Слово… и дело

Национальный банковский сектор по-прежнему не способен адекватно кредитовать экономику. Фактически власть признала, что текущие методы борьбы с кризисом, в том числе предыдущий вариант «Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год», утвержденный в апреле, результатов не дают. По нашему мнению, не даст их и новый вариант «Программы АКМ». Сохранение существующей денежно-кредитной и налоговой политики на фоне колоссального сокращения доходной части федерального бюджета явно противоречит задачам, поставленным в «Программе», в частности, по поддержке градообразующих региональных предприятий и предпринимательства. При этом неумолимое стремление ЦБ РФ избавиться от малых банков неизбежно приведет к резкому ухудшению положения малого и среднего бизнеса, а следовательно, и общего социально-экономического положения в регионах.

Недавно была принята окончательная редакция «Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год» («Программа АКМ»), ключевыми приоритетами которой являются стимулирование развития промышленного потенциала, внутреннего спроса, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также повышение надежности и эффективности банковской системы. Впрочем, слова о приоритетности этих мер мы слышим не первый год. Однако, несмотря на экстраординарную господдержку банковского сектора, кредитовать ни реальный сектор, ни население он не торопится, промпроизводство продолжает падать, безработица растет, а доходы населения снижаются, резко сокращая потребительский спрос.

Фактически власть признала, что текущие методы борьбы с кризисом, в том числе предыдущий вариант «Программы», утвержденный в апреле, результатов не дали (http://www.rbcdaily.ru/). Незадолго до подписания последней редакции «Программы АКМ» премьер Владимир Путин публично заявил, что проблема доступности кредитов по-прежнему сохраняется для всего реального сектора. И для ее решения правительство готово запустить масштабную программу гарантирования займов системообразующим предприятиям (http://www.premier.gov.ru/).

Между тем и в новом варианте «Программы АКМ» государственная поддержка промышленного потенциала определена перечнем из 295 системообразующих организаций, на государственные гарантии и общую поддержку которым предусмотрено всего 300 млрд рублей (кроме адресной поддержки ОПК, АПК и некоторых других отраслей). Впрочем, в дополнение к «системообразующим» был сформирован и перечень из 1148 региональных предприятий, мониторинг состояния которых возложен на Минрегион и местные органы власти. Но на их финансирование в федеральном бюджете статья расходов почему-то не предусмотрена.

Действуем на местах

Очевидно, предполагается, что спасаться от кризиса региональные предприятия будут с помощью банковских кредитов, дефицитных местных бюджетов, налоговых послаблений и «ручного управления», великолепные образцы которого в Комсомольске-на-Амуре и Пикалево продемонстрировал премьер Владимир Путин. Но прежде чем говорить о его блистательных результатах, следует напомнить, что новости о все новых городах, жители которых месяцами живут без заработной платы, появляются в СМИ едва ли не каждый день (Приморье, Ижевск, Златоуст, Рубцовск, Киров и т. д.). Не случайно, вовремя осознав, к чему ведет ставка на (уже красочно поданное в СМИ) «ручное управление», президент страны в недвусмысленной форме дал понять своим полпредам, что в дальнейшем вмешательства федеральных властей в судьбу моногородов не будет — будут «увольнения губернаторов от должности». И это заявление оказалось весьма своевременным, поскольку этих городов в России как минимум 500, и жители каждого из них надеются, что «им поможет Путин». При этом денег на спасение градообразующих предприятий «Программой АКМ» в федеральном бюджете вообще не предусмотрено. А это означает перспективу тотальной безработицы на значительной территории «региональной» России уже осенью этого года. Со всеми ее экономическими и социальными последствиями.

Казалось, выход из подобной ситуации в мировой практике известен — реальное, а не декларативное содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства. И на его поддержку «Программой АКМ» предусмотрено выделение из федерального бюджета аж 10,5 млрд рублей, что примерно на три порядка (!) меньше, чем правительство и Банк России, ополовинив резервный фонд и ЗРВ, уже вложили в практически неконтролируемое пополнение ликвидности и капитализацию нескольких государственных и квазигосударственных банков, успешно направивших полученные ресурсы на валютный рынок. Для наглядности добавим, что сумма, отпущенная правительством на поддержку малого бизнеса, примерно эквивалентна возможности один раз заплатить месячный прожиточный минимум одному миллиону человек. Безработных же у нас на порядок больше (как и месяцев в году). Какой уж тут бизнес? Пусть даже самый малый.

Как заметил аналитик «ТРАСТа» Евгений Надоршин, в мае расходы федерального бюджета и вовсе сократились (по данным Минфина, на 29%), в результате чего его дефицит упал с 10,7% в апреле до 5,3% в мае. «Большая часть антикризисного пакета даже не начата, поэтому рассчитывать на быстрый эффект от его реализации нет смысла», — предположил он (http://www.vedomosti.ru/). Таким образом, реальной поддержки со стороны федерального бюджета малый бизнес попросту не увидит, а рассчитывать ему по-прежнему придется на банковские кредиты, стоимость которых сегодня заведомо выше рентабельности любого легального бизнеса. При этом, за исключением разве что КМБ БАНКа и ВТБ 24, именно малый бизнес остается самым непривлекательным сегментом кредитного рынка для крупных российских банков.

Казалось бы, в таком случае надо резко повысить доступность банковских кредитов и повысить капитализацию российских банков. Тем более что в результате стремительного роста просрочки как по корпоративным (диаграмма 1), так и розничным кредитам (диаграмма 2) растут риски кредитования, резервы на возможные потери по ссудам и, как следствие, стремительно сокращается капитал. И в «Программе АКМ» правительство предусмотрело 280 млрд на капитализацию российских банков, а также 215 млрд рублей — на фондирование их активных операций (за счет Фонда национального благосостояния). Однако при этом по-прежнему «видело перед собой» лишь «системообразующие» банки.

Тем более что в случае достижения даже 10-процентной доли проблемных кредитов в дополнительной капитализации будет нуждаться половина из первой десятки ведущих банков России. Если же их доля достигнет 20%, то она потребуется уже 9 из 10 крупнейших банков (http://www.vedomosti.ru/). Ведь, получая колоссальные дотации и «внушения» правительства, именно «системообразующие» банки все еще как-то продолжают кредитовать и погибающую экономику, и все менее платежеспособное население. Закономерно именно в них быстрее идет и концентрация кредитных рисков.

Хорошо известно, что на дополнительные взносы в уставный фонд у владельцев малых региональных банков денег практически нет. При этом государство и не собирается участвовать в их капитализации. Вместо этого Банк России резко озаботился масштабной расчисткой банковского сектора от мелких игроков. И это понятно: нет банка — нет и проблемы. Таким образом, в самый разгар кризиса финансовые власти «под шумок» решили избавиться от своей главной головной боли. И согласно принятым в начале года поправкам к закону «О банках и банковской деятельности», с 2010 года капитал любого российского банка должен быть не менее 90 млн, с 2012-го — не менее 180 млн рублей. При этом, по данным ЦБ РФ, на 1 мая 2009 года первому условию не соответствовали 179 банков (за исключением санированных), второму — уже 321 банк (http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_090501.pdf), то есть в общей сложности примерно треть российских банков рискует лишиться лицензии уже в обозримом будущем.

Большие риски малых банков

Как отмечают эксперты, стремление уменьшить число кредитных организаций неизбежно увеличит риски для реального сектора. Ведь именно малые операторы банковского рынка создают конкурентную среду, обеспечивая приемлемость кредитных ставок, индивидуальный подход и доступ к банковскому сервису для «нестандартных» клиентов. При этом «нестандартным» является практически любой субъект малого бизнеса. «Очищая банковский сектор, государство лишает возможностей нормального обслуживания большое число мелких компаний, которые неинтересны крупным банкам», — говорит заместитель гендиректора аудиторской компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. «Лишившись доступных видов банковского обслуживания, мелкие компании будут стимулированы на перевод своих финансовых операций в непрозрачные формы», — добавляет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Таким образом, «устраняя риски в финансовом секторе, ЦБ может спровоцировать их рост в реальном…» (http://www.kommersant.ru/, № 108, 19.06.09).

Более того, территориальным управлениям Банка России предписано уже с июня осуществлять тотальный контроль за всеми изменениями в бизнесе обозначенной выше трети российских банков, которые, по мнению ЦБ, могут свидетельствовать о фиктивной докапитализации или выводе активов. Нарушителям грозит наказание вплоть до отзыва лицензии. Однако «устраняя риски в финансовом секторе, ЦБ может спровоцировать их рост в реальном», — предупреждают эксперты (http://www.kommersant.ru/, № 108, 19.06.09).

И работа по «расчистке» уже в полном разгаре. Стремясь во что бы то ни стало избавиться от малых региональных кредитных организаций, Банк России уже добрался и до «уполномоченных». Хотя до сих пор нарекания регулятора вызывало именно бездействие региональных властей в отношении капитализации местных банков, первый же случай такой докапитализации (краснодарского Крайинвестбанка) позволил Банку России натравить на региональные власти ГУ Генпрокуратуры в Южном федеральном округе. Когда для предотвращения негативных последствий от невыполнения уполномоченным банком кредитных обязательств администрации края потребовалось приобрести дополнительный выпуск акций банка (на 1,5 млрд) и предоставить госгарантии (на 1,2 млрд), прокуратура тут же выявила незаконность ее действий, хотя гарантии и были погашены в срок.

В ходе ужесточения надзора ЦБ за «подозрительно малыми банками» 17.06.09 лишился лицензии и один из традиционных участников обзора ведущих банков Сибири — омский переселенческий банк «Соотечественники» — «в связи с установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных… и снижением достаточности капитала» (www.cbr.ru). При этом лишать лицензии «системообразующий» Связь-Банк, достаточность капитала которого со 2 по 29 апреля колебалась в диапазоне от 0,9% до 3,6% при нормативе его достаточности в 10%, Центральный банк совсем не торопился (http://www.vedomosti.ru/). Вместо этого было принято решение по стимуляции ВЭБа на его дополнительную капитализацию (на 70 млрд рублей). И дело не в том, что Связь-Банк не надо было спасать — он действительно является системообразующим, а в неприкрытой дискриминации малых региональных банков «как класса».

Заметим, крайне несвоевременным тотальный контроль за мелкими банками сочли руководители двух крупнейших банковских ассоциаций России. «В кризис… и так есть чем заняться…», — заявил Гарегин Тосунян. По его словам, среди региональных банков, уровень собственных средств которых теперь требует от собственников их срочной «докапитализации», есть и такие, кто работает на рынке по 20 лет, а это о многом говорит. В свою очередь глава Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков не согласен не только с ужесточением контроля, но и с самим административным повышением требований к капиталу банков. «Когда поправки по докапитализации принимались, мы предупреждали Банк России, что их прямым следствием как раз и станет рост злоупотреблений. Естественно, что банки, которые не могут… докапитализироваться, постараются за оставшееся время максимально отыграть свою лицензию. Получается, что регулятор борется с теми рисками, которые сам же и создал», — говорит Аксаков.

Кроме новых требований к минимальному размеру капитала, «государство требует [от банков] лояльности по отношению к заемщикам и снижения стоимости кредитов, хотя само держит базовую ставку на высоком уровне, а если и помогает, то крайне ограниченному кругу банков», — возмущается президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Символическое снижение учетной ставки пока почти ничего не дало, а цена аукционных денег остается практически на прежнем уровне, и средства сроком на год на беззалоговом аукционе 8 мая можно было занять у ЦБ на уровне 14,75% годовых (http://www.vedomosti.ru/). Заметим, что почти такая же ставка (15,02%) наблюдалась и на аукционе по размещению годичных беззалоговых кредитов месяц спустя (http://www.rbcdaily.ru/) — несмотря на дважды проведенное с тех пор символическое снижение ставки рефинансирования.

Таким образом, проблем с ликвидностью у банковской системы как бы нет — ЦБ «накачал» деньгами крупнейшие банки. Однако структура этой ликвидности и доступ к ней таковы, что «мотивирует банки сокращать кредиты малому бизнесу и населению, что входит в явное противоречие с заявленной политикой правительства», — считают аналитики «Ренессанс Капитала». Основной риск для банков, по их мнению, в усугублении спада в реальном секторе экономики (http://www.vedomosti.ru/). Добавим, что сам этот спад во многом является следствием самой денежно-кредитной политики финансовых властей (/ks/-/jid/445/id/22022/), который, несомненно, будет усугубляться новой дискриминационной надзорной политикой ЦБ РФ.

Итого

Полумеры и двусмысленная денежно-кредитная политика не способны остановить спад в национальной экономике, а ведут лишь к холостому расходованию средств бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на фоне остановки производств и стремительного роста рисков в банковском секторе. Понятно, что более серьезную поддержку и реальному, и банковскому сектору правительство могло бы оказать, если бы не катастрофическое сокращение доходной части бюджета, которое наблюдается с начала IV квартала 2008 года. Однако переломить это положение, а также компенсировать часть кредитных ставок не только АПК, но и всем предприятиям реального сектора невозможно без изменения налоговой политики. Начать помогать всем можно, лишь снижая налоги на бизнес и дифференцируя налоги на доходы физических лиц. На что, впрочем, никогда не согласится наш Минфин. Ведь тогда «уклонистов» придется искать не по месту прописки, а, например, на яхтах в открытом океане.

Читайте обзор Банки СФО: итоги первого полугодия 2009.

При подготовке настоящего материала использованы данные ЦБ РФ (www.cbr.ru) и Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru/).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ