Сонные дороги спальных жилмассивов

За успехами текущего дорожного сезона по выполнению федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» несколько в тени осталась одна из самых острых проблем полуторамиллионного Новосибирска — обеспечение транспортной доступности новых районов массового жилищного строительства. Корреспондент «КС» разбирался в этой злободневной проблеме мегаполиса и обнаружил новые подходы к ее решению.

Новоселами каждый год становятся десятки тысячи новосибирцев, поскольку строительство жилья в районах массовой застройки продолжается высокими темпами. На этом радостном фоне новоселий вместе с новой квартирой горожанин, переехавший в спальный жилмассив, приобретает бонус в виде ежедневной «головной боли» — транспортной проблемы. Выехать в час пик из нового микрорайона массовой застройки с каждым годом становится все труднее. В утренние часы пик длинные вереницы легковых автомобилей, маршруток и автобусов выстраиваются на дорогах по направлению выезда из микрорайонов, а в вечерние часы — в обратном направлении. Жители спального жилмассива все больше времени проводят в таких пробках. Проблема переросла в хроническую, а жалобы горожан в мэрию становятся все более настойчивыми.

Этой теме было посвящено не одно рабочее совещание в муниципалитете. Однако могут ли городские власти предложить решение, которое разрубит узел накопившихся за годы проблем?

Почему затянулся узел?

Несогласованность комплексного развития городских территорий — отсутствие синхронизации между выделением земельных участков, объемами вводимого жилья и развития транспортной инфраструктуры новых микрорайонов — превратилась в одно из самых больших противоречий динамично растущего крупнейшего областного центра в Сибири.

Выехать в часы пик из новых массивов сложно, не попав в пробку. На карте городе уже сформировались устойчивые «зоны заторов» и замедленного движения на улично-дорожной сети в утренние и вечерние часы пик. К таким участкам транспортного «бедствия» наблюдатели долгое время причисляли Плющихинский жилмассив, расположенный на востоке Новосибирска. Другой проблемный микрорайон с хронической транспортной «болезнью» — быстрорастущие Родники, расположенные на севере города. С аналогичными проблемами столкнулись жители еще одного нового спального жилмассива — «Чистая слобода», расположенного на западной окраине мегаполиса. Но не только жители этих новостроек испытывают транспортные трудности. Аналогичные проблемы у новоселов левобережных микрорайонов «Акатуйский», «Просторный» и др. Не менее острые проблемы и на других окраинах правобережной части областного центра.

«Чистая слобода» выступает «полигоном» взаимодействия мэрии и строителей.

Чиновники мэрии Новосибирска пытаются решить эту проблему. Хроническая нехватка средств в городской казне не позволяет строить и вводить в эксплуатацию участки улично-дорожной сети по направлению к таким микрорайонам и на территориях новой массовой застройки.

Решение указанной проблемы сильно затягивается, порождая и завязывая в тех или иных районах областного центра еще более сложные транспортные узлы.

Можно ли преломить негативное развитие транспортной ситуации? Казалось бы, что может быть проще — сделать проезжую часть улично-магистральной сети города такой, чтобы она была способна «переварить» растущий автомобильный трафик. Но не все так просто. Помимо медленного строительства новых магистралей и улиц, которое в свою очередь тормозит нехватка бюджетных средств, новое дорожное строительство сталкивается с другой проблемой — устройство пересечений железнодорожных магистралей и промышленных железнодорожных линий, сеть которых достаточно широко проложена на территории областного центра. Также растущий автотрафик из таких массивов новостроек ложится дополнительным бременем на существующую магистрально-дорожную сеть, усугубляя ситуацию на других магистралях города.

Застройщик в помощь

Привлечение застройщиков к принципиальному решению проблемы в условиях ограниченности бюджетного финансирования является логичным шагом. Строители также понимают, что на фоне острой транспортной проблемы новостройки теряют привлекательность. Такая работа проводится с застройщиками, поскольку они также заинтересованы в смягчении транспортной проблемы. Сегодня фактически за счет средств строительных компаний проводится разработка проектно-сметной документации объектов улично-дорожной сети новых микрорайонов. Наличие готовой и согласованной экспертизой проектной документации позволяет принимать решение о начале финансирования строительства. Примеры такого положительного опыта уже известны.

Одним из динамично застраивающихся микрорайонов областного центра является «Чистая слобода». На западной окраине города большой потенциал свободных территорий для развития массовой жилой застройки. «В перспективе здесь будут проживать более 35 тысяч новосибирцев. Освоение площадки мы планируем до 2022 года включительно», — отмечает директор по коммерции и развитию ООО «ДСК КПД-Газстрой» Кирилл Покровский.

Транспортная ситуация усугубляется не только окраинным положением данного массива, его отдаленностью, отсутствием прямого выхода на главные магистрали левобережной части Новосибирска, но и наличием железнодорожных линий, отрезающих его от таких магистралей. Главная магистраль левобережья Новосибирска — улица Титова здесь превращается в грунтовую дорогу, петляющую среди домов соседнего частного сектора. Жители «Чистой слободы» могут проехать к своему жилью только через улично-дорожную сеть Западного жилмассива и улицу Спортивную.

На месте будущей ул.Титова, ведущей в "Чистую слободу". Фото Александр Колпакова
На месте будущей улицы Титова, ведущей в «Чистую слободу». Фото Александра Колпакова

«КПД-Газстрой» выступила заказчиком проекта автомобильной дороги — продление улицы Титова в микрорайон «Чистая слобода». Как пояснил Покровский, это будет четырехполосная дорога от перекрестка ул. Бийской протяженностью 1,4 км, которая будет полностью обустроена. Стоимость проекта — порядка 260 млн руб. По словам Кирилла Покровского, разработка проекта обошлась заказчику в сумму 7–8 млн руб. Строительство начнется в следующем году.

«Есть предварительные договоренности с областью, есть достижение взаимопонимания с министерством транспорта НСО и депутатами Законодательного собрания о выделении необходимых средств в бюджете следующего года. Тогда мы сможем надеяться, что эти работы будут проведены без задержек, и вопрос доступности «Чистой слободы» будет решен окончательно», — отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Оптимизм мэра понятен, поскольку «Чистая слобода» выступает неким «полигоном» взаимодействия мэрии и строителей. В частности, ранее, в 2016 году, в «Чистую слободу» была продлена новая трамвайная линия.

Родниковские переезды

Распутывание клубка транспортных проблем в областном центре сталкивается также с особенностями планировочной ситуации. Так, за многие годы не была решена проблема микрорайона Родники, расположенного в северной части Новосибирска и продолжающего оставаться одной из главных строительных площадок мегаполиса. Решение острого вопроса затянулось. Усугубляет проблему промышленная железнодорожная ветка, отрезающая быстрорастущий микрорайон от основного массива городской территории и его улично-дорожной сети.

Территория этого жилмассива «опоясана» железнодорожной веткой промышленного назначения, через которую может быть проложено ограниченное число переездов, что затрудняет прямой выезд из микрорайона. На запрос редакции «КС» об организации одного из таких переездов в створе улиц Тюленина и Фадеева в мэрии Новосибирска ответили, что для решения вопроса о транспортной доступности жилого массива «Родники» 20 января 2017 года было проведено совещание под руководством главного инженера Западно-Сибирской железной дороги А. И. Черевко, в результате решений которого получены технические условия на проектирование ж/д переезда по ул. Фадеева через ж/д путь в одном уровне. «В настоящее время по заказу ООО «Энергомонтаж» проектный институт ОАО «Сибгипротранс» возобновил разработку проектной и рабочей документации на строительство данного ж/д переезда. После завершения проектных работ с определением сметной стоимости будет решаться вопрос о выделении лимитов финансирования для проведения строительно-монтажных работ», — пояснили в мэрии Новосибирска.

Место для будущего переезда. Фото Александра Колпакова
Место для будущего переезда. Фото Александра Колпакова

Также значительно замедляет решение проблемы Родников длительное по срокам строительство новой городской магистрали — улицы Г. Колонды (Объединения), которое стартовало в 2008 году. Согласно первоначальным планам, открытие движение должно было состояться в 2010 году. Но из-за разразившегося экономического кризиса строительство первого пускового 1,5-километрового участка дороги от Красного проспекта до ул. Лебедевского было заморожено и возобновлено только в 2014 году. Сегодня по трассе этой магистрали ведутся работы на втором участке — до ул. Фадеева. Запуск движения состоится в июне 2018 года. В результате строительство небольшого по протяженности 2,5-километрового участка магистральной сети города растянулось на целое десятилетие. «Эта дорога имеет стратегическое значение, поскольку я ставлю цель увеличить транспортную доступность для жителей 4-го, 5-го и 6-го микрорайонов Калининского района, — отметил мэр Анатолий Локоть. — Качественно сделан первый участок дороги, который введен в строй в 2015 году, продолжается строительство второй очереди. Работы здесь ведутся интенсивно, их завершение запланировано на следующий год». Но этот участок не развяжет тугой узел транспортной проблемы Родников, поскольку напрямую не соединит главную магистраль областного центра Красный проспект и улично-дорожную сеть растущего микрорайона. Лишь организация дополнительных переездов через ж/д линию, а также соединение магистрали с уличной сетью 4-го, 5-го, 6-го микрорайонов позволит разрядить ситуацию.

Затрудненый выезд из "Родников" - непременный атрибут образа жизни спального жилмассива. Фото Александра Колпакова
Затрудненный выезд из «Родников» — непременный атрибут образа жизни спального жилмассива. Фото Александра Колпакова

«Мы уже приступаем к проектированию следующего этапа организации дорожного движения в этом направлении — по расширению улицы Объединения (до железнодорожного переезда) вдоль производственных корпусов завода «Север». Когда все работы будут завершены, жители отдаленных микрорайонов Калининского района не будут испытывать неудобств по проезду в центр города», — утверждает мэр Новосибирска.

Таким образом, решение транспортной проблемы этой части города отдаляется еще на несколько лет. Также на некоторое время откладывается решение по реконструкции переезда на ул. Кедровой, который сильно тормозит трафик, движущийся в сторону Родников и Северного обхода Новосибирска. Он также является генератором замедления движения и возникновения пробок в этом направлениях.

Высокое автомобилепользование

Сегодня жители отдаленных спальных микрорайонов новостроек чаще предпочитают решать проблемы своей мобильности с помощью личного автотранспорта. Дворы домов новых микрорайонов Новосибирска заставлены легковыми автомобилями. Значительная часть новоселов таких микрорайонов являются активными автомобилепользователями. Это также в некоторой степени усугубляет транспортную проблему в целом. А низкий уровень развития дорожной сети в таких районах города провоцирует ее дальнейшее обострение.

«Сегодня московский проектный институт «Гипрогор» разрабатывает «Проект комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска до 2030 года» (ПКР ТИ). По данным проектировщиков, в настоящий момент в областном центре на перевозки легковым автотранспортом приходится порядка 40% объема городской мобильности, — отмечает советник по транспорту Совета депутатов Новосибирска Михаил Никулин. — Это говорит о том, что в городе высокий показатель автомобилепользования и недостаточная роль пассажирского общественного транспорта».

Аналогичные показатели автомобилепользования во многих городах стран Восточной Европы (таких как Варшава, Прага и др.), но в отличие от Новосибирска, вдобавок к достаточно развитой дорожной сети и высоким показателям обеспеченности населения легковым транспортом здесь функционирует высокоорганизованный общественный транспорт. Поэтому острота транспортной проблемы сглажена. Сегодня в Новосибирске маршрутная сеть и провозная способность пассажирского транспорта позволяет осуществлять вывоз горожан из отдаленных микрорайонов, но такие поездки горожан, особенно в часы пик, нельзя назвать комфортными. Тем более нет речи об использовании общественного транспорта как альтернативе поездкам на легковом автомобиле.

«Количество маршрутов и предоставляемая перевозчиками вместимость транспортных средств в направлении Родников или Плющихинского массива соответствует существующему пассажиропотоку. Но поскольку на маршрутах в направлении этих массивов работают автобусы и маршрутки, то в конечном итоге их скорость движения в общем автомобильном потоке низкая, и зависит она от пропускной способности магистральной сети в направлении данных микрорайонов. Поэтому требуется переориентация на более высокоорганизованный общественный транспорт, такой, который работает отдельно от автотрафика», — пояснил Михаил Никулин.

Таким полигоном развития высокоорганизованного транспорта может в перспективе стать Плющихинский жилмассив, который в прямом смысле оказался «заложником» транспортной проблемы. С начала его строительства застройщик «Дискус плюс» принимал активное участие в формировании дорожной инфраструктуры этой части Новосибирска. Например, построен участок ул. Волочаевской, соединивший ул. Лазурную и Гусинобродское шоссе.

Именно Волочаевская до сих пор служила главным выездом с МЖК и Плющихинского жилмассива. Всего же выездов три, и предложение руководителя ООО «Дискус плюс» Алексея Джулая — заключалось в том, чтобы увеличить пропускную способность одного из них. Так появился проект расширения ул. Авиационной, которая идет параллельно Волочаевской и также соединяет Плющихинский жилмассив и МЖК Восточный с Гусинобродским шоссе. Отсюда можно выезжать на улицу Коминтерна, и дальше на проспект Дзержинского, а потом и в центр города, а также на Есенина, а через нее — на Бориса  Богаткова. «КС»подробно писал об этом в материале по ссылке.

Однако пока введенный в строй за счет средств застройщика новый автодорожный выход на Гусинобродское шоссе в створе ул. Коминтерна все же не особо спасает ситуацию. Наблюдение за вечерними пробками показало, что проблема далека от разрешения: замедленное движение по направлению к микрорайону по ГБШ и Никитина — реальность.

Легковой автотранспорт непременная часть ландшафта дворов новостроек. Фото Александра Колпакова
Легковой автотранспорт — непременная часть ландшафта дворов новостроек. Фото Александра Колпакова

Михаил Никулин утверждает, что остроту проблемы может снизить развитие высокоорганизованного общественного транспорта. «Мы провели анкетирование автомобилистов Плющихинского, и люди высказываются за то, что готовы оставить автомобиль только в том случае, если им будет предоставлена возможность бесплатной пересадки и удобства передвижения в общественном транспорте. А это может им предоставить лишь высокоорганизованный общественный транспорт», — отмечает собеседник «КС». Под ним специалист подразумевает транспорт на выделенных линиях, движущийся отдельно от автотрафика. Сегодня ведется предпроектная проработка организации такого типа общественного пассажирского транспорта. Это будет 4-километровая трамвайная линия, проложенная вглубь массива. Но и здесь проблема упирается в ограниченность бюджетного финансирования. Одним из решений может стать концессионное соглашение между мэрией города и инвестором. Чиновники муниципалитета не исключают использование таких инструментов развития системы общественного транспорта города. Рассматриваются варианты не только концессий, но и лизинга.

Михаил Никулин также отмечает, что создание выделенных или обособленных полос для общественного транспорта можно считать необходимым и достаточным условие для высокоорганизованного пассажирского транспорта. Но такие условия не всегда присутствуют по тем или иным направлениям в спальные микрорайоны, и их создание требует огромных инвестиций.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ