Лизинговый second hand

Лизинговые компании отмечают появление новых тенденций на рынке — сегодня спросом у клиентов, особенно представителей малого и среднего бизнеса, начинают пользоваться бывшая в употреблении техника, автомобили и оборудование. Выбор по таким предложениям также становится все более разнообразным — количество лизингополучателей, которые не могут платить по счетам и отказываются от приобретенной техники, продолжает увеличиваться.

Мнения разошлись

Компании МСБ в последнее время более активно начали проявлять интерес к лизингу. Такова точка зрения ряда участников рынка. Всплеск спроса объясняется рядом причин. По словам гендиректора ГК «АльянсРегионЛизинг» Евгения Сулимы, тяжелая финансовая ситуация приводит к росту конкуренции внутри каждого звена корпоративного бизнеса. Соответственно, у тех компаний, которые могут предоставить более широкий комплекс услуг в одном ценовом сегменте по сравнению с конкурентами, — более выгодная позиция и клиентская база. Кроме того, в условиях кризиса началось активное развитие вторичного рынка. Практически у всех лизинговых компаний имеется изъятая у испытывающих финансовые сложности лизингополучателей б/у техника, которая предлагается новым клиентам по более привлекательным ценам за счет дисконта.

Впрочем, некоторые участники рынка настроены пессимистично в отношении предприятий МСБ. «Лизинг для малого бизнеса пока носит характер декларации, и нет механизмов для его реализации. Банки также могут оказаться в затруднительном положении, поскольку практически все предприятия, находясь в ситуации дефицита денег, вынуждены допускать просрочки по кредитам. А кредитовать предприятие с плохой кредитной историей мало кто будет», — поясняет директор Новосибирской лизинговой компании Олег Киселев.

Поиграл? Отдай!

Тем не менее о развитии такого направления работы с клиентами, как предложение б/у техники, «КС» рассказали практически все опрошенные участники рынка. В АРЛ признались, что это направление является новым для компании, но достаточно востребованным у клиентов. «Если сотрудничество с лизингополучателем было по тем или иным причинам досрочно прекращено и техника возвращена лизинговой компании, мы предлагаем нашим клиентам либо представителям бизнеса, пока не имеющим опыта работы с нами, приобрести ее в рассрочку или взять в аренду с дальнейшим выкупом. Главный плюс предложения в том, что в лизинг можно приобрести технику со значительной скидкой, не отвлекая при этом средства из оборота», — рассказывает Евгений Сулима.

Кемеровское ООО «Лизинг машин и оборудования» также предлагает предприятиям малого и среднего бизнеса передачу в лизинг легковых автомобилей и спецтехники, изъятой у лизингополучателей-неплательщиков. При минимальном авансе в 30% и сроке лизинга 30 месяцев удорожание составит 13,07% (регресс). При авансе в 20% при тех же сроках и условиях — 14,4%.

По ценам, которые могут быть значительно ниже рыночных, предлагает приобретение в лизинг изъятой у недобросовестных лизингополучателей техники и ГК «Интерлизинг». По словам руководителя направления лизинга строительной техники группы Игоря Федорова, это происходит в большей степени за счет того, что по некоторым договорам лизинга убытки составляют сумму меньшую, чем рыночная стоимость, и компания может себе позволить поторговаться с покупателем, снижая цену. «Это направление сегодня оказалась настолько интересным, что во II квартале текущего года «Интерлизинг» намерен создать компанию, специализирующуюся на торговле бывшей в эксплуатации техникой. Дочерняя компания будет работать с лизинговыми компаниями и банками, заинтересованными в сбыте имущества. Ее основными задачами будут поиск покупателей, а также оказание услуг по доставке, хранению и экспозиции техники, — рассказывает господин Федоров. — Кроме того, в июле мы планируем запустить интернет-портал, объединяющий все оборудование, выставленное на продажу в различных регионах. В первую очередь мы сосредоточимся на реализации автотранспорта и дорожно-строительной техники».

«Да, спрос на б/у оборудование и транспорт со стороны малого бизнеса есть, но реальных покупок нет, в основном предлагаются бартерные схемы», — комментирует Олег Киселев.

Антикризисные разработки

Отдельными продуктами, нацеленными именно на МСБ, сегодня могут похвастаться немногие компании. Большинство лизингодателей адаптируют к потребностям клиентов этого сегмента существующие линейки. К примеру, в «CARCADE Лизинг» «КС» рассказали, что в настоящее время компания проводит ряд работ по актуализации своих лизинговых предложений с учетом экономической ситуации в стране и меняющихся потребностей малого и среднего бизнеса. Так, скоро на рынок выйдет новое рублевое предложение лизингодателя, суть которого заключается в пониженном удорожании, в среднем на 4–5% (в зависимости от выбранного графика), предмета лизинга по сравнению со стандартным продуктом компании. «Основным потребителем этого продукта будут представители среднего бизнеса», — прогнозирует директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова. В летний сезон компания также намерена вывести на рынок продукт с расширенной сервисной составляющей. В рамках этой программы возможны самые разные вариации лизинговых графиков. Например, у клиента будет возможность минимизировать ежемесячные платежи до приемлемого для себя уровня и отложить выплату основной части долга на более удобное время.

В «Интерлизинге» продолжают продвигать совместные партнерские программы, обеспечивающие значительные скидки на большую линейку легковых машин, а также на такие марки строительной и грузовой техники, как Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Renault, Krone, Kogel, Humbaur и многие другие. «Анализ портфеля и входящих заявок, который мы провели в конце 2008 года, как раз и показывает, что предметы лизинга, востребованные в МСБ, — это высоколиквидное имущество, автотранспорт и строительная спецтехника», — поясняет данное решение Игорь Федоров.

Впрочем, новые продукты на рынке все-таки появляются. Ряд программ специально для клиентов от МСБ был разработан в компании Europlan. «Лизинг в рублях» стал хитом сезона девальвации начала 2009 года. С февраля компания предложила лизингополучателям возможность приобрести автотранспорт в лизинг с авансом от 10% и сроком до трех лет, с равными платежами, зафиксированными в российских рублях. В апреле на рынок была выпущена программа «Лизинг автомобилей с пробегом». Благодаря ей лизингополучатели получили возможность экономить, приобретая в лизинг не только новый автотранспорт, но и машины со сроком эксплуатации не более трех лет. Аванс по таким автомобилям составляет 40%, срок договора — до двух лет, лизинговые платежи фиксируются в российских рублях, долларах или евро по выбору лизингополучателя. «Первое предложение является особенно привлекательным для организаций и индивидуальных предпринимателей в условиях ожидания дальнейшей девальвации национальной валюты. А те, кто ее не ожидает, в большом объеме пользуются, пока не поздно, более дешевым финансированием в привязке к долларам США и евро, — комментирует ситуацию директор департамента по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. — Второе предложение интересно для организаций и индивидуальных предпринимателей в условиях повышения стоимости новых автомобилей и падения объемов импорта».

Перспективы есть

Прогнозируя развитие ситуации, участники рынка отмечают, что в ближайшей перспективе лизинговые компании будут еще активнее работать с компаниями малого бизнеса. Исполнительный директор ЗАО "Сибирская Лизинговая Компания" Наталья Лыпка объясняет это тем, что с одной стороны, МСБ — всегда был быстрорастущим сегментом российской экономики, которому сейчас необходимы кредитные ресурсы для стабильной работы и развития бизнеса, а, с другой стороны, работа с МСБ позволяет лизинговой компании диверсифицировать портфель. «Мы верим в рынок и тот простой факт, что российским предприятиям как воздух нужно долгосрочное финансирование, нужна замена старого и изношенного оборудования и транспорта на новый, — соглашается Александр Михайлов. — Взгляните на улицу, на автомобили, на коммерческий, коммунальный и маршрутный транспорт. Уровень обеспеченности нашей экономики современными качественными, экологически чистыми автомобилями чрезвычайно низок».

Точка зрения

Тарасова Юлия, директор Департамента маркетинга компании CARCADE Лизинг

Интерес к лизингу растет из года в год, и в текущей ситуации небольшие компании и частные предприниматели продолжают обращаться в CARCADE не меньше – кто-то уже с конкретной заявкой на приобретение автотранспортного средства, кто-то, заняв выжидающую позицию, просто собирает информацию, интересуется условиями. Мы одинаково обрабатываем запросы обеих категорий клиентов, оказывая им всяческую информационную поддержку по вопросам лизинга и помощь при выборе графика лизинговых платежей и поиска нужного им автомобиля.

Кроме того, CARCADE активно ведет «просветительскую» работу в области лизинга и старается использовать все возможности, чтобы повысить осведомленность о преимуществах этого финансового инструмента среди предприятий МСБ. Руководство нашей компании выступает экспертом на федеральном специализированном портале по лизингу, отвечая на вопросы лизингополучателей; мы с удовольствием участвуем в региональных мероприятиях, организуемых при поддержке ТПП, где нас часто просят сделать доклад о лизинге; проводим семинары по лизингу для заинтересованных предприятий.

В ситуациях, когда речь идет о пополнении и обновлении основных фондов лизинг является достойной альтернативой банковскому кредиту. Финансовая аренда – эффективная форма привлечения заемных средств, позволяющая легально сэкономить на налогах, сохранить свои оборотные средства, улучшить баланс предприятия. Все больше и больше российских компаний сегмента МСБ понимают это и начинают использовать лизинговый механизм для повышения эффективности своего бизнеса.

Александр Михайлов, директор департамента по развитию бизнеса Europlan

Спрос бизнеса на лизинг, вслед за его пересмотром планов по капитальным вложениям, изменился, но перемены произошли разнонаправленные. С одной стороны, у предприятий и предпринимателей все меньше источников финансирования, особенно долгосрочного. Все чаще приходится полагаться на свои силы – банки резко уменьшили доступность корпоративных кредитов. А обслуживать ранее взятые займы бизнесу нужно, так же как и менять изнашивающееся оборудование и транспорт. Кроме того, потребители не ждут, а конкуренты торопятся занять пустеющие ниши, — комментирует ситуацию директор департамента по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. — С другой стороны, резко упало предложение и со стороны многих лизингодателей. Что открыло больше возможностей для лидеров рынка, продолжающих финансирование. Не секрет, что малый и средний бизнес испытывает наибольшую потребность именно в быстром беззалоговом кредитовании и лизинге. Лизинг, где сам предмет является обеспечением, стал для них оптимальным решением. Хотя, в условиях кризиса стало еще труднее объективно оценивать платежеспособность компаний МСБ малых предприятий

Услугами Europlan пользуется рекордное для России количество компаний малого и среднего более чем из 70 регионов страны. Все 46 000 лизинговых контрактов были заключены с реально действующими успешными предприятиями из 40 отраслей российской экономики. Наши клиенты используют машины, взятые в лизинг, для очень разных целей. Ведь сами лизингополучатели различаются по профилю – от крупнейших мировых банков до небольших семейных предприятий. Всем им нужен транспорт – от служебных машин для представительских целей до коммерческих фургонов для развоза товаров или работ сервисных бригад.

Какой-то специфики программ для компаний МСБ нет. Есть специфика оценки кредитоспособности, ориентированность МСБ на быстрые и малые сделки, географическая распределенность проектов, но предмет лизинга и поставщика предприниматель всегда выбирает сам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ