«Мы с Ford друг другу не мешаем»

Компания Mazda на российском рынке уже давно занимает прочные позиции. По итогам 2007 года и первого полугодия 2008-го компания находится на 11-м месте по продажам новых иномарок в России, вплотную приблизившись к первой десятке. Кроме того, уже который год Mazda демонстрирует значительные темпы роста продаж. О планах компании Mazda на российском и сибирском рынках, о взаимоотношениях с Ford и преимуществах чистого импорта в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал президент Mazda Motor RUS ЙОРГ ШРАЙБЕР.

— Как вы оцениваете предварительные результаты продаж автомобилей Mazda в России в этом году? Как они соотносятся с результатами за аналогичный период прошлого года?

— За девять месяцев 2008 года мы реализовали более 60 тыс. автомобилей, что на 81% выше аналогичного периода прошлого года. Это делает российский рынок самым крупным рынком по продажам автомобилей Mazda в Европе. В данный момент наша доля на всем рынке, включая и производителей иномарок, и российских производителей, составляет 2,5% и, надеюсь, в дальнейшем останется на этом уровне. Если такая же динамика сохранится в 2009 году, Россия станет четвертым рынком мира по объему продаж Mazda после Японии, США, Китая.

— Аналитики в России уже давно прогнозируют насыщение рынка и переход его в стабильную фазу развития. Как вы считаете, когда это произойдет и как кризис повлиял на прогнозы?

— Еще в начале года большинство аналитиков сходилось во мнении, что к 2010-му российский рынок выйдет на объем около 5 млн автомобилей. Это удвоение по сравнению с продажами 2007 года. Сейчас прогнозы существенно скромнее: мы предполагаем, что 2009 год будет приблизительно на уровне 2007-го.

— Компания Ford представила на Московском автосалоне новую Fiesta. Насколько мне известно, эта модель построена на базе новой Mazda2. Кроме того, в рамках специализации в концерне Ford именно Mazda представляет семейство автомобилей размерного класса «Б». В связи с этим не опасаетесь ли вы внутренней конкуренции между Fiesta и Mazda2? В чем различия в портрете потенциальных покупателей этих моделей?

— Mazda2 вписывается в наш модельный ряд и является самой доступной моделью Mazda. Но с учетом положения Mazda в России она позиционируется иначе: дешевой ее не назовешь, но тем не менее спрос на нее очень солидный, превышающий наши ожидания. В этот раз мы опять промахнулись с прогнозом на модель. Сейчас мы получаем квоты и выходим на нужное нам количество. По объему продаж у Mazda и Ford разные планы. Ford — большая компания, которой нужен большой объем реализации автомобилей, а мы нацелены в первую очередь не на объем, а на целевую группу людей, поэтому мы друг другу не мешаем.

— По некоторым данным, компания Ford намерена расширить мощности действующего завода в России или построить второй завод. Возможна ли ситуация, когда на нем будут производить какие-либо модели Mazda? Или же Mazda не планирует собирать свои модели на территории России?

— Не хочу исключать такой вариант, но в ближайшее время этого не ожидается. Пока российский рынок не дотягивает до такого уровня, который дал бы нам адекватную отдачу, чтобы можно было эффективно и качественно выпускать автомобили. Для этого нам нужно продавать 200–250 тыс. автомобилей в год. К тому же тот факт, что наши машины выпускаются в Японии, помогает нам укреплять имидж производителя качественной продукции на рынке. Чистый импорт — тоже неплохая вещь.

— Как будет решаться проблема очередей в связи с расширением дилерской сети? Будут ли увеличены квоты на Россию?

— У нас сейчас очень хорошая ситуация с квотами, нам выделяется серьезный объем автомобилей. Проблема с очередями уже не такая острая, так как увеличились и количество дилеров, и объем производства. Несмотря на рост темпа продаж автомобилей, очереди у нас постоянно сокращаются. Если вы захотите купить СХ-7, то вам назовут близкий по времени срок поставки, хотя еще год назад срок ожидания мог составлять почти год. Сейчас такого уже нет.

— В одном из интервью весной этого года вы говорили, что в ближайшем будущем Mazda громко заявит о себе в Сибирском регионе в целом. Можете рассказать о своих планах по развитию в этом регионе? Планируется ли появление в городах Сибири вторых дилеров марки Mazda?

— Да, у нас планируется появление второго дилерского центра в Новосибирске. До конца финансового года новые дилеры начнут работать в Омске и Кемерове. Выбор партнера произойдет в Томске, Иркутске и Новокузнецке. Сейчас идет процесс переговоров. В будущем мы думаем о назначении дилера во Владивостоке.

— Речь идет о появлении вторых салонов действующих дилеров Mazda или новых партнерах в регионах?

— Встречаются оба варианта: все зависит и от города, и от самого дилера, и в первую очередь от качества предложенного им проекта. В любом случае мы выбираем лучшее, поэтому возможны оба варианта.

— Вы упомянули, что планируете назначить дилера во Владивостоке, где традиционно очень сильные позиции праворульных подержанных автомобилей. С чем связан такой смелый шаг?

— Во Владивостоке хочется иметь базу для обслуживания наших автомобилей на высоком уровне, понимая, что возможный объем продаж автомобилей в регионе будет не сравним с Новосибирском или Москвой.

— В связи со сложной ситуацией на автомобильном рынке США некоторые аналитики и журналисты уже давно предсказывают возможность продажи концерном Ford компании Volvo, а с недавнего времени заговорили уже и о Mazda. Насколько такие предположения вообще реалистичны или же все это не более чем домыслы?

— Mazda комфортно сосуществует и успешно сотрудничает с Ford. Насколько я знаю, от Ford таких заявлений пока никто не слышал, поэтому это лишь мнение, озвучиваемое прессой. В любом случае решение остается за Ford, и все зависит от того, насколько вся эта ситуация серьезна для концерна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ