Государство просубсидирует автокредиты

На днях премьер-министр России Владимир Путин в ходе своего визита на «КамАЗ» озвучил ряд мер, касающихся поддержки продаж новых автомобилей в России.

На днях премьер-министр России Владимир Путин в ходе своего визита на «КамАЗ» озвучил ряд мер, касающихся поддержки продаж новых автомобилей в России. Эти меры направлены в первую очередь на укрепление позиций отечественного автопрома, под которым теперь понимаются все заводы, производящие автомобили на территории России.

Пожалуй, основной мерой по поддержке отечественного автопрома стало субсидирование процентных ставок по кредитам граждан на приобретение автомобилей. В данном случае речь идет только о самых доступных автомобилях, выпущенных на территории России: их цена не превышает 350 тыс. рублей. При покупке в кредит таких автомобилей государство будет компенсировать банкам 2/3 в размере ставки рефинансирования ЦБ по трехлетним кредитам. Таким образом, при действующей ставке рефинансирования ЦБ 13% государство компенсирует по кредитам порядка 9%.

По мнению аналитиков, помимо отечественных автомобилей, эта мера затронет московский Renault Logan, ижевский Kia Spectra и собираемый в Набережных Челнах Fiat Albea. Для сравнения: не менее популярных украинского Chevrolet Lanos и узбекского Daewoo Nexia данные мероприятия не коснутся. По мнению исполнительного директора компании «Автостарт» (официальный дилер Hyundai, Chrysler, Jeep, Dodge в Новосибирске) Олега Куликова, субсидирование ставок не сильно повлияет на продажи недорогих автомобилей и во всяком случае не принесет того экономического эффекта, которого ждет государство.

Другой важной мерой стало обнуление тарифов на железнодорожную перевозку отечественных автомобилей, произведенных в европейской части России, на Дальний Восток.

Не секрет, что сейчас дилерские сети автопроизводителей в России зачастую не протягиваются восточнее Сибири. На Дальнем Востоке присутствует лишь несколько официальных дилеров, в том числе японских марок, в качестве эксперимента. Mazda и Isuzu еще осенью объявляли о своих намерениях найти официальных дилеров во Владивостоке в конце 2008-го — начале 2009 года. По словам PR-менеджера компании Sollers (производитель и дистрибьютор Isuzu, Fiat, SsangYong, UAZ на территории России) Сергея Ильинского, данный шаг был продиктован не столько желанием исследовать возможности региона, сколько наличием спроса именно на новые леворульные автомобили Isuzu. Президент Mazda Motor RUS Йорг Шрайбер также отметил в интервью «КС», что, поскольку возможный объем продаж автомобилей в регионе будет не таким значительным, как в Новосибирске или Москве, цель появления официального дилера Mazda во Владивостоке — открытие базы для обслуживания автомобилей на высоком уровне. По некоторым данным, «АвтоВАЗ» и Sollers еще до кризиса рассматривали возможность строительства на Дальнем Востоке своих полноценных заводов, где могла бы осуществляться сборка автомобилей Nissan со стороны «АвтоВАЗа», SsangYong и Isuzu со стороны Sollers. Это еще раз доказывает перспективность данного региона для автопроизводителей.

Решение властей могло бы простимулировать продажи новых автомобилей на Дальнем Востоке. Однако, по словам опрошенных «КС» респондентов, это возможно только при наличии соответствующей инфраструктуры. «Необходимо построить дилерские центры с зонами сервиса, а уже потом загружать их недорогими автомобилями. Сейчас всего этого на Дальнем Востоке нет, и вопрос остается открытым», — считает Олег Куликов.

Вместе с тем стоит отметить, что сейчас цены на новые иномарки одинаковы у всех официальных дилеров по всей территории России, так как их устанавливают дистрибьюторы автомобильных марок и сами оплачивают все транспортные издержки по перевозке автомобилей. Поэтому вопрос о получателе субсидий со стороны государства пока остается открытым. В связи с этим, по словам опрошенных «КС» участников рынка, субсидирование несомненно позволит отечественным автопроизводителям снизить транспортные издержки, но при этом цены на автомобили не уменьшатся.

Премьер-министр посоветовал государственным органам осуществлять закупку автомобилей в лизинг, тем самым поддержав этот инструмент.

Кроме того, планируется увеличить государственные закупки отечественных автомобилей для органов государственной власти. Стоит отметить, что в нынешней ситуации речь может идти как о новой нижегородской Volga Siber, так и о санкт-петербургской Toyota Camry, калужском Volkswagen Passat, и даже о BMW 5-series, который собирают в Калининграде методом «отверточной сборки». Наконец, государство поможет производителям в следующем году разместить облигации в объеме до 60 млрд рублей.

В целом, по мнению опрошенных «КС» участников рынка, принятые решения являются своеобразным пробным шагом, и их эффект во многом будет зависеть от реализации в течение последующих девяти месяцев. Однако в первую очередь принятые меры должны положительно сказаться на производителях, построивших свои заводы на территории России, простимулировав сбыт этих автомобилей в условиях финансового кризиса, считают эксперты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ