Бренд «Покрышкин». Проблема вовлеченности

Маршал Александр Покрышкин волею судеб становится брендом. Брендом, призванным поднимать патриотический дух горожан, и кто знает, может быть, стать одним из символов Новосибирска. Трижды Герой Советского Союза родился 100 лет назад, но большинство горожан знают о нем крайне мало. Президент РФ Владимир Путин приурочил к этой дате свой приезд в Новосибирск, чтобы решать дела военной авиации, но и спровоцировал дорожные пробки, усугубившиеся одновременно снегопадом, а их люди обсуждали гораздо охотнее, чем персону Покрышкина. Наверное, потому что тема острее…

«Столетие» было рассчитано прежде всего на воспитание молодежи. Именно поэтому я сразу заглянул в статистику интернет-запросов и обнаружил, что мероприятия, приуроченные к празднику, интересуют весьма небольшое количество людей. В отличие от самого маршала, хотя и он далеко не популярный по запросам. Пообщавшись со своими знакомыми, тоже молодыми людьми, многие из которых получили высшее образование, я понял, что ожидания от этих мероприятий одинаковые: «Будет много истории, официальных церемоний — все это не интересно». И ведь кто-то скажет, что подобные заявления чуть ли не кощунственные… А если вдуматься, мои знакомые правы. Почему они должны уделять внимание тому, что им не интересно? И вот здесь и всплывает основная проблема наших новых патриотических праздников: они не уходят в народ.

На возложении цветов к памятнику Покрышкину 6 марта в подавляющем большинстве были люди старшего поколения (те, кто не был там, могут посмотреть это в видеоотчетах). Да и их было немного для полуторамиллионного мегаполиса, способного собрать на 9 мая весьма внушительную аудиторию. Как еще праздновали столетие? В разные дни были запуск шариков на Монументе Славы, показ в небольших кинозалах документального кино, спортивные забеги в честь маршала, оформление станции метро. Город украсили лентами, звездами, плакатами… Стоп. Этого достаточно для понимания того, что в основном организаторы мероприятия отталкивались от атрибутики, а не от содержания. И что событие прошло в формате «отдать честь герою». Но такой формат предполагает воспитание только тогда, когда героя знают и уважают. Что толку отдавать честь человеку, если он тебе малоизвестен? И простите, конечно, но молодежь его не знает вообще. Да и у многих взрослых из памяти выветрилось.

Вы, конечно, возразите, что в школах проводились образовательные факультативы, «Покрышкинские чтения», а для горожан были информационные плакаты в метро и передача по телевидению. И хотя я и уверен, что большинство читателей даже не знали о предстоящих мероприятиях и не ходили на них, но я все-таки поспорю. Недавно я был в одном заграничном зоопарке, где больше всего мне запомнились не животные, а то, что их можно покормить, потрогать за загривок жирафа, погладить слона… Вовлеченность в «игру» — вот что нужно каждому человеку! Флажки, звездочки — это ведь все внешнее оформление. Когда передвигаешься в метро и видишь плакаты с Покрышкиным, ты можешь их посмотреть, если есть время. Но ты не будешь их пересказывать другим, если на них запечатлены выдержки из энциклопедии. Молодое поколение смотрит фильмы с лихим сюжетом, читает современную литературу и знает, зачем запись в Твиттере ограничена 140 символами. Молодежь разбирается в том, что такое классная фотография или современный дизайн. И чтобы они понимали вас, нужно говорить с ними на одном языке. Вот такой вот конфликт отцов и детей. Учить их Покрышкину не нужно. Нужно упаковать информацию так, чтобы было интересно.

Давайте посмотрим правде в глаза. Люди выбирают не между посещением памятника Покрышкину и памятника Высоцкому. А, к примеру, между участием в церемонии возложения цветов и просмотром какого-нибудь фильма или ток-шоу. И выбор падает не в пользу героя Покрышкина. Потому что он непонятен, неизвестен людям. Вспомните, какой тарарам стоял, когда в Новосибирске открывалась ИКЕА. Об этом говорили, делились отзывами, обсуждали. А теперь вспомните, кто из вашего окружения рассказывал вам о том, как побывал на столетии Покрышкина? То-то и оно. Даже немного обидно. Мое убеждение — масштабным городским событием этот юбилей не стал. А мог бы.

Представьте, если бы на площадь Ленина вывезли пару-тройку, а лучше десяток настоящих самолетов, на которых летал Покрышкин, и дали людям возможность посидеть в кабине, покрутить штурвал! Достаточно проанонсировать новость в Интернете, и толпа молодежи пришла бы. А уж там можно раздавать буклеты или устраивать викторины на знание истории с призами, конкурсы — иными словами, воспитывать. Да и вообще, что за юбилей летчика без авиашоу? А если снять мини-сериал о Покрышкине и запустить по местному ТВ? В таком формате о человеке узнать легче и интереснее. Я уже не говорю о принципе «разрыва шаблона», когда что-то появляется в неожиданном месте. Зачем проводить мероприятия в местах, где люди не привыкли бывать? И зачем устраивать их такими, как это бывает обычно? Людям нужно шоу в хорошем понимании этого слова. Договоритесь с крупной компанией разработчиков игр и поставьте на «101-летие» в торговых центрах установки с авиасимуляторами, чтобы каждый мог полетать на самолете и пройти задания, которые выполнял Покрышкин. Эффекта будет больше. Или раздайте на улицах листы картона или фанеры с инструкцией, как из этого листа собрать самолет, на котором совершал легендарные полеты наш земляк. Это и есть шоу, которое вовлечет людей и которое способно привлечь внимание к бренду «Покрышкин» тех, кто не знает или не заинтересован его знать. Подобных инструментов можно придумать много.

Недавно я узнал, что у Покрышкина в юности был непростой характер. Проблем с законом у него не было, но тем не менее хулиганил. На мой взгляд, эта особенность могла быть одним из краеугольных камней в построении бренда Покрышкина. Чего говорить, в Новосибирске много хулиганов. Так покажите им пример человека, который за словом в карман не лез, был, как сказали бы сейчас, «реальным пацаном», и как пошагово он добился таких высот… И люди потянутся. Только покажите живого человека, а не статью из энциклопедии! Впрыскивайте эту информацию постепенно, всегда поддерживая интригу, а не только по праздникам. И тогда обсуждать его будут больше, чем пробки, которые были вызваны приездом президента и снегопадом в его юбилей. А дальше можно организовать фонд Покрышкина, который бы помогал вот таким простым ребятам, решившими стать летчиками, военными, или запустили бы какой-то социальный проект.

Я не знаю, к каким выводам придут городские власти и насколько успешным и значительным станет этот праздник в их отчетах. Вполне возможно, что поставленные цели были достигнуты, и ставка делалась именно на работу со школьниками, о которой я судить не могу. Но, на мой взгляд, сам праздник мог быть ярче. Покрышкин может стать мощным городским брендом, который будет на устах у большинства. Возможно, мои идеи кому-то покажутся бредовыми, но я уверяю, что на практике они бы стали гораздо более заметными и эффективными, нежели переоформление станции метро. Тем не менее я готов к критике. Давайте думать вместе, и, быть может, на следующий год об этом празднике заговорят в мировых СМИ. И это, кстати, не так сложно.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ