Реиндустриализация. Продолжение следует?

После громкой смены главы Новосибирской области (НСО) будущее ряда проектов команды Владимира Городецкого может быть скорректировано. Среди них — программа реиндустриализации экономики Новосибирской области. «КС» решил выяснить, с чем программа намерена выйти на очередное заседание рабочей группы в Москве, а также узнать, оправдались ли ожидания бизнеса от участия в процессе.

Как ранее писал «КС», в апреле «Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года» отметила первый год своего существования. Причем произошло это на федеральном уровне — как в прямом смысле (на заседании Москве у вице-премьера Аркадия Дворковича), так и в переносном — получив федеральную поддержку.

С тех пор новой информации о процессе практически не появлялось. Вместе с тем, по данным заместителя губернатора Новосибирской области Анатолия Соболева, в ноябре-декабре состоится очередное заседание рабочей группы под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. На нем регион намерен презентовать новые проекты.

Программу реиндустриализации пополнят проекты СО РАН

«Мы планируем представить и рассмотреть проект ООО «Ангиолайн» по производству коронарных стентов, — сообщил «КС» Анатолий Соболев. — Компания из Академгородка является российским производителем высокотехнологичных медицинских изделий для оказания медицинской помощи больным с ишемической болезнью сердца. Предприятие активно занимается разработкой самых современных медицинских изделий, позволяющих снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний», — добавил он.

Директор ООО «Ангиолайн» Андрей Кудряшов признается, что основной интерес для компании от участия в программе заключается в том, чтобы получить доступ к госзаказу, при этом «ни на какие финансовые вливания со стороны государства» он не рассчитывает. «Мы надеемся, что после попадания в программу проект по производству коронарных стентов будут рассматривать не как местечковый, а как нечто большее. В настоящее время в «Ангиолайн» налажено производство, мы занимаем пятую часть российского рынка в количественном выражении в своем сегменте. Сейчас идет процесс расширения. Соответственно, в таких условиях есть потребность получить некоторые гарантированные объемы сбыта. Как правило, поддержка со стороны государства позволяет увеличить продажи продукции», — делится он. Андрей Кудряшов также добавляет, что в настоящее время одна из западных компаний, являющаяся прямым конкурентом новосибирского производителя, локализует производство в России. «Изначально государство предоставило некоторые преференции для их проекта. Поэтому сейчас для нас важно, чтобы представители правительства, курирующие развитие медицинской промышленности, знали, что мы в принципе есть», — поясняет Андрей Кудряшов.

По данным Анатолия Соболева, совместно с областными исполнительными органами государственной власти рассматриваются еще четыре новых потенциальных «флагманских» проекта, разработанные СО РАН. В том числе два проекта Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской Академии наук. Один из них является российско-китайским проектом полного цикла по селекции, семеноводству, производству и переработке картофеля в продукты с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом — крахмал и картофельный порошок. Другой проект заключается в создании Сибирского центра растениеводства.

«В конце прошлого года наш институт заключил с «ПекинКРА» (китайская компания с госучастием) предварительную договоренность по реализации крупного совместного проекта в области сельского хозяйства, — сообщил «КС» директор Института цитологии и генетики СО РАН, академик Николай Колчанов. — Речь идет о создании на территории Новосибирской области самого крупного за Уралом картофелеводческого научно-производственного центра. Это совместное предприятие будет заниматься широким спектром работ, связанных с картофелеводством, от производства семян и элитного посадочного материала до выращивания товарного картофеля, его последующей переработки и экспорта», — говорит он. По информации академика Колчанова, весной на территории Черепановского района НСО были засеяны первые 30 га в рамках эколого-географического эксперимента. Полученные данные по урожайности и устойчивости в дальнейшем будут востребованы в создании новых отечественных сортов картофеля, адаптированных к природно-климатическим условиям Новосибирской области. Следующими этапами, как ожидают в институте, станут расширение посевных площадей и создание селекционно-семеноводческой инфраструктуры Центра на территории области.

Потенциальными «флагманскими» проектами могут стать и разработки Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Один из проектов — создание компактного ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний (БНЗТ).

«Суть метода БНЗТ состоит в адресной доставке в опухоль обогащенного изотопом бор-10 препарата, — уточнил директор ИЯФ СО РАН, академик Павел Логачев. — При облучении потоком нейтронов происходит ядерная реакция, продукты которой уничтожают пораженную клетку. Метод на протяжении десятков лет использовался для лечения людей с использованием потока нейтронов от реактора. Но спектр нейтронов в реакторе не оптимален для БНЗТ, а сам реактор — дорог и неудобен в эксплуатации. Нам удалось разработать удобный и надежный источник нейтронов, и мы уже занимаемся созданием предсерийной партии таких установок, пригодных для клинического использования. Cрок изготовления пилотного образца из предсерийной партии — 3–5 лет», — подвел итог Павел Логачев. Другая разработка института — проект Супер С-тау фабрики, нового электрон-позитронного коллайдера. Его особенность — «беспрецедентная производительность, недоступная сегодня ни на одной установке мира и кардинально расширяющая чувствительность к поиску новой физики за счет изучения чрезвычайно редких процессов». По данным директора института, срок реализации проекта составляет шесть лет, примерная стоимость в текущих ценах — 37 млрд рублей.

«Эффект от реализации в Новосибирске проекта Супер С-тау может привести к впечатляющим результатам не только в науке, — уверен собеседник «КС». — В Сибирском регионе появится крупный международный исследовательский центр», — делится планами Логачев. По мнению академика, проект будет способствовать появлению новых идей и решений в области критически важных задач — применение сверхпроводимости, создание быстрых и эффективных сцинтилляторов и фоторегистраторов, решение задачи хранения и обработки большого объема данных. «Эти технологии имеют высокий потенциал для применения в экономике, в частности, в микроэлектронной промышленности, в ядерной медицине», — резюмировал Павел Логачев.

Дает ли программа реальные преференции бизнесу?

Анатолий Соболев обращает внимание, что программа реиндустриализации экономики Новосибирской области задумывалась как эффективный инструмент по администрированию и продвижению проектов, основанных на разработках сибирской науки, инновационном и высокотехнологичном производстве. «Эти проекты отражают реальные ключевые компетенции новосибирской науки и производства, — считает собеседник «КС». — Их отличают масштабность и народно-хозяйственная значимость и в силу этого — претензии на федеральную поддержку», — добавляет он.

Как ранее писал «КС», в 2016 году сразу несколько проектов программы получили финансирование из федеральных фондов. Один из примеров «счастливчиков» — ООО «Эндосервис», являющееся резидентом первой очереди Медицинского промышленного парка (Проект «Промышленно-медицинский парк»). «Фондом развития промышленности России ей выделен заем в размере 75 млн рублей для целей финансирования работ по проекту (решение принято в декабре 2016 года), — рассказал Анатолий Соболев. — Это позволило дооснастить производство современным оборудованием — оно уже куплено и вводится в эксплуатацию, а также сформировать уникальный проект единственного в России коленного сустава. Изделие находится на текущий момент на этапе регистрации в Росздравнадзоре, серийный выпуск запланирован на II квартал 2018 года.

Также проекту оказана поддержка Фондом содействия инновациям — выделены гранты в размере 3 млн рублей на выполнение работ по разработке технологии 3D-печати персонализированных имплантатов для реконструктивных восстановительных операций».

Финансирование проектов из различных фондов и лоббирование интересов бизнеса властями региона — значимое, но не единственное преимущество, которое обещали проектам при вхождении в программу реиндустриализации. Многие предприниматели считают, что выиграли, прежде всего установив диалог с властью и получив определенный пиар своих разработок внутри региона.

«Наше взаимодействие с властью поставило участие в программе на нормальный уровень, — заявил в разговоре с «КС» генеральный директор «Модульные Системы Торнадо» Олег Сердюков. — До этого оно как таковое отсутствовало, и мы не понимали, как наладить диалог. Также компания получила более широкую известность, что помогает в нашей деятельности», — добавил он. При этом, по мнению Сердюкова, «неудовлетворение» все же присутствует. «У нас сохраняется достаточно высокий скепсис относительно того, что формирование программы «сверху» является эффективным», — признается он. — На первом заседании под руководством Аркадия Дворковича, где принималась программа, был прямой контакт с ним. А сейчас за нас докладывает Дворковичу губернатор… Вместо прямого делового взаимодействия возникает непростое «аппаратное» взаимодействие на уровне разных чиновников без нашего участия! Прямого контакта нет. Потом появляются поручения, иногда дельные и нужные, помогающие движению, а иногда просто до неузнаваемости искаженные, которые потом надо выполнять.

В общем, как повезет. Отсутствие прямого диалога тормозит развитие и отдельных проектов, и программы в целом», — резюмирует он. Вместе с тем Олег Сердюков добавляет, что понимает, что у всех есть сложившиеся условия, традиции, правила. «Мы обладаем терпением, пониманием и стремимся находить способ совместного движения вперед исходя из реалий, — добавляет он. — Все стараются что-то сделать, помочь, отношения у нас хорошие».

В неофициальной беседе представители бизнеса и эксперты, участвовавшие в разработке программы, более откровенны. «В программе не учитывается такой фактор, как время. Пока мы что-то долго собираем, объединяем, наши конкуренты выходят вперед, — говорит собеседник «КС». — Мы также недостаточно профессионально и тщательно отслеживаем рынки прорывных технологий. В этой программе нужно ориентироваться на технологии, где мы конкурентоспособны в мире. Новосибирская область, например, очень сильна в области биотехнологий.

Кроме того, в правительстве не хватает инициативы. Воля руководства должна быть более мощной. Еще один важный момент — развитие спроса на высокие технологии. Почему бы правительству не сделать целевой заказ в плане развития спроса?» — высказывает мнение собеседник «КС».

Согласен с таким подходом и председатель совета директоров Биотехнопарка Кольцово Андрей Бекарев. «На мой взгляд, изначально та программа, которая обсуждалась и принималась, была достаточно странной, — полагает Бекарев. — Насколько я понимаю, реиндустриализация предполагает создание новых высокотехнологичных предприятий, выпуск новых товаров и услуг, создание новых рабочих мест и так далее. А получилось «что вижу, то и пою». Вместо изучения потенциала региона, поиска реально прорывных проектов, которые по какой-то причине не могут увидеть свет, доработки их с технологами, производственниками, экономистами, инженерами — в рамках реиндустриализации собрали знаковые, высокотехнологичные, но уже существующие проекты», — подводит итог он. По мнению Андрея Бекарева, в своем сегодняшнем виде программа больше напоминает «выставку достижений». «Возможно, стоило сосредоточиться на нескольких конкретных отраслях или более узких перспективных сегментах», — высказывает мнение он.

Руководитель ассоциации «СибАкадемСофт» Ирина Травина уверена, что изменить подходы к отбору проектов в программу еще не поздно. «Программа ориентируется на определенные направления. Разработчики посчитали, что со временем в нее будут включаться новые проекты, их будут отбирать на каком-то основании. Из первой серии проектов, которые заявились в программу на этапе ее разработки, выбрали наиболее «живые темы» и по ним поработали. Теперь по проектам, например, по производству углеродных нанотрубок, пытаются точечно работать. Но дальше-то не произошло какого-то движения.

Предприниматели не увидели стимул, не стали массово заявляться в программу», — рассуждает она. По мнению Травиной, этого не произошло из-за того, что не было на конкурсной основе широко объявлено об отборе проектов. «Нужно понимать, нужна новому губернатору эта программа или нет. И если нужна, то в каком виде? Может быть, поднять старые идеи, по-другому подойти к выбору проектов для поддержки, — предлагает она. — Я предлагала сделать двухэтапный конкурс, в котором бизнес мотивируют материальной поддержкой. Необходимо предпринимателей, у которых есть интересные проекты, побудить участвовать в этом конкурсе, выявить активные проекты и среди них выбрать несколько тех, кого поддержать материально», — резюмирует она.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ