ФАС разберется с государственными преференциями

В первом полугодии этого года Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области за нарушение антимонопольного законодательства наказало физических и юридических лиц на сумму почти 47 млн рублей, что в 21 раз больше, чем за весь прошлый год.

В первом полугодии этого года Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области за нарушение антимонопольного законодательства наказало физических и юридических лиц на сумму почти 47 млн рублей, что в 21 раз больше, чем за весь прошлый год. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в «Интерфаксе-Сибирь» руководитель УФАС по НСО Сергей Гаврилов. В прошлом году в основном штрафные санкции были применены в отношении органов власти за нарушение 94-ФЗ и хозяйствующих субъектов за злоупотребление доминирующим положением. В структуре нарушений более 50% приходится на органы власти.

Этот порядок вещей призваны модифицировать изменения федерального закона о защите конкуренции, а также иных законодательных актов, регулирующих экономические процессы в стране. В частности, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс вступят в силу 21 и 22 августа. Они предполагают ответственность должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Максимальное наказание – до шести лет лишения свободы. «Это вынужденная мера, поскольку у нас в стране антимонопольное законодательство соблюдается слабо и органами власти, и хозяйствующими субъектами», – прокомментировал законодательные нововведения Сергей Гаврилов.

Как отметил руководитель новосибирского УФАС, у антимонопольной службы на протяжении последних нескольких лет очень много претензий к органам власти, когда они, нарушая антимонопольное законодательство, либо ограничивают конкуренцию, свободное перемещение товара, либо необоснованно предоставляют тем или иным хозяйствующим субъектам государственную муниципальную помощь. «Под эту помощь чиновники могли все что угодно делать. Тем самым они давали некие преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, передавая им либо имущественные права, либо гражданские права, либо какие-то льготы, либо субсидии, – отметил на пресс-конференции господин Гаврилов. – Сегодня вводятся изменения в понятия «государственная муниципальная преференция», и четко говорится, в каких случаях и какой орган власти должен предоставлять эти преференции». Более того, изменения в законодательных актах предписывают органам власти предварительно согласовывать любые государственные муниципальные преференции с Федеральной антимонопольной службой.

Впервые закон позволит ФАС оспаривать решения и принятые ненормативные, по ее оценке, акты законодательного органа субъекта Федерации, а также выдавать муниципальным образованиям предписания о прекращении нарушения, в том числе и предписание о возврате имущества, переданного в нарушение закона о государственной муниципальной преференции в первоначальное положение. «За невыполнение статьи о государственной муниципальной преференции ответственность чиновника по Кодексу оценивается на сумму до 50 тыс. рублей», – пояснил Сергей Гаврилов.

Большой пласт изменений коснулся Кодекса об административных правонарушениях. Добавилась ответственность, которой раньше у чиновников не было. Увеличились штрафные санкции. «Например, когда мы квалифицировали нарушение 94-ФЗ о госзакупках, то к чиновнику, который не вовремя поместил информацию на сайте, мы применяли штрафные санкции в размере до 50 тысяч рублей. Но суд мог освободить должностное лицо от уплаты штрафа, считая это малозначительным нарушением закона. Сегодня законодатель поправил это дело. Если должностное лицо опоздало на два дня с публикацией о проведении аукциона, на него будет наложен штраф 3 тыс. рублей, на юридическое – 10 тыс. рублей. Если просрочка превысит два дня, то штрафные санкции увеличиваются на порядок: 30 и 100 тыс. рублей соответственно», – рассказал руководитель УФАС по Новосибирской области.

В Кодекс об административных нарушениях введена статья о дисквалификации должностного лица. За злоупотребление доминирующим положением либо за действия, ограничивающие конкуренцию, могут быть дисквалифицированы должностные лица как органа власти, так и хозяйствующего субъекта. Максимальный срок дисквалификации – 6 лет.

По мнению Сергея Гаврилова, изменение в законодательстве приведут к значительному увеличению как числа выявленных нарушений антимонопольного законодательства, так и наложенных на должностные лица и хозяйствующие субъекты штрафных санкций. «И так до тех пор, пока чиновники не поймут, что шутить с законом – это чревато для них», – резюмировал господин Гаврилов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ