Директор управляющей компании индустриального технопарка «DEGA-Иркутск»

Дефицит квалифицированных рабочих кадров среднего звена отпугивает иностранных инвесторов

 

Сибирский федеральный округ можно считать одним из самых привлекательных регионов России для бизнеса и инвесторов, как минимум с точки зрения богатства сырьевых ресурсов. Посудите сами: здесь находятся и залежи различных полезных ископаемых, золото, уголь, нефть, газ, и т.д., огромный водный бассейн сибирских рек (Лена, Енисей, Ангара), и чистейшая вода озера Байкал. Но есть и системные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия Сибири. О них и пойдет речь.

Благодаря богатому сырьевому потенциалу региона, в Сибирском федеральном округе сосредоточено большое количество перерабатывающих заводов, гидроэлектростанций, теплоэлектростанций. Одним из технологических флагманов Сибири можно считать «Иркутский авиационный завод (НПК «Иркут»), среди поставщиков которого десятки российских предприятий, в том числе и малого и среднего бизнеса, получающих от своего заказчика импульсы для развития инновационных технологий. Главным проектом завода на многие годы должен стать выпуск среднемагистрального самолета для пассажирских перевозок — МС-21. Совместно с Китаем реализуется стратегический проект «Сила Сибири» — магистральный газопровод, который уже через несколько лет обеспечит поставки газа из Якутии в Приморье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такие отрасли, как машиностроение фармацевтика и нефтегазохимическая промышленность, показывают позитивную динамику в последние нескольку лет. Предприятия крупного, малого и среднего бизнеса функционируют в рамках соответствующих кластеров, и благодаря, с одной стороны, естественным физико-географическим преимуществам, а с другой стороны, существующим мерам поддержки, в том числе на региональном уровне, вносят существенный вклад в ВВП региона.

Но есть и системные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия Сибири.

Пожалуй, первейшая из них — старение квалифицированных кадров среднего звена и отсутствие достойной замены на сегодняшний день. Сейчас уровень среднего профессионального образования переживает кризис, и до сих пор нет понимания, планируется ли решать эту проблему системно, на государственном уровне. В этом смысле, одним из позитивных моментов стал проводимый на межрегиональном уровне чемпионат рабочих профессии WorldSkills.

По опыту общения с коллегами могу сказать, что средний возраст токарей, слесарей, механиков, электриков составляет 45–50 лет. Молодежь, особенно в малых городах, не готова замещать данные рабочие профессии, перебирается в областные, региональные центры. В связи с этим в подавляющем большинстве небольших городов, в том числе с градообразующими промышленными предприятиями, уже сегодня ощущается дефицит рабочей силы.

Понятно, что в столицах регионов дело обстоит несколько лучше. Так, например, в Иркутске и пригородах проживает свыше миллиона человек, более половины — это трудоспособное население. При этом Иркутск имеет неофициальный статус студенческого города, поэтому подготовка специалистов здесь идет активно. Иркутский национальный исследовательский технический университет готовит специалистов по многим рабочим техническим специальностям. И если крупные предприятия стараются решать проблему путем создания собственных центров по подготовке кадров, как например Иркутский авиазавод, то как действовать в сложившихся обстоятельствах малому и среднему бизнесу не вполне понятно.

Свежий пример: команда успешного иркутского стартапа Apis-Cor, компании-разработчика уникального мобильного строительного 3D-принтера, который печатает дом целиком на месте строительства, в 2016 году была вынуждена переехать в Москву. Одной из главных причин этого переезда стала нехватка ценных инженерных кадров, квалифицированных специалистов.

Из первой проблемы вполне логично вытекает вторая — трудности в привлечении частных инвестиций. Обеспеченность региона кадровыми ресурсами для потенциального инвестора — один из аргументов в пользу выбора территории под размещение нового предприятия или масштабирования уже существующего. Безусловно, важны и сырье, и рынки сбыта и транспортная инфраструктура, однако инвестор, оценив эти критерии, задается вопросом:  а кто будет работать на предприятии? И если ответ не ясен, он вынужден рассматривать другие варианты. Особенно в этом смысле щепетильны представители иностранного бизнеса, привыкшие продумывать все до мелочей и переставшие довольствоваться предложениями дешевой земли, доступного сырья и недорогих энергоресурсов.

При этом стоит отметить, что образовательный и научный потенциал Сибири чрезвычайно высок. Речь идет о научных центрах Новосибрска, Томска, Иркутска, Красноярска, на базе которых ведется научно-исследовательская работа, продукты которой впоследствии коммерциализируются, внедряются в промпроизводство.

Предприятиям, в основном,  не хватает специалистов именно среднего звена, а инвесторы, не видя особых перспектив решения этой проблемы, не спешат вкладываться в проекты на территории региона.

Что касается транспортной инфраструктуры, то и здесь не все так гладко, как хотелось бы. К примеру, тот же Иркутск, находящийся на стыке Азии и Европы, чрезвычайно выгодно расположен по отношению к центральным регионам и азиатским странам: в Москву из Иркутска лететь 6 часов, в Южную Корею — 4, в Гонконг — 5 часов, а до Пекина всего 2, 5.  Однако, аэропорт Иркутска не отражает потребность и потенциал региона, не способствует его развитию. То же самое можно сказать и о развитости автомагистралей.

Конечно, Сибирь — это огромное неоднородное пространство и говорить о регионе в целом в плане предпринимательской активности и развития промышленности можно лишь допуская существенную погрешность.

Несмотря на все сложности регионального характера и общие для страны экономические проблемы, сибирские предприятия добиваются существенных успехов в своих отраслях.  Например, «Иркутская нефтяная компания» показала один из самых больших приростов капитализации и выручки за последние 2—3 года.

Сибирь способна производить высокотехнологичный продукт, который  соответствует мировым стандартам, курс на импортозамещение и экспорториентированность, взятый государством несколько лет назад, верный и посильный для отечественной промышленности. Чтобы двигаться вперед, необходимо приложить усилия для решения инфраструктурных проблем.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ