Теплоснабжение реформируют

 

За счет реформы теплоснабжения государство планирует привлечь в отрасль 2,5 трлн руб. инвестиций. Участники рынка на привлеченные средства намерены модернизировать устаревшее оборудование. Эксперты оптимизма генерирующих компаний не разделяют, но плюсы от изменений видят.

Напомним, что в июле текущего года вступили в силу очередные изменения в закон о теплоснабжении. Суть поправок заключается в том, что теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен на теплоэнергию по методу альтернативных котельных, также отпадает необходимость придания электростанциям статуса «вынужденной». Эти изменения, по замыслу Минэнерго РФ, призваны либерализовать рынок, решить проблему существующего избытка тепловой мощности и главное привлечь дополнительные средства в отрасль в размере 2,5 трлн руб., справившись с недофинансированностью теплоэнергетики.

Согласно материалам Минэнерго РФ, на текущий момент объем рынка теплоэнергии составляет 1,5 трлн руб., но отрасль остается недофинансированной. Ежегодные государственные субсидии составляют порядка 150 млрд руб., а необходимо 200 млрд руб. Объем частных инвестиций — 90 млрд руб. при потребности в 250 млрд руб. в результате недостаток инвестиций привел к тому, что большая часть оборудования теплоэлектростанций (ТЭС) нуждается в модернизации или замене. Только 26% котлов и 36% турбин ТЭС служат менее 30 лет.

Другая проблема — избыток тепловой мощности. На текущий момент теплоцентрали (ТЭЦ) загружены на 30%, а котельные на 15%. Таким образом, неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) приводит к тому, что эти станции получают статус «вынужденных по теплу». Это означает, что такие ТЭС невозможно вывести из эксплуатации, так как они являются единственным источником теплоэнергии в регионе, например, но при этом эти объекты получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои расходы. Как оценивают в Минэнерго, на рынке работает 10 ГВт «вынужденных» ТЭС, направляется на это порядка 9 млрд руб.

В результате субсидирование отрасли теплоэнергетики за счет электроэнергетики не мотивирует теплогенерирующие компании к развитию и оптимизации. Новые поправки отменят необходимость придания станции статуса «вынужденной».

Кроме того, изменения отменят и госрегулирование цен в теплоэнергетике. Отныне правительство будет устанавливать только предельный уровень по методу альтернативной котельной. Таким образом, цена будет высчитываться исходя из тех расчетов на теплоэнергию, если бы потребители сами построили котельную. Также предусмотрено появление ценовых зон, и функции по контролю за теплоснабжением возложат на единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Так в Минэнерго видят либерализацию отрасли и планируют привлечь в отрасль 2,5 трлн руб.

Впрочем, переход на альтернативные котельные необязателен для регионов. Но так или иначе, планируется, что реформа с середины 2018 года стартует в Казани, Набережных Челнах и в одном из сибирских городов — Красноярске.

С тем посылом, что реформа направлена на либерализацию рынка, не согласен бывший генеральный директор АО «Новосибирскэнерго», профессор, доктор наук Виталий Томилов. «Этот многострадальный закон был принят еще в 2010 году, но поправки вносились на протяжении 2013-го, 2015-го, 2016-го и 2017 годов. Мы часто говорим о демократии, но вот как раз ее в этом законе нет. В документе говорится, что тепло должно поступать преимущественно от централизованных источников с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии. Также появилось такое понятие, как ЕТО, которое призвано объединять и регулировать процесс. Поэтому о какой демократии и каком рынке можно говорить?» — озадачен Виталий Томилов.

Также, по мнению профессора, в Минэнерго завышены ожидания об эффективности альтернативных котельных. «Цель этих поправок, по идее, приблизить рынок теплоснабжения к оптовому рынку электроэнергии и мощности. Также замечу, что если рассматривать рынок комбинированной выработки энергии и сам процесс, то он довольно сложен. Для примера: практически невозможно вычислить, сколько топлива раздельно затрачивается на выработку теплоэнергии и электроэнергии на ТЭЦ. И поскольку точно определить эту величину невозможно, то в свое время Главтехуправлением при Минэнерго были разработаны нормативы для этих расчетов.

В продолжение этого вопроса затрону альтернативные котельные. Эти котельные проигрывают теплоцентралям (ТЭЦ). Некоторые утверждают, что можно добиться высокого КПД котельных агрегатов на альтернативных котельных, но этого же самого можно добиться и на ТЭЦ. И упомянутый принцип выработки тепловой электроэнергии именно посредством альтернативной котельной не совсем справедлив, хотя я не противник этого направления», — комментирует ситуацию бывший генеральный директор АО «Новосибирскэнерго».

Что же касается оценки закона генерирующими компаниями, то на предприятиях уверены: эти изменения позволят привлечь в отрасль дополнительные средства. «У реформы теплоснабжения есть две основные тесно связанные между собой задачи — она должна обеспечить приток инвестиций в отрасль и тем самым привести к модернизации устаревшей отрасли и помочь решить проблемы данной сферы», — уверены в ООО «Сибирская генерирующая компания» (CГК). Но при этом в компании затрудняются ответить, как скоро можно будет наблюдать улучшения. «Сложно сказать, насколько быстро можно ожидать позитивных изменений. Во-первых, потому как переход на новую модель рынка тепла будет добровольным, а значит, не повсеместным, и во-вторых, даже после перехода на нее должно пройти некоторое время, чтобы инвестор вложил средства, провел все необходимые мероприятия, и потребители получили положительный эффект», — рассуждают в СГК.

В АО «СИБЭКО» от реформы ожидают существенного увеличения инвестиций в сферу теплоснабжения в результате законодательного закрепления перехода к рыночному установлению тарифов — предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя, рассчитанного исходя из того, во сколько потребителям могла бы обойтись тепловая энергия в случае строительства собственной котельной.

«Помимо обеспечения рыночного, прозрачного ценообразования в теплоснабжении, планируется существенно увеличить ответственность ЕТО. Дальнейший успех реформы будет зависеть от принятия необходимых подзаконных актов», — считают в «СИБЭКО».

В то же время Виталий Томилов оптимизма генерирующих компаний не разделяет: «Изменения в закон 2017 года никаких предпосылок к увеличению инвестиций не дают, но указывают, что будет установлен четкий порядок в ценообразовании, а точнее, предельный уровень цены. Таким образом, планируется ввести ценовые территории. Разрабатывать положения о ценовой зоне собираются на местах, но утверждать их все равно будут в правительстве. Также в законе введено понятие переходного периода до ввода ценовых показателей на определённой территории. По мнению некоторых аналитиков, этот период может продлиться от трех до пяти лет, а не шесть месяцев, как по закону», — отмечает профессор.

При этом к плюсам поправок Виталий Томилов отнес то, что в последней редакции закона о теплоснабжении более четко прописан порядок контроля за ценами со стороны антимонопольной службы.

Также за счет реформы теплоснабжения в правительстве планируют справиться и с таким явлением, как избыток тепловой мощности.

«Проблема избытка тепловой мощности связана с тем, что после значительного промышленного спада, который произошел в нашей стране в постсоветский период, большая доля потребителей просто исчезла, и еще значительная их доля перешла на собственные теплоисточники. Из-за этого образовался серьезный запас невостребованной тепловой мощности, который ложится дополнительной нагрузкой на плечи потребителей и мешает развиваться теплоисточникам», — комментируют проблему в СГК.

«Отказ от субсидирования рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики и установление прозрачного и долгосрочного рыночного ценообразования позволит инвесторам вкладывать средства в закрытие неэффективной генерации и реализации современных энергоэффективных решений», — говорят в «СИБЭКО».

В СГК считают, что поправки помогут решить этот вопрос, так как закладываются равные для всех принципы формирования цены тепловой энергии. После установления предельной стоимости неэффективные источники уйдут с рынка. Такой подход выводит на первый план фактор экономической выгоды и экономии издержек. «Мы просчитали по городам нашего присутствия различные проекты модернизации теплоснабжения, которые могли бы внедрить при переходе на новую модель, и все они основаны именно на принципе снижение избыточной мощности. То есть мы закрываем менее эффективные источники тепла, переводим теплоснабжение на более эффективные. За счет этого получаем снижение затрат на содержание теплоисточников, а сэкономленные средства направляем на модернизацию. В этом случае не требуется никакого дополнительного роста тарифов, так как развитие происходит за счет внутренних резервов системы. Такие мероприятия можно провести в большинстве крупных городов, но лишь в рамках новой модели рынка, так как при текущей системе регулирования экономия будет «вырезана» из тарифа, не сможет быть направлена на модернизацию и не будет выгодна энергокомпании», — делятся наработками в СГК.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ