Ледниковый период страхования

Мировой финансовый кризис навсегда изменил лицо страхового рынка. С сибирского рынка в 2010 году ушли два крупных региональных игрока — новосибирская компания «Агрострахование-Сибирь» и кемеровская «ЖАСО–М». Всего за два года было отозвано около 200 лицензий на страховую деятельность. В то же время некоторым страховщикам удалось быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, оптимизировать свой бизнес и не только сохранить, но и укрепить свои позиции. Подробнее об этом, а также о специфике посткризисного восстановления рынка страхования в Сибири «КС» рассказал директор Сибирской региональной дирекции ООО «СК «Цюрих» ОЛЕГ ШАХОВ.

— Олег Иванович, как изменился страховой рынок в России в целом и в Сибири в частности за период последнего экономического кризиса? К концу 2010 года?

— С 2000-го по 2008 год страховой рынок в России рос очень быстрыми темпами, достигавшими 15% в год. Для сравнения: в Западной Европе нормальным считается рост на 1–2% в год. В 2009 году отечественный страховой рынок просел. Сегмент корпоративного страхования сократился на 6,3%, а розничного упал на 13,8%. В Сибири падение сборов было еще больше, около 15%, а объемы выплат остались практически на том же уровне. Особенно сильно снизились премии по добровольным видам страхования. По некоторым видам выросла убыточность. К примеру, на каско оказала влияние длительная и холодная зима 2009–2010 года, спровоцировавшая высокий уровень аварийности. Только с середины 2010 года наметился рост рынка.

— Насколько серьезно кризис повлиял на перераспределение долей рынка среди компаний, работающих в Сибири?

— В Сибири продолжается поляризация рынка. Увеличивается отрыв лидеров от компаний, показывающих средний уровень сборов, я уже не говорю об аутсайдерах. В то же время я хотел бы отметить несомненное усиление конкуренции между компаниями-лидерами. Эта тенденция вполне объяснима, рынок стал беднее, и количество клиентов-страхователей существенно сократилось.

— Количество клиентов сократилось, а изменились ли как-то их предпочтения?

— За последние годы и граждане, и бизнес получили большой опыт работы со страховыми компаниями. Они стали обращать внимание в первую очередь не на стоимость полиса, а на надежность страховщика, а также на дополнительные услуги и сервисы, включаемые в страховую программу сверх необходимого минимума. Все это позволяет сделать страховую защиту максимально надежной, а работу со страховой компанией — удобной. Клиенты начали в этом разбираться и ценить это.

— Вы сказали, что наметился рост рынка, какие виды пошли в рост? Что сегодня пользуется наибольшим спросом у страхователей?

— Прежде всего начал расти рынок автострахования. До кризиса бум интереса клиентов к каско был вызван позицией банков, настаивающих на страховании приобретаемого в кредит автотранспорта. В кризис почти все банки свернули программы автокредитования, и этот сегмент страхового рынка сжался. Сейчас кредитные организации вновь начинают выдавать займы. Оживление спроса на добровольное страхование имущества также связано с активизацией банков, но уже в части ипотечного кредитования физических лиц, компаний МСБ и крупного бизнеса. Страховщики, которым удалось наладить конструктивный диалог с кредитными организациями, получили очень важное конкурентное преимущество. Они сумели «поймать волну» и перетянуть в свой портфель доли других игроков. Кроме того, с начала года выросли сборы по ОСАГО. Частично это произошло из-за увеличения территориальных коэффициентов.

В розничном страховании имущества мы наблюдаем повышенный спрос на «коробочные» продукты. Подобные пакеты покрывают наиболее актуальные риски, а также максимально удобны как для страхователя, так и для страховщика — они не требуют долгих расчетов и согласований, выезда на место для осмотра (при страховании недвижимости) и сложного заполнения полиса.

В коммерческом сегменте уверенно растет спрос на программы по страхованию коллектива от несчастного случая. Этот продукт особенно привлекает компании, заинтересованные в удержании персонала и формировании позитивного имиджа ответственного работодателя, а также предприятия, работа в которых связана с повышенным риском. Перспективными направлениями страхования в бизнес-сегменте также являются риски поломок дорогостоящего оборудования, приобретаемого в кредит или лизинг, риски перерыва в производстве.

— Что сегодня является преимуществом для страховых компаний в конкурентной борьбе?

— До кризиса основным инструментом в конкурентной борьбе был демпинг. Демпинг цен на продукты и демпинг комиссий посредникам. Сегодня это невозможно, и на первое место выходят надежность, прозрачность и профессионализм. Клиент хочет быть уверен, что ему выплатят возмещение. Он хочет понимать, сколько ему выплатят. И он хочет получить эту выплату быстро. Вот эти три фактора сейчас и являются основными конкурентными преимуществами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ