Вместо миллиона алых роз — пионы и ранункулюсы

Ситуация на цветочном рынке Новосибирска в 2016 году оказалась двойственной: с одной стороны, количество цветочных салонов заметно увеличилось, и эта тенденция характерна и для квартала 2017 года, а с другой — спрос на цветы в городе продолжал падать. С чем это связано, разбирался «КС».

Согласно данным Tess Technology, всего на конец I квартала 2017 года в Новосибирске насчитывается 624 цветочных салона — это на 10% больше, чем в 2016 году. В 2015 году салонов насчитывалось 521. Собственно цветочных салонов в 2016 году было только 20 %, остальные 80 % разделили различные киоски, небольшие магазины и службы доставки.

По данным Tess Technology, цветочный бизнес является одним из высококонкурентных рынков, в котором присутствует большая доля рисков нереализации товара в короткий срок, что приведет к его порче и, следовательно, к убыткам. Но зато на этот рынок, по словам эксперта, легко войти, особенно если речь о перепродажах.

«На рынке выживают и активно развиваются только те компании, у которых есть возможность прямых заказов из аукционных домов, а также наработанный пул корпоративных клиентов», — заключают в Tess Technology.

Говоря о расстановке сил среди игроков, стоит отметить, что весомую долю цветочного рынка Новосибирска в 2016 году заняли компании Flo fresh flowers, «БукетОпт», «FloraОпт», «Гринвилль», La-Rose, «Цветы Афродиты», «Сибирская Орхидея», «Сказка флора», сеть цветочных салонов «Амур», «Флорентина» и «Гран-при».

Назвать среди них наиболее эффективные и успешные компании аналитики не берутся. «Выделять кого-то конкретно здесь не представляется с нашей стороны правильным, поскольку игроки работают в нескольких направлениях: могут продавать цветы оптом и при этом также работать на розничном рынке («Гринвилль», «БукетОпт», «FloraОпт»). Другие специализируются на букетах и цветах премиум-сегмента («Сибирская Орхидея», «Цветы Афродиты»)», — отмечают в Tess Technology.

Данные предоставлены Tess Technology, инфографика выполнена компанией «Юнисервис Капитал»
Данные предоставлены Tess Technology, инфографика выполнена компанией «Юнисервис Капитал»

Основными странами-экспортерами продолжают оставаться Голландия, Эквадор, Колумбия и Кения. В целом же спрос на цветочном рынке, по словам его участников, в 2016 году снизился. Так, по мнению директора сети цветочных салонов «Гран-при» Инны Зыряновой, в целом 2016 год был немногим хуже, чем 2015-й, но эта разница небольшая: основной спад произошел в 2014 году. «Объемы продаж, если считать в рублевом эквиваленте, упали несущественно, а вот чистая прибыль снизилась в 2–3 раза», — признает Инна Зырянова.

На снижение спроса указал и директор ТД «Азалия» Даниил Бадыгов. Такую тенденцию он объяснил двумя факторами. Во-первых, сыграло роль повышение курса валют. А импорт цветов на 100 % зависит от этого фактора. Во-вторых, произошло снижение в реальном денежном отношении покупательской способности. То же самое можно сказать и о номинальной доле в бюджете на цветы.

В 2016 году предпочтения в выборе цветов у новосибирцев заметно изменились: увеличился спрос на простое оформление букетов. «Вместо целлофановых и гофрированных упаковок стали использовать пергамент, бумагу, вместо лент — обычную бечевку», — комментируют в Tess Technology. По наблюдениям флориста-декоратора Вероники Ходыревой, проработавшей на цветочном рынке 4,5 года, в 2016 году у новосибирцев увеличился спрос на нежные букеты, а самыми популярными цветами традиционно оставались садовые розы, ранункулюсы, пионы и пионовидные тюльпаны. Такой тренд отметил и Даниил Бадыгов. «Европейские тенденции неизменно меняют потребительский цветочный рынок Новосибирска. В этом году стали популярны пионовидные розы, непосредственно сами пионы, ранункулюсы и гортензии. Продажи данной продукции в среднем увеличились в два раза», — поясняет собеседник «КС».

При этом доля основного ассортимента изменилась незначительно, упав примерно на 5%, отметил он. В свою очередь, по словам Инны Зыряновой, в цветочных салонах «Гран-при» самыми популярными стали классическая роза, хризантема, а также альстромерия, эустома, пион и пионовидная роза. Увеличился спрос на «так называемые «азиатские» или «корейские» букеты.

По наблюдениям Даниила Бадыгова в 2016 году из моды вышли длинные розы, основным поставщиком которых является Эквадор, а также стандартные виды зелени — гипсофила и робелини, на смену которым пришли салал, писташка и эвкалипты. «В среднем рынок Сибири с каждым годом торгует все более короткими цветами: это объясняется не только ценой, но и тем, что букет из коротких роз делать гораздо удобнее», — пояснил он. Кроме того, популярными у покупателей в 2016 году стали цветы в шляпных коробках (как круглых, так и квадратных).

Мнения аналитиков и участников рынка относительно дальнейшего развития рынка цветов Новосибирска разделились, однако сошлись в одном: основная доля выручки будет оставаться в руках нескольких крупных игроков. «В целом рынок цветов в Новосибирске продолжит расти. Будет происходить дальнейшее укрупнение сетевых игроков на рынке. Крупные игроки будут дальше захватывать рынок, выдавливая тем самым мелких», — считают в Tess Technology. По их мнению, общемировые тенденции будут прослеживаться и на рынке Новосибирска. Так, цветы постепенно перестанут восприниматься исключительно как атрибут праздника и будут становиться ежедневным атрибутом оформления и украшения дома. «Такая тенденция будет прослеживаться в течение ближайших пары лет, параллельно с восстановлением экономики и благосостояния населения», — считают в Tess Technology.

Помимо увеличения доли действующих сетевых игроков на рынке, Даниил Бадыгов считает, что будут расти как новые сети, так и существующие. Основное направлением, по его мнению, станет улучшение качества и сервиса продаж, а ценовая конкуренция будет оставаться второстепенным фактором.

«Немаловажным фактором развития цветочного рынка в ближайшее время станут супермаркеты: на текущий момент они прощупывают почву для продажи цветов, со временем, уверен, эти технологии зайдут на рынок», — считает Даниил Бадыгов.

Более пессимистичные прогнозы у Инны Зыряновой: она считает, что покупательская способность населения в ближайшее время не восстановится, поэтому «цветочным салонам нужно потуже затягивать пояса», а через 3–4 года, по ее мнению, на рынке выживет только сильнейший игрок, который станет монополистом.

В целом стоит сказать, что в условиях низкой покупательской способности развитие среднеценового сегмента цветочного ритейла будет происходить замедленно: рынок будет сжиматься за счет его монополизации крупными, зарекомендованными игроками, у которых сложилась определенная база клиентуры, а также имеется возможность закупать цветы в более масштабных объемах. Премиальный сегмент, ценители которого остаются всегда, скорее всего, особенно не пострадает. Новые цветочные салоны, которые появились в Новосибирске в большом количестве, более уязвимы: вероятно, основные тривиальные проекты в скором времени покинут рынок, а наиболее неординарные и смелые, возможно, составят приличную конкуренцию основным игрокам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ