Две жизни Йосефа Бау

В Новосибирском художественном музее открылись сразу две выставки. Конечно, в таких случаях всегда соседствуют выставки самые разные, но эти две, объединенные одним автором, художником Йосефом Бау, различны как никогда.

Первая, наполненная искрометным юмором и основанная на тонкой игре смыслов и слов, называется «Рисунки говорят на иврите». Юмор перевода не требует, но тем, кто сейчас интересуется ивритом — уникальным языком, возникшим в XII веке до н. э., впоследствии забытом и возрожденном в XX веке, — знакомство с этой блестящей графикой будет интереснее вдвойне.

Вторая выставка «Голодал ли ты когда-нибудь, Господи?» — страшная, рассказывающая о самой чудовищной странице истории мировой цивилизации, Холокосте. Открывая выставки, я сказал, что Йосеф Бау — человек не только огромного таланта, но и необыкновенного мужества. И это действительно так. Он нелегально жил в краковском гетто, работал на боевую подпольную организацию, оказался в концентрационном лагере Плашов, известном прежде всего двумя зловещими персонажами: комендантом Амоном Гете, лично уничтожавшим людей в ходе зачистки краковского гетто, и садисткой Алисой Орловски, не расстававшейся со своим хлыстом, «образцово-показательной сотрудницей СС». Лагерь печально известен и таким изобретением, как практика моментальных расстрелов на месте.

Моментальный расстрел на месте грозил Йосефу ежеминутно: в лагере с ним всегда был блокнотик с картинами ужасающей повседневной лагерной жизни, вернее, даже не жизни, а выживания в условиях голода и террора. И еще более рискованные зарисовки были в этом блокнотике. Не карикатуры даже, а страстные обличения нацизма: «Пятьдесят ударов плетьми», «Храбрецы-эсэсовцы», «Жертвоприношение на алтарь нацизма». Что бы сделали с художником Гете и Орловски, звери даже по эсэсовским меркам, если хотя бы один из этих рисунков был обнаружен?

Лагерные рисунки Йосефа, крохотные в оригинале, на выставке представлены в многократном увеличении, и все они это испытание увеличением выдержали. Здесь невольно вспоминается Солженицын, который вел свои тюремные записи миниатюрным почерком. И еще раз на выставке вспоминается Александр Исаевич, вернее, его известная фотография в телогрейке с лагерным номером, когда подходишь к фотографии Йосефа Бау и его жены Ребекки Танненбаум. Эта свадебная фотография была сделана в Кракове сразу после войны. Позже Йосеф отретушировал ее, одев новобрачных в полосатые арестантские робы, ведь на самом деле их первое бракосочетание состоялось в 1944 году в… Плашове. Эта тайная свадьба в концентрационном лагере стала эпизодом фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Появляется в «Списке Шиндлера» и сам Бау — в финале он по древнему еврейскому обычаю кладет камень на могилу Оскара Шиндлера.

Вот такой человек был Йосеф Бау, художник и фотограф, основатель израильской мультипликации, поэт и прозаик. Две его выставки, организованные Художественным музеем и Израильским культурным центром в Новосибирске, проработают до конца марта.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ