Владимир Баварин: «В Барнауле слишком рано занялись выборами мэра»

В последние недели чиновники и политики разного уровня, бизнесмены и руководители крупных предприятий Барнаула и Алтайского края обсуждают упорные слухи о том, что нынешний мэр Барнаула Владимир Баварин — личность весьма известная и авторитетная в крае — не намерен переизбираться на следующий срок. Если это так, то с уходом Баварина завершится целая эпоха в жизни Барнаула и края, отмеченная целой чередой важнейших событий в политической и экономической истории Алтая. Однако сам ВЛАДИМИР БАВАРИН в интервью корреспонденту «КС» АРТЕМУ КУДИНОВУ не торопится с окончательными заявлениями.

Фото Антона КУДРЯВЦЕВА

Владимир Баварин родился 9 марта 1939 года в селе Куклино Калининской области. В годы Великой Отечественной войны вместе с семьей был эвакуирован в Барнаул. После школы работал слесарем на заводе «Трансмаш». По окончании Алтайского государственного политехнического института с 1962 по 1983 год работал на Алтайском моторном заводе (ныне ОАО «Алтайдизель»), пройдя путь от мастера до секретаря парткома завода. С 1983 года — на работе в органах госвласти: секретарь Барнаульского горкома КПСС, председатель Барнаульского горисполкома. В 1991 году указом президента России назначен главой администрации Барнаула. В 1996 и 2000 годах избирался главой городского самоуправления.

— Владимир Николаевич, говорят, вы не любите, когда вас называют мэром. Почему?

— Действительно, мне, как и другим руководителям старой закалки, привычнее и понятнее старые названия органов управления: крайисполком, горисполком Однако времена меняются, появились администрации. Но «глава администрации города» — это длинно, «мэр» — короче и проще. К примеру, приезжающие к нам иностранцы нередко с трудом понимают, кто такой «глава администрации города», и спрашивают: «А кто у вас мэр?»

— Как бы вы оценили роль Барнаула во всех сферах жизни края?

— Не хочу, чтобы ведущую роль краевого центра связывали с личностью мэра. До меня городом руководил Анатолий Иванович Мельников, сегодня этим занимаюсь в меру своих возможностей я, завтра придет другой человек Тем не менее Барнаул в силу объективных причин был, есть и останется лидером экономики Алтая. Сегодня на долю города приходится более половины краевого объема производства. Возникают, к примеру, у нас трудности, и это сразу сказывается на экономической ситуации всего края. Барнаул является своеобразным полигоном для обкатки передовых технологий в сфере бизнеса, менеджмента, рекламы, образования и т. д. Как «импортированных» из крупных российских мегаполисов, так и собственных. А уже потом с нашей своеобразной «стартовой площадки» этот опыт распространяется по всему краю.

Барнаул основан в 1730 году. Население (по последним данным статистики) — 650 тыс. человек. Жилой фонд — 11,5 млн кв. метров. В краевом центре 8 вузов, 118 школ, 19 больниц, 4 театра. В объеме краевого производства барнаульская промышленность занимает около 50%. Основная продукция: дизели и дизель-генераторы, буровое, металлорежущее оборудование и станки, грузоподъемные механизмы, авто- и авиационные шины. Всего в Барнауле более 10 тыс. предприятий всех форм собственности, из них около тысячи — предприятия торговли. Свыше 40 тыс. барнаульцев трудятся в сфере малого бизнеса, которая формирует около 25% доходной части городского бюджета. Бюджет краевого центра в 2002 году составляет 3,05 млрд рублей, из них около 1,3 млрд рублей уходит на выплаты зарплаты бюджетникам, а более 1,2 млрд — на оплату электроэнергии.

— Недавно был принят краевой закон о «столичном» статусе Барнаула. С вашей точки зрения, что он дал, что должен дать краевому центру?

— Несколько лет, преодолевая сопротивление, мы пробивали этот закон. Прямо скажу, с единственной целью — не оказаться последними среди других городов, уже имеющих такой статус. Принятый в конце концов закон значительно повышает ответственность городских властей за выполнение собственных функций. Однако есть и финансовая сторона. Когда Юрий Лужков добивался принятия Госдумой закона о статусе Москвы, думаю, он преследовал одну цель — оправдать значительно более высокое бюджетное финансирование на душу населения. Примерно в 15 раз выше, чем в Барнауле. Хотя считаю, что это соотношение должно быть не выше полутора раз. Естественно, что и финансирование Барнаула должно быть весомее, нежели других городов края. Однако, когда возникает вопрос о финансировании столицы края, у краевых законодателей — депутатов от села и других городов края — он безосновательно вызывает предвзятое отношение. Хотя наши городские проблемы несопоставимо сложнее в силу значительной численности населения города, его «разбросанности», нахождения в Барнауле десятков офисов федеральных ведомств, ведущих вузов, в которых обучается более 40 тысяч студентов со всего края. Все это отвлекает весьма значительные средства городского бюджета. Краевой закон предусматривает выделение средств из краевого бюджета на осуществление столичных функций. Однако, к сожалению, при формировании бюджета-2002 депутаты краевого Совета «забыли» об этом.

— Кого из нынешних российских градоначальников вы назвали бы образцовым?

— Мне весьма импонировал своим профессионализмом бывший мэр Омска Рощупкин? (Валерий Рощупкин. — «КС») Однако они «разошлись» с губернатором, и сегодня Рощупкин работает заместителем председателя Госстроя. При всем том, что Москва значительно лучше финансируется, там сосредоточено более 80 процентов всего финансового потенциала страны, очень много сделал для столицы Лужков. Недавно, кстати, прочитал о нем книгу и заметил: некоторые проблемы Москвы и Барнаула совпадают. К примеру, повышение ответственности жильцов за содержание жилого фонда, обеспечение безопасности их жизни и сохранности имущества. Хотя еще раз подчеркну: наши финансовые возможности при решении сходных проблем несопоставимы.

У нас традиционно складываются дружеские отношения с Новосибирском, будь там мэром Индинок, Толоконский или Городецкий. Буквально на днях у меня возникла необходимость проконсультироваться с Владимиром Городецким. Сел в машину и через два часа уже встретился с ним, потратив на поездку туда-обратно всего-то полдня.

— Практически все руководители крупных городов России за Уралом объединены в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов. Как вы считаете, справляется ли АСДГ со своими задачами?

— Мне довелось быть первым президентом Ассоциации, которую создали лет 15 тому назад в Листвянке, на Байкале. Спустя три года меня вновь избрали, а руководящие органы АСДГ располагались тогда в Барнауле. Вначале работа АСДГ строилась по другому принципу. Ее члены — городские руководители — в большей степени занимались практическими хозяйственными проблемами, налаживали кооперацию промышленных предприятий своих городов. Тогда АСДГ собиралась часто, была хорошей школой, приносила конкретные результаты. Однако, к сожалению, со временем Ассоциация превратилась в некий консультативный орган, работа которого нередко сводилась к обсуждению теоретических проблем. В результате ряд мэров (например, кемеровский Михайлов, другие) перестали участвовать в ее работе. Недавно мы обсуждали с Владимиром Городецким судьбу АСДГ и были единодушны: надо один раз собраться всем мэрам и решить раз и навсегда — нужна ли Ассоциация, и если да, то в каком виде.

— Как изменилась ситуация в городской экономике в связи с приходом в последние годы на барнаульские предприятия новых собственников?

— Я из этого трагедии не делаю. Власти надо, чтобы с появлением новых собственников работало производство, предприятия обеспечивали работой людей, платили в городской бюджет налоги и т. д. К положительным примерам могу отнести завод топливной аппаратуры. Появление инвесторов на «Сибэнергомаше» настолько оздоровило ситуацию, что сегодня там высочайшая зарплата, высокая культура производства, перспективная продукция, серьезные капиталовложения. Судя по их планам развития, уже в ближайшее время «Сибэнергомаш» может стать крупнейшим налогоплательщиком в городе.

Много споров было вокруг «Барнаултрансмаша». Однако очевидно, что группа компаний «СОК» из Самары намерена вкладывать значительные средства в производство дизелей для «АвтоВАЗа». А это перспективно и для предприятия, и для экономики Барнаула.

— Нередко в адрес городских властей звучат серьезные претензии со стороны энергетиков, а совсем недавно они официально объявили о жесткой карательной политике в отношении потребителей, в первую очередь барнаульских

— Должен сказать, что последние решения энергетиков об ограничении подачи электроэнергии и даже веерных отключениях предприятий и стратегических объектов городского хозяйства бессовестны. Мы считаем, что по-крупному ничего им не должны. Мы рассчитываемся, причем лучше, чем кто-либо в нашем регионе, хотя тарифы у нас самые высокие. Кстати, долги перед энергетиками есть и в Новосибирске, значительно больше наших, однако тарифы там ниже. Сегодня почти все деньги мы вынуждены отдавать энергетикам. Сейчас они могут себе позволить отключения, а раньше за это под суд отдавали. Были случаи остановки трамваев, отключения базы «Водоканала», целого микрорайона. Похоже, нет такой силы, которая могла бы привести энергетиков в чувство!

Понимаю, что платить за электроэнергию надо, но некоторые потребители делать это просто не в состоянии: слишком высоки тарифы. Убежден, планировать повышение тарифов надо в конце года при утверждении бюджета на будущий год. С 20 марта «Алтайэнерго» повысило тарифы на 26 процентов, это привело к дополнительному увеличению расходов городского бюджета на 175 млн рублей при его обеспеченности на 60 процентов. А между тем сегодня энергетики уже ведут разговоры об очередном повышении тарифов в июне!

— Совсем недавно краевой Совет установил стоимость земельных участков, выкупаемых собственниками предприятий и организаций города. Однако руководители недовольны ее размерами. Каково ваше мнение на этот счет?

— Считаю, что установленная краевым законом стоимость выкупа земельных участков в Барнауле слишком высока. Городские советы предпринимателей и директоров полагают, что, определив коэффициент 17 к ставке земельного налога при выкупе земли, разработчики закона стремятся затормозить процесс продажи земли в собственность. Мы сегодня настаиваем на снижении коэффициента до 14.

— Как развивается строительный комплекс краевого центра? Есть ли у городских властей крупные перспективные градостроительные проекты?

— Сегодня, вводя ежегодно 200 тыс. кв. метров жилья, Барнаул имеет самый высокий показатель в Западной Сибири по сдаче жилья на тысячу жителей. Полагаю, значительно повысилось и качество сдаваемых в эксплуатацию объектов. В заделе — планы застройки ВДНХ, строительство пляжного комплекса, набережной; ищем инвесторов для строительства цирка, так как труппа уже есть, а здания — нет.

— В последнее время вас критикуют как правые, так и левые

— (Смеется.) У нас в городе, по-моему, слишком рано занялись выборами Вся эта суета у меня вызывает смех, отвлекает от работы.

— А все-таки, будете ли вновь переизбираться на пост главы местного самоуправления? Ходят слухи, что вы на следующие выборы не пойдете.

— Еще дожить до этого надо. Сегодня у меня столько забот, что некогда об этом думать.

— Как отдыхать предпочитаете? Есть ли у вас хобби?

— Зимой, когда появляется возможность, с удовольствием выезжаю на природу. Сажусь на «Буран» — и куда-нибудь подальше от суеты, чтобы заняться подледным ловом. Предпочитаю зимнюю рыбалку летней. Места у нас летом хорошие, но все впечатление портит комар.

Однажды со мной произошел казус, о котором мы с друзьями вспоминаем до сих пор. Рыбачили как-то осенью на лодках, блеснили. И я зацепил! Думал, коряга. А отдевки, чтобы освободить крючок, с собой не оказалось. Кричу соседу: «Дай отдевку!». Тот: «Сейчас!». Я решил не ждать и стал потихоньку подтягивать леску, под напряжением, чтобы ее не порвать. Подтянул к лодке, глядь — а это не коряга, а большой налим!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ