«Диктатор» Быков

В Новосибирске в восьмой раз прошел Тотальный диктант, собравший около 2700 участников. Автором эксклюзивного текста стал известный писатель, публицист и телеведущий Дмитрий Быков, рассказавший на встрече с журналистами и читателями о терапевтических свойствах русской классики, отношении к премиям и «тандемном» выпуске программы «Поэт и гражданин», которая совсем недавно спровоцировала главный медиаскандал сезона.

«Скажу сразу, диктант сложный, — заверил собравшихся журналистов Дмитрий Быков, предупредив, что буквально за день до приезда опробовал текст среди 11-классников в одной московской школе, где он преподает. — Показали неплохие результаты, у взрослых явно будут хуже».

Дмитрий Быков — автор нескольких романов, поэтических и публицистических сборников, а также биографий Бориса Пастернака и Булата Окуджавы. Лауреат премий «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Золотое перо России».

Неутешительные прогнозы Быкова сбылись. Как сообщила координатор проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец, в Новосибирской области с текстом Быкова на «отлично» справились лишь около 50 человек. Более 300 участников получили «хорошо», более 700 — «удовлетворительно», остальные (около 1500) написали диктант на двойки.

«Для современного письма типичны три вида ошибок, — констатировал Быков, — орфограммы «стн» и «сн», «тся-ться» и раздельное написание частицы «не». Редкая газета обходится без таких ошибок». Особое внимание в выступлении и тексте диктанта автор уделил мягкому знаку, считая, что в новой брутальной российской жизни ему не осталось места. Обратной является, на его взгляд, ситуация с запятыми. «Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак, — пояснил Быков. — Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны».

Оставаясь практикующим словесником, Дмитрий Быков считает именно эту работу наиболее осмысленной в своем пестром профессиональном наборе. «Я стараюсь учить непрагматическому отношению к жизни, — размышляет он. — То есть, если вы выигрываете в прагматике, то потом, как правило, проигрываете в страстях, в удовольствиях. Русский бог так все устроил, что чем больше здесь рассчитываешь, тем больше проигрываешь».

«Мне нравится давать достаточно простые темы, на которые довольно сложно написать плохое сочинение, — делится он педагогическим опытом. — А в диктантах главное — чтобы текст хоть как-то корреспондировал с повседневной жизнью ребенка». Применяются и неординарные подходы: на занятиях писатель просит учеников и студентов написать заключительный акт «Вишневого сада» и последнюю главу «Преступления и наказания», потому как, по его мнению, пьеса не закончена, а роман оборван.

На вопрос журналистов о готовящейся реформе образования Быков ответил почти афоризмом: «В отношении образования от государства нужны только две вещи — дать денег и оставить в покое». На его взгляд, образовательный процесс не нуждается в навязывании стандартов, новых подходах или отсечении лишнего. «Человеку в молодости нужно только лишнее — необходимое интересует лишь старика, — подчеркнул учитель Быков. — А школьнику нужно все. Он страшно жаден к информации. Его интересует, почему вода мокрая, почему нет правды на земле (но правды нет и выше. — «КС»), кто такие Герцен, Толстой, Ньютон — то, что нам с вами совершенно уже неинтересно».

Быкову в свою очередь неинтересны литературные премии, а точнее значение, которое им придается. «Организаторы «Нацбеста», например, абсолютно уверены, что люди убиваются за то, чтобы получить эту награду. Клянусь, после объявления шорт-листа обязательно кто-нибудь из оргкомитета напишет, как я старался и всех подкупал», — пообещал он. Единственной по-настоящему престижной премией ему кажется лишь Международная литературная премия имени Стругацких.

О проекте телеканала «Дождь», в конце марта снявшем с эфира шестой выпуск сатирической программы «Поэт и гражданин», гость высказывался с заметной апатией. Озвученное в выпуске стихотворение «Тандем в России больше, чем тандем» на пару недель стало самым заметным произведением писателя и публициста Быкова за последние годы, кратковременно затмив все предыдущие заслуги. «Я боюсь, что все, что перед вами лежит, — сказал он, показывая на полки с собственными книгами, — забудется уже завтра, а все будут помнить, что я сочинял какую-то ерунду для Ефремова». Тот факт, что данный инцидент в большинстве СМИ был охарактеризован как проявление самоцензуры и стал поводом для очередного разговора о свободе слова в России, по мнению Быкова, означает одно: в стране ничего не происходит, обсудить нечего. «Ничтожное происшествие на крошечном сетевом канале никого по идее занимать не должно», — резюмировал он.

В завершение разговора писатель поделился наблюдениями по поводу использования новых технологий при прочтении книг. «К электронным книгам и ридерам отношусь все еще неоднозначно, — признался он. — Мы хотим иметь под рукой понравившуюся книгу в бумажном виде, прочитав ее на мониторе, — точно так же, как стремимся ознакомиться с текстом, послужившим основой для сценария в случае его экранизации». «Одна журналистка с «Эха Москвы», прочитав мой роман «ЖД», так была потрясена, что выбросила книгу в окно. Это сильный художественный жест. С ридером она бы так не поступила», — убедительно заключил Быков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ