Депутаты заглянули в газеты

Рабочее заседание информационной комиссии Новосибирского облсовета 23 июня прошло с аншлагом. Впервые за много лет за одним столом собрались представители издательских домов, сетей распространения, почтового ведомства, администрации области и региональные парламентарии. Обсуждали проблемы местных печатных СМИ. Издатели выражали надежду на поддержку региональной власти в период кризиса. Депутаты обещали подумать.

Поддержка из госбюджета — подспорье для региональных СМИ, а в условиях кризиса ее значение возросло еще больше. Так, на грантовую поддержку региональных СМИ в Томской, Новосибирской областях выделяется чуть больше 10 млн рублей, в Красноярском крае — около 50 млн рублей.

Основная претензия издателей, высказанная на заседании комиссии, — высокие торговые надбавки, которые сети, распространяющие газеты, устанавливают на периодику. (Зачастую надбавки достигают и даже превышают 100% отпускной цены.) По мнению руководителей печатных изданий, из-за этого растут цены на печатную продукцию, что заставляет людей отказываться от покупки газет. В результате граждане лишаются общественно-политической информации, а печатные СМИ — доходов. Те же проблемы возникают у газет из-за дорогих услуг по подписке. Все это ставит региональные СМИ на грань выживания.

Как подчеркнул в своем выступлении гендиректор Издательского дома «Сибирь-Пресс» Вадим Кашафутдинов, кризис обострил проблемы на рынке СМИ. До прошлого года, получая основной доход от рекламы, общественно-политические СМИ могли мириться с существующим положением дел. Однако после того, как рынок рекламы резко сократился, СМИ вынуждены более пристально относиться ко всем источникам доходов, в том числе и от розничной продажи газет.

У сетей распространения свои проблемы. «Сегодня я не вижу, как мы могли бы пойти навстречу газетам, — заявил гендиректор Сибирского агентства «Экспресс» Денис Крылов. — Наша рентабельность — всего 4%. В этом году нас обязали перейти на классическую систему налогообложения (ранее сеть газетных киосков платила налоги по ЕНВД), что автоматически в два раза увеличило сумму наших налоговых отчислений — до 70 млн рублей». Отвергнув обвинения в свой адрес, представители сетей распространения все же выразили готовность искать компромисс с издателями.

Практически во всех выступлениях руководителей СМИ звучала мысль, что общественно-политические издания стоят перед угрозой закрытия. Как отметил главный редактор газеты «Вечерний Новосибирск» Владимир Кузменкин, если «рынок региональных СМИ будет сжиматься — их место займут федеральные издания с сомнительным контентом». По убеждению Кузменкина, «в России без участия власти ничего сделать нельзя». «Нужно работать вместе с депутатами и исполнительной властью. Нужно создавать условия, чтобы обеспечить ситуацию выживания для региональных общественно-политических изданий», — считает редактор «Вечерки».

Черту под разговором подвел спикер облсовета Алексей Беспаликов. Он напомнил, что с такими же точно проблемами печатные СМИ столкнулись в 90-х годах: «Ни тогда, ни сейчас торговля газетами не приносила прибыли». На этот раз, по мнению спикера, есть необходимость выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ с целью отстоять ЕНВД для сетей-распространителей, чтобы те в свою очередь снизили торговые надбавки. «Есть другие инициативы, с которыми мы можем обратиться к администрации области, органам местного самоуправления. И продумать, что готов предложить облсовет для поддержки СМИ», — пообещал Беспаликов.

Как отметил, завершая заседание, руководитель информкомиссии Виктор Игнатов, состоявшаяся встреча — начало серьезной работы. При комиссии будут организованы рабочие группы, чтобы придумать и обосновать инициативы по поддержке печатных СМИ на уровне области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ