«Начинать отопительный сезон нужно в теплые дни, тогда люди не успевают почувствовать холод»

Управляющий директор — технический директор АО «Сибирская энергетическая компания» АЛЕКСЕЙ ЛЫМАРЕВ рассказал в интервью «КС» о том, как прошел старт отопительного сезона в Новосибирске, в чем заключались особенности ремонта теплотрасс в этом году и почему энергетики готовы давать отопление раньше, чем на улице похолодает.

— Алексей Владимирович, расскажите, как прошел старт отопительного сезона. Были ли сложности при запуске, все ли объекты на сегодня подключены?

— Особенностью вхождения в нынешний отопительный сезон было резкое понижение температуры, начавшееся с середины сентября. Несмотря на тот факт, что подключение шло с опережением графика, в управляющие компании и к нам как поставщикам поступали жалобы на холод и сырость в квартирах. В основном это происходило от абонентов, подключаемых в конце графика разворота.

Практически каждый год мы вынуждены объяснять всем одну и ту же причину. Чтобы оптимизировать сроки вхождения в отопительный сезон, необходимо начинать все процессы заблаговременно. Технически сегодня можно развернуться раньше. Наша задача — обеспечить возможность своевременного подключения к отоплению, и если, к примеру, в помещении становится жарко, всегда можно перекрыть батарею.

Я напомню, что ранее сроки разворота отопления занимали более длительный период — до 18 дней, сейчас это время удалось сократить до 10 дней. И тем не менее, часть жителей вынуждена оставаться на какой-то период в зоне дискомфорта.
В этом году мы специально подняли статистику за последние 15 лет и выяснили, что средняя дата начала отопительного сезона — 18 сентября. То есть, по сути, чтобы все чувствовали себя комфортно и вовремя получали тепло, дата должна быть на 3–5 дней раньше. Например, 12–15 сентября. Этого времени хватило бы на то, чтобы все дома прогрелись до наступления похолодания.

— Последнее время энергетические компании все чаще выступают с различными инициативами, которые позволили бы запускать отопительный сезон более комфортно и для самих энергетиков, и для жителей города. Так, если законодательно определить дату начала отопительного сезона, то город быстрее подключился бы к теплу, и не было бы жалоб от жителей, что на улице уже холодно, а в доме тепла нет. Как вы оцениваете возможность реализации подобного сценария?

— Такие предложения возникают из-за того, что реально отопительный сезон не начинают по той норме, которая существует — при среднесуточной температуре воздуха не выше +8 градусов в течение пяти дней. Представьте, если эти пять первых холодных дней наступят где-нибудь к концу сентября, и только тогда нам дадут «отмашку». Хорошо, что городские власти пользуется нормой, которая предусматривает возможность самостоятельно принимать решение о начале отопительного сезона, несмотря на погодные условия.

Но в целом по данной ситуации необходимо сформировать и принять соответствующее решение, которое учитывало бы тот факт, что сам разворот должен уложиться именно в теплый период времени. Только в этой ситуации люди реально не успевают почувствовать холода, и их дома постепенно прогреваются.

В нулевые годы были ситуации с резким похолоданием в сентябре, тогда приходилось разворачивать отопительный сезон за пять дней. Такой скомканный внеплановый запуск приводит к тому, что систему потом сложно отрегулировать, и весь сезон приходится решать массу проблем. Именно поэтому, на наш взгляд, оптимальный вариант — фиксирование сроков начала и окончания отопительного сезона: чтобы делать все плавно, по графику, принимать решения заблаговременно. Считаю, что, с учетом климатических условий Новосибирска, период с 12–15 сентября — оптимальный для начала отопительного сезона.

— Какие еще меры, на ваш взгляд, необходимы для более комфортного запуска отопительного сезона?

— В этом году была реализована одна из таких мер для управляющих компаний и ТСЖ и в большей степени для учреждений муниципальной бюджетной сферы — школ, садов, больниц —  тех желающих, кто самостоятельно обратился с просьбой о подключении к теплоснабжению. Нами была предложена возможность оперативного подключения в любой период по индивидуальной заявке, так как у некоторых из них есть определенные требования комнатной температуры. Реакция на инициативу была активной, таких заявок до начала отопительного сезона мы получили больше сотни. И для нас это положительный опыт.

— В этом году многие участки улиц и магистралей в Новосибирске оказались перерыты. С чем это связано: с текущей ремонтной деятельностью или дополнительными инвестициями?

— Улицы были перекопаны и в прошлом году, но тогда было больше плановых работ инвестиционного характера, в этом году меньше инвестиционных мероприятий, но больше выявленных дефектов. Для разворота системы применялись дополнительные меры по более качественному проведению испытаний, проводили выборочно, локально доходили до каждого участка. Благодаря этому удалось проверить больший объем и выявить дефектов на 14% больше, чем в прошлом году.

Но если смотреть с точки зрения не количества, а продолжительности ремонтных работ, то в этом году долгосрочных проектов, как в прошлом на улицах Фрунзе и Вокзальная магистраль, нет. Понятно, что длительный ремонт может парализовать некоторые важные магистрали, но график по завершению благоустройства определен до 15 октября, и все силы брошены на то, чтобы к зиме все было готово в срок.

Тем не менее давайте будем реалистами, никто не застрахован от того, что дефекты могут возникнуть в любое время года. При этом в 2016 году технологических нарушений было меньше, чем в 2015 году, в том числе и благодаря организованным техническим мероприятиям. Уверен, что в этом году их будет еще меньше, мы прикладываем для этого все силы.

— А как обстоят дела с подключением юридических лиц-должников? И что вы можете посоветовать им в случае возникновения финансовых трудностей при оплате?

— Ситуация не нова. На сегодня у нас 56 неподключенных юридических лиц-должников, при этом с началом отопительного сезона их число снизилась на 1/3. Мы осуществляем подключение после погашения задолженности за ранее потребленную электроэнергию вместе с пеней, при этом всегда есть возможность предоставления рассрочки платежа и определения гарантийных обязательств, которые учитывают выполнение ранее предоставленных гарантий. Каждую ситуацию можно рассматривать в индивидуальном порядке. Скажу так, что если бы мы не настаивали на своей позиции, ситуация бы разрослась в необратимых масштабах. Не буду озвучивать названия компаний и суммы, но задолженности очень большие. Отсутствие этих денежных средств приводит к тому, что нам приходится изыскивать ресурсы из других источников, что в конечном счете отражается на других запланированных мероприятиях. Понятно, что бывают разные ситуации, но тот, кто первым выходит на диалог, неважно, физлицо или юрлицо, всегда выигрывает.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ