«Истории успехов сибиряков за границей известны лучше, чем в России»

 

Председатель совета директоров группы компаний DI Group, томский предприниматель Дмитрий Стародубцев за последние 7 лет прошел путь от создания аппаратов для чеканки сувенирных монет до производства 3D-ручек и других инновационных продуктов. Относящийся с большим вниманием и отеческой любовью к стартапам и венчурному финансированию,  ДМИТРИЙ СТАРОДУБЦЕВ рассказал в интервью «КС», чего не хватает в Сибири молодым предпринимателям в сфере ИТ, и как формировать культуру инноваций.  

—  Дмитрий, расскажите кратко о вашем пути в бизнесе. С чего все начиналось?   

—  Если вкратце, все началось с обычных предпринимательских инициатив. В 2010 году мы сделали первый проект – компанию «Монетный аттракцион». Рынок сувенирного оборудования в те годы был совершенно не освоен, и мы, по сути, оказались в нем пионерами. Многим людям такое занятие кажется несерьезным, но в итоге мы создали сеть из тысячи партнеров, покупающих у нас оборудование, которое они размещают в туристических регионах. Постепенно с ростом проекта мы расширили ассортимент, начали расти в производственном плане. У нас появились разработчики, которые решали свои задачи, предлагали новые направления – в итоге мы открыли целый ряд новых проектов. Один из самых известных – 3D-ручка, где впервые в мире появилась возможность осуществлять 3D-печать холодными чернилами. С одной стороны, это по большей части игрушка, с другой – она открыла большие перспективы для 3D-печати. Результатом стало развитие строительного 3D-принтера, способного создавать крупные объекты – и все это благодаря ручке, разработанной и созданной в Томске.

—  Чего, на ваш взгляд не хватает в России и Новосибирске молодым предпринимателям в сфере ИТ – и тем, кто может ими стать?

—  На мой взгляд, очень сильно не хватает примеров реальной истории успеха – примеров рядом с ними. Истории Кремниевой долины, «Фейсбука», многих глобальных компаний – об этом все знают, но для многих это что-то далекое и для повторения «на себе» неприменимое. На мой взгляд, в этом и кроется проблема.  Многие люди, в том числе молодые, видят примеры успешно реализовавшихся стартапов, но им кажется, что в России есть некая «специфика», из-за которой подобный успех в нашей стране кажется невозможным. Они уверены в том, что для того, чтобы что-то создать, нужно ехать в Штаты: там проще, там спокойнее, там предпринимателей любят и ценят, там законы другие и инвесторов больше… Другой перекос – есть мнение, что для достижения успеха нужна куча факторов: удача, знания различного профиля, большой стартовый капитал, связи и так далее. И если хоть один пункт пропустить, ничего не выйдет.  На самом деле главный компонент успеха – это осознание того, что делаешь и готовность двигаться вперед. И неважно, является ли основной целью предприятия зарабатывание денег или что-то другое. Есть множество направлений, не связанных напрямую с заработком, но при этом несущих большую пользу обществу и самому предпринимателю.

—  По поводу того, что проект лучше запускать на Западе – есть и противоположная точка зрения: там уже все испробовано и схвачено, а российский рынок молодой и неосвоенный…

—  Согласен, эта точка зрения также верна – возможностей на российском рынке действительно много. Если же взглянуть с другой стороны, то российские предприниматели уже открыты мировому рынку. Следовательно, у нас есть возможность сделать Россию известной не только в роли поставщика ресурсов и вершителя каких-то великих достижений прошлого. Мы можем стать известны и своими технологическими стартапами, технологиями, которые родились в нашей стране, а потом прославились по всему миру – и при этом не потеряли бы своих корней. Есть еще один нюанс: многие из наших соотечественников, перебравшись за рубеж, начинают активно сторониться своего российского происхождения. Многие через это проходили, когда кризис в отношениях вынуждал сделать выбор «с ними или с нами», нас это тоже в какой-то степени затронуло… Но тут главное не заиграться – наша головная штаб-квартира по-прежнему находится в Томске, городе, в котором началась наша история, и где до сих пор сосредоточен наш основной актив – мозги. Мы хотим показать гостям форума, что коммерциализация на мировом рынке для российской компании более чем возможна. Можно это сделать, имея компанию в России и компанию в Сингапуре, объединяя это все воедино. Можно совершенно спокойно оставлять производство в России вместо того, чтобы вывозить его в Юго-Восточную Азию и это в итоге останется чисто экономически выгоднее. Возможность перенести производство у нас была, но мы посчитали – и поняли, что производить в России окажется проще и выгоднее.

—  Сейчас некоторые стартаперы избегают предоставлять свои идеи на общее обозрения и не участвуют в конференциях, потому что боятся, что идею украдут. Насколько, на ваш взгляд, эти опасения оправданы и как можно защитить свою идею от крупных «хищников»?

—  Идеи на самом деле витают в воздухе. Если у человека нет ничего, кроме чистой идеи, у него есть два возможных пути. Первый – рассказать о ней и постараться максимально поучаствовать в ее реализации. Создать – самостоятельно или совместно с кем-то –какой-то полезный продукт и получить результат. Либо дождаться, пока эту идею воплотит в жизнь кто-нибудь другой, а потом обижаться, что его кто-то опередил. Сама по себе идея не столь важна, как ее реализация.

Что касается огромных корпораций, «съедающих» чужие идеи, то сегодня наличие огромных лабораторий с дорогим оборудованием и огромного штата разработчиков не гарантирует сохранение монополии на новых рынках. Новые способы финансирования стартапов изменили и правила выведения на рынок новых продуктов. Теперь разработчик может получить деньги за свой продукт намного раньше, чем он будет произведен и доставлен в каналы продаж. И при этом ему, как уже говорилось, даже не придется покидать собственный город.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ