Особые материи для Владимира Никонова

Глава управляющей компаний «Технопарк Новосибирского Академгородка» ВЛАДИМИР НИКОНОВ находится в своей должности чуть более восьми месяцев. В интервью «КС» он рассказал, как и кому «пришелся ко двору», почему изменилась стратегия Академпарка и принесет ли деятельность вверенной ему структуры прибыль в этом году.

Напомним, что уход со своего поста предыдущего главы Академпарка Дмитрия Верховода был весьма шумным, а также болезненным для некоторых участников этого процесса. Жаркое обсуждение работы и успешности акционерного общества, подконтрольного правительству Новосибирской области, началось в середине прошлого года, а затем постепенно переросло в межличностные разбирательства, где точку поставил глава региона Владимир Городецкий. Он принял весьма сложное для себя решение — расстаться с прежним руководителем Академпарка Дмитрием Верховодом, а на его место назначил управленца с многолетним стажем в различных государственных структурах Владимира Никонова. К новому руководителю научное и инновационное сообщество отнеслось с пониманием — оно и понятно, ведь Никонов в бытность замгубернатора, а затем министра образования, науки и инновационной политики работал с научными организациями Академгородка, участвовал в решении вопросов создания Технопарка, работал в составе наблюдательного совета. Однако, как заметил сам Владимир Алексеевич, его приход все же многих насторожил, и понадобится время, чтобы завоевать доверие как в Академгородке, так и у других структур, с которыми взаимодействует Технопарк, в том числе на федеральном уровне.

— Владимир Алексеевич, по вашему мнению, резиденты, инвесторы, собственники не разочарованы сменой руководства парка?

— У каждого были разные представления и ожидания моей предстоящей деятельности. Но сразу оговорюсь — я пришел на площадку, работу которой достаточно неплохо знал. Технопарк для меня не чужая структура — ее формированием мне пришлось заниматься много лет. Я прекрасно понимаю, что в своей работе должен учитывать, что Академпарк и вообще весь Академгородок представляют собой довольно тонкие материи, здесь особые отношения между людьми. При этом вверенная мне структура является без преувеличения достоянием Новосибирской области, ее визитной карточкой. А потому одна из главных задач, которая стояла передо мной, — не дать возможности усомниться в этом кому-либо. Общаясь с коллегами из федерального центра и в целом с довольно широким кругом людей, я чувствовал что шумиха вокруг Академпарка сказалась на его имидже. Поэтому нам пришлось довольно активно включиться в работу, чтобы стабилизировать ситуацию. Выстроили взаимодействие с Агентством стратегических инициатив, развернув работу по вовлечению региона в проекты НТИ, в том числе создав «Точку кипения» на территории Технопарка. При этом активизировали контакты с Российской венчурной компанией. Поработали с подразделением Минсвязи РФ, которое курирует работу технопарков. Разумеется, все это время шел диалог с важнейшими структурами в Академгородке: Университетом и академическими институтами. Хочется по-настоящему раскрыть возможности Технопарка, полезные для их деятельности. За это время удалось подписать два соглашения о конкретных совместных шагах.

— Перед назначением вы защищали некую программу по развитию Академпарка перед губернатором и членами правительства региона. Вы не могли бы огласить ее основные моменты и то, что сейчас реализуется?

— Скорее, это была не программа, а ее концепция. При всем желании действовать быстро я считаю, что программные документы требуют детальной проработки, погружения и не пишутся с бухты-барахты. В целом она была одобрена всеми, кто участвовал в обсуждении — правительством, областными депутатами, СО РАН, представителями инновационного бизнеса. Мне кажется, мы нашли консенсус по поводу того, что нужно Академпарку — его нахождение в Академгородке принципиально, но участок в 10 гектаров, который ему был когда-то отведен, полностью исчерпан. Поэтому сейчас самый главный вопрос в том, продолжаем ли мы расширяться, обрастать новыми объектами или нет. Если да, то необходимо решить территориальный вопрос. Насколько я знаю, губернатор дал соответствующее поручение департаменту имущества и земельных отношений. Свои предложения представили и мы. Пока вопрос находится в стадии предстоящего обсуждения с новым руководством СО РАН, которому принадлежит земля вокруг Академпарка. В Академии наук не отвергают целесообразность данного предложения, поэтому, надеюсь, разговор с членами нового президиума будет  продуктивным.

— Помимо земельного вопроса, были еще какие-то принципиально важные моменты в концепции? Многие, например, обвиняли прежнее руководство Академпарка в том, что проект стал сугубо девелоперским, приносящим прибыль от продаж и аренды квадратных метров.

Действительно, предыдущий этап был направлен на создание в Академпарке производственной и деловой инфраструктуры. Управляющая команда была сконцентрирована на вопросах девелопмента, и это вполне логично, ведь проект развивался с ноля. Новый же этап, как мне кажется, состоит в том, чтобы более эффективно наладить механизмы управления процессом выращивания стартапов и роста деятельности компаний, которые способны развиваться дальше. Среди резидентов парка есть компании с большим потенциалом. Один из наших резидентов, например, создал систему управления газовыми скважинами. Команда очень небольшая — около пяти человек. Но они выиграли крупный контракт, а потому в короткие сроки должны кратно увеличить объемы работы. И это уже новый, производственный цикл для компании, где Академпарку следует быть эффективным помощником. Конечно, он уже и сегодня способен своими возможностями и брендом содействоавть росту компаний, но нужно отладить и специальные механизмы. А это существенно подняло бы нашу ценность в глазах резидентов.

Я не спрашиваю, доверяют ли мне или нет. Как человек, проработавший 40 лет в управлении, я понимаю, что такой вопрос — нелепость

Новое осмысление очередных задач приводит к появлению новых людей в управляющей команде. Нам необходимо существенно развить направление по развитию взаимодействия с резидентами в их деятельности. В этом смысле трудно переоценить появление в качестве заместителя Левана Татунашвили. Это человек, хорошо понимаемый как в научной среде, так и среди лидеров инновационного бизнеса.

— Обсуждалась ли обновленная концепция с резидентами Академпарка?

— Я стараюсь регулярно обсуждать с резидентами различные задачи, решения и концепцию в том числе.

— Кстати, из общения с резидентами вы чувствуете, что настороженность к вам как к руководителю исчезла? В начале года инноваторы активно демонстрировали, что опасаются нового управленца и его решений.

— Настороженность бывает всегда и к любому руководителю, при этом каждый решает этот вопрос по-своему. Резиденты немало вложили идей в создание технопарка, а потому постоянно демонстрируют, что готовы сотрудничать, работать дальше. Это я чувствую. Я не спрашиваю, доверяют ли они мне или нет. Как человек, проработавший 40 лет в управлении, я понимаю, что такой вопрос — нелепость. Для меня важно, что мне никто не отказал в диалоге, никто не хлопнул дверью, когда я пришел.

— В начале года резиденты настаивали на том, чтобы им дали возможность принимать участие в управлении работой парка. Этот вопрос как-то поднимался после вашего прихода?

— Вполне понятно желание инвесторов более активно включиться в процесс управления технопарком — ведь большая его часть появилась благодаря частным инвестициям. А развернувшиеся к началу года события взбудоражили тем, что решения принимались в одностороннем порядке, без учета интересов инноваторов. Конечно, они не могут с этим согласиться. Но ситуация ведь несколько изменилась — в состав совета вошли двое представителей инновационного корпуса. А вот расширять ли дальше совет, пока не решено. Всегда ведь нужно исходить из того, есть ли в этом смысл — каждый по-своему понимает слово «технопарк». Для одних это — организованная территория общей площадью 10 гектаров, на которой возведено уже более 100 тысяч квадратных метров объектов. Для других — научное сообщество, часть Академгородка. А для третьих — управляющая компания. Пока непонятно, в управлении какой из этих структур инноваторы хотели бы принять участие. Я вижу, что правильнее создать некий совет по развитию Академгородка, куда вошли бы представители не только инновационного бизнеса, но и власти, депутаты, ученые. Кто должен управлять этим процессом? Не знаю. Уверен, что точно не управляющая компания Академпарка.

— В начале года много говорили о перспективах развития поселка «Горки Академпарка». Идет ли сейчас там строительство и остались ли проблемы с реализацией проекта?

— За девять месяцев этого года нам существенно удалось продвинуться в завершении строительства тех домов, срок ввода которых был значительно сорван. Понятно, что в силу ситуации есть несколько сложных моментов, которые еще предстоит решить. Но мы разработали бизнес-план, где четко прописано, что по завершении проект должен быть прибыльным. Надеюсь, так оно и будет, но говорить более детально о том, какой будет маржа, рано, поселок еще не достроен.

— Насколько я помню, в прошлом году именно продажа земельного участка в «Горках Академпарка» по коммерческой стоимости показала прибыль в целом работы управляющей компании. Еще одного такого участка у парка нет, а прибыль в этом году ожидается?

— Действительно, по итогам прошлого года была зафиксирована прибыль более 100 миллионов рублей благодаря продаже земельного участка на территории Технопарка. Понятно, что у управляющей компании, как у любой структуры, есть расходы, связанные с текущей деятельностью, и доходы от нее. Причем доходы устойчиво перекрывают расходы, создавая тем самым финансовую устойчивость. В этом году мы также движемся в этом направлении, поставив задачу нарастить текущие доходы над расходами в основном за счет сокращения издержек. По итогам года мы постараемся обеспечить превышение текущих доходов Академпарка над расходами на 35%. Эти деньги остаются внутри компании и идут на ее дальнейшее развитие — никто не требует от нас возврата в счет уже когда-то выданных средств на строительство.

— Стоимость квадратного метра в аренде помещений Академпарка будет расти?

— Конечно, «квадрат» будет расти, и резиденты это понимают. Но не только на этом росте мы стараемся заработать. Управляющая компания, например, предлагает услуги в подготовке мероприятий у себя на территории. И компании этим дорожат, как и той уникальной средой, которая сложилась внутри стен Академпарка. Сегодня к нам обращаются вполне состоятельные высокотехнологичные компании, для которых важна возможность находиться в этой среде. Для них размер платы не самое главное, и для Академпарка они интересны как партнеры.

— Решился ли вопрос с приватизацией подземных парковок в одном из корпусов Академпарка, которую областные депутаты решили приостановить на некоторое время?

— В этом вопросе, как мне кажется, произошло недопонимание происходящей ситуации. Хотя на самом деле она была очень простой — когда-то за бюджетные средства были построены парковки, которые являютяся частью зданий Технопарка, но не входили в его имущество. Получается, что содержать их мы не имели права, но построены они ведь были именно для парка. Собственник — региональное правительство — принял решение перевести свое имущество с баланса одной своей организации на баланс другой своей организации. Есть и другие помещения, которые эффективнее использовать, если они находятся под управлением Технопарка. Спасибо депутатам, что в конце концов было принято необходимое решение. Сейчас осуществляются необходимые процедуры.

Спасибо депутатам, что в конце концов было принято необходимое решение

— Еще один неоднозначный вопрос, который активно обсуждался в прошлом году, — продажа помещения компании «Оксиал». Она его все-таки выкупила?

— Объекта выкупа сейчас нет. «Оксиалу» нужно было выкупить помещение для того, чтобы развиваться дальше. На текущий момент компания привлекает деньги инвесторов, которые по понятным причинам интересуются, что есть у нее на балансе. Когда продажа помещения забуксовала, в компании предложили провести его реконструкцию за свой счет. Поэтому о продаже сегодня речи не идет, хотя я думаю, что по завершении реконструкции «Оксиал» может поставить вопрос о выкупе помещения. Подчеркну, что на законных основаниях.

— Насколько часто встречаетесь и консультируетесь с прежним гендиректором парка Дмитрием Верховодом? В одном из предыдущих интервью «КС» вы говорили, что у вас с ним товарищеские отношения.

— Дмитрий никогда не отказывает мне в просьбе встретиться и разъяснить какие-то вещи. За восемь месяцев моей работы таких встреч было много. Очень часто, кстати, поднимались самые непростые вопросы. Другое дело, что чем больше я погружаюсь в этот проект, тем сильнее понимаю нарастающую ответственность за каждый следующий поступок. Поэтому советы, конечно, можно слушать, но решать, что правильно, а что нет, уже мне. И ответственность за дела сегодня на мне.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ