Елена Полякова: «Эдхам Акбулатов отстаивал город на всех уровнях»

На прошлой неделе в Красноярске — самом восточном городе-миллионнике страны — завершился конкурс по выбору мэра. Накануне этого события с финального голосования снял свою кандидатуру Эдхам Акбулатов, руководивший городом в течение пяти лет, хотя успешно прошел все предвыборные процедуры. О том, что происходило в Красноярске в период этой кампании, а также об итогах пятилетней работы градоначальника в интервью «КС» рассказала генеральный директор «Сибирского регионального межвузовского центра» ЕЛЕНА ПОЛЯКОВА.

— Елена Николаевна, прошедшие выборы мэра Красноярска стали заметным событием не только на уровне края, но и в целом на уровне СФО. Отказ Эдхама Акбулатова участвовать в гонке за кресло градоначальника по сути закрыл определенную страницу в жизни города. Что, на ваш взгляд, осталось в сухом остатке?

— Только ленивый в канун конкурса по выборам мэра Красноярска не прошелся по ситуации в городе: дороги, бордюры, заборы.

А экономическая подоплека всего этого весьма прозрачная — город остается зоной интересов различных финансовых и корпоративных групп. Это классика жанра: чем больше интересов, тем выше конфликтность.

В то же время Эдхам Акбулатов по природе своей интеллигент и рационалист, в его ценностях нет такого понятия, как манипуляции людьми. Так уж он устроен — об этом я могу судить по личному опыту общения. И хотя политтехнологи и могут слепить любой образ, все же не в силах изменить ценности человека: они всегда будут видны в его действиях и высказываниях. Хотя нельзя не признать, что многие умные аргументы, рациональные доводы могут теряться на фоне политического накала. Рассуждать о проблемах в привязке к реальности, к бюджету города, в ситуации, когда информационное пространство захлестывают популистские лозунги, довольно сложно.

43_Mer_Krasnoyarsk_02
Экс-мэр Красноярска Эдхам Акбулатов всегда старался детально погружаться в любые вопросы, касающиеся города

У меня в определенный момент даже сложилось впечатление, что в Красноярске накануне конкурса по выбору главы краевого центра вовсю отрабатывались различные форматы информационной атаки. Возникло даже страшное ощущение, что в городе проходит репетиция перед 2018 годом, когда в стране пройдут президентские выборы, в крае — выборы губернатора, а в Красноярске — выборы в городской Совет…

— Но в Красноярске в этом году выбирали мэра не на всенародном голосовании. Впервые в городе проводился конкурс. А это все же другая история, другие подходы, не так ли?

— И тем не менее, ощущение навязанной нам игры было… А хотелось надеяться, что выборы в первую очередь станут демонстрацией эффективности кандидатов. Разумно было предположить, что перед проведением конкурса депутаты и горожане сделают предвыборный аудит работы Эдхама Акбулатова. Зафиксируют достижения и исходя из результатов определят задачи для будущего мэра, кто бы ни занял этот пост. Но что по факту произошло в Красноярске? В борьбе за интересы бизнеса акцент внимания был сделан на картинках: «разруха на дороге» и «ливень в городе». И все!

Однако горожане все же обратились к объективной оценке пятилетней деятельности градоначальника. Проанализировали то, как руководил краевым центром Эдхам Акбулатов, его грамотный, сбалансированный подход к управлению городом как системой. А еще красноярский мэр демонстрировал принципиальную позицию — город нельзя превращать в личные вотчины, в собственную кормежку. Примеров подобной стойкости много, приведу лишь некоторые. Так, в январе 2017 года глава Красноярска не согласовал заявку от строительной компании, предлагавшей возвести на левобережной набережной Енисея торговый центр. Даже несмотря на то, что на публичных слушаниях, прошедших в декабре, проект был одобрен, мэр усомнился в его целесообразности.

И сегодня на этом участке ведутся работы по благоустройству прогулочной зоны, к слову, на средства федеральной программы. Другой пример — красноярский мэр не допустил строительства торгового комплекса в районе монумента «Кандальный путь», который, к слову, находится в охраняемом природном ландшафте… и список этот можно продолжить.

— По вашему мнению, что из управленческого опыта Красноярска могут уже сегодня взять на вооружение российские города-миллионники?

— Города-миллионники — это столицы регионов. Они важны и как некие надежные столпы развития территорий, и как сценарные излучатели нового. Поэтому в первую очередь стоит обратиться к управленческим инновациям последних пяти лет. Ведь именно в эти годы в Красноярске сложилась практика привлечения бизнеса, общественных организаций и горожан к решению важнейших вопросов. И сейчас очевидно, что принципы работы мэра Акбулатова, основанные на идеях партнерства, по сути, единственный способ преодоления часто неподъемных для муниципального бюджета проблем благоустройства города, развития общественного транспорта, ликвидации очереди в детские сады, переселения горожан из ветхого жилья и многого другого.

Не менее востребованным в других городах страны может стать и красноярский опыт введения отложенных платежей по муниципальным контрактам. Думаю, подобная практика со временем позволит переломить ситуацию, когда подряды (а вместе с ними и финансирование) получают неспособные справиться с работой организации. Хотя, безусловно, такая проблема не решается быстро, но все же шаг вперед сделан.

Вид на Красноярск
Вид на Красноярск

Интересная идея — воспользоваться Универсиадой, которая пройдет в Красноярске в 2019 году, как возможностью благоустраивать весь город. Ведь объекты, в которых пройдут соревнования, поселятся спортсмены и волонтеры, расположатся медицинские центры, раскиданы по всему краевому центру, а не сосредоточены в одном районе. Ход с одной стороны неожиданный, а с другой — беспроигрышный, так как на обустройство маршрутов зимних игр выделяются федеральные средства. К слову, аналогичные подходы в свое время использовал Павел Стефанович Федирко для развития региона.

Для современных городов крайне ценны такие нестандартные идеи, умение «поднять деньги из-под ног», использовать все возможные варианты. Уверена, что опыт Красноярска обязательно будет востребован в российской муниципальной практике.

— А какова, на ваш взгляд, главная задача мэрии современного российского города — столицы региона?

— Конечно, люди хотят жить достойно здесь и сейчас, и Акбулатов, отстаивая интересы города на всех уровнях, предлагал управленческие решения, направленные на поддержку комфорта жизни населения.

Но все же главный функционал мэрии — это коллективное движение к Будущему, его программирование. Именно поэтому, подводя итоги пятилетней работы Эдхама Акбулатова на посту мэра, я в первую очередь отметила те инновационные практики, которые он привнес в развитие этого функционала.

Впрочем, движение к будущему может основываться и на старых, проверенных методах. Например, важнейшим событием для новейшей истории Красноярска стало принятие Генерального плана в марте 2015 года. Главный градостроительный документ не просто определил направления развития краевого центра до 2033 года. Он впервые в истории города закрепил особый статус уникальных енисейских островов, что полностью исключает их возможную застройку, а также ввел понятие «зеленого каркаса». Стоит ли говорить, насколько важно для промышленного города, каковым остается Красноярск, развитие зеленых зон (их количество к моменту реализации Генплана должно увеличиться на 85%). Это как раз очень показательный пример того, как направлять движение в Будущее.

Конечно же, бывает очень трудно донести всю важность стратегических решений до широкой общественности. Но, на мой взгляд, Эдхам Акбулатов — новый тип мэра, который совершенно не боялся привлекать к управлению городом, принятию важнейших решений его жителей. К слову, этот опыт также может быть использован в других городах страны.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ