то личные интересы, но это у одного-двух депутатов. А остальные 35? Неужели не проголосовали бы? Лучше давайте заранее дадим информацию и расскажем о своей позиции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ