Итальянский кинематограф любят во всем мире, и во многом это заслуга международного фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E. Центр культуры и отдыха «Победа» с 18 по 23 апреля уже в девятый раз проводит фестиваль, в программу которого вошли лучшие фильмы современных итальянских режиссеров. Среди них пять художественных картин и две документальные.
New Italian Cinema Events (именно так расшифровывается название этого фестиваля, придуманного для популяризации итальянского кинематографа во всем мире) — это полнометражные фильмы современных итальянских авторов, чья карьера еще только берет разбег. Вместе с тем это действительно талантливые, яркие фильмы, часто смелые и новаторские по форме и содержанию. Многие известные во всем мире режиссеры и актеры в свое время начинали как участники N.I.C.E.: это и Паоло Соррентино, и Маттео Гарроне, и Паоло Вирдзи, и многие другие. Фестиваль уже более четверти века с успехом проходит во многих странах мира и с каждым годом получает все большее признание у российских зрителей. В этом году он проходит уже в 15 городах, в том числе в девятый раз — в Новосибирске. Директор фестиваля Вивиана Дель Бьянко уверена, что «ключ к успеху — в особом характере фестиваля, благодаря которому в разных странах узнают о творчестве не только известных мастеров, но и начинающих актеров и режиссеров, получают бесценную возможность познакомиться с новыми художественными и культурными веяниями в мире кино».
В этом году для Новосибирска отобрано семь непохожих друг на друга фильмов, снятых итальянскими режиссерами за последние два года. Каждый из них — оригинальное художественное высказывание, что подтверждается наградами престижных европейских кинофестивалей. Фильмом открытия станет яркая, взрывная лента Паоло Вирдзи «Как чокнутые» — эта трагикомическая история завоевала множество фестивальных наград, включая престижную премию «Давид ди Донателло».
«Невидимый игрок» Стефано Альпини — красивая детективная драма, основанная на одноименном романе Джузеппе Понтиджа. Ее герой, профессор сравнительного литературоведения Пизанского университета, распутывает сложную любовно-академическую интригу с непредсказуемым финалом. Режиссер Стефано Альпини и сам когда-то окончил факультет политологии этого старейшего университета и снял для него ряд научно-популярных и фильмов, снимал и продюсировал документальное кино, в том числе является автором фильма об Анне Политковской «211: Анна». Его «Невидимый игрок» снят с глубоким уважением к классической итальянской культуре: тонкие диалоги, великолепные интерьеры и виды города, сильная литературная основа и, конечно же, красивые чувства — о чем бы ни снимали кино итальянцы, они всегда говорят о любви.
В программе также представлены экспериментальные фильмы, меняющие привычные представления о жанрах итальянского кинематографа. Фильм «Меня зовут Джиг Робот» Габриэле Майнетти — фаворит фестивальных жюри и кассовый хит — стал оригинальным экспериментом на стыке супергеройского боевика и тарантиноподобной черной комедии. Герой фильма — мелкий воришка, который после купания в радиоактивных отходах приобретает сверхспособности, влюбляется в красотку не от мира сего, влипает в крупные неприятности и, видимо, все-таки будет вынужден заняться спасением мира… За всей этой ироничной постмодернистской игрой с жанрами, стилями и клише популярной культуры скрывается тонкий лиризм и внимание к острым социальным проблемам. Обязательно к просмотру для тех, кто ценит творческие эксперименты выше застывших форм.
Драма Маттео Ровере «Быстрая, как ветер» полна острых чувств, крутых виражей и рева моторов. Юная Джулия и ее вновь обретенный непутевый 40-летний брат должны выйти на трек и победить любой ценой. За свою карьеру Маттео Ровере успел снять множество короткометражек, среди которых получившая многочисленные премии «Homo Homini Lupus». В полнометражном игровом кино Ровере дебютировал «Игрой для девочек», за которой последовали «Промах» и «Быстрая как ветер». Он также известен как продюсер — похоже, тенденция к совмещению кинематографических специальностей набирает обороты, и новое слово «фильммейкер», обозначающее универсального специалиста по созданию кино, станет все более актуальным.
Еще один художественный фильм фестивальной программы — «Синдром Антонио», снятый режиссером Клаудио Росси Массими по собственному роману. Фильм окрашен светлой ностальгией о неповторимой атмосфере 70-х с их волнующей музыкой, духом свободы и странствий. Клаудио Росси Массими — режиссер вполне зрелого возраста, он родился в Риме в 1959 году. У него богатый опыт писателя, ведущего на телевидении и радио, автора документальных, учебных и развлекательных фильмов для крупного телеканала RAI. Особенно хорошо ему всегда удавались фильмы о культуре и путешествиях. «Синдром Антонио» стал первой полнометражной художественной картиной, в которую автор вложил весь свой опыт и светлые воспоминания о юности. Его герой — юный любитель философии, отправившийся в Афины на поиски платоновской пещеры, а вместо нее нашедший прекрасную и остроумную Марию…
Поклонники итальянской культуры и искусства наверняка обратят внимание на два документальных фильма. Документально-художественный фильм «Сегантини, возвращение к природе» рассказывает о судьбе и творчестве выдающегося итальянского художника-символиста второй половины XIX века Джованни Сегантини. Филиппо Тими, исполняющий роль художника в игровых частях картины, своей проникновенной игрой подчеркивает драматизм подлинных событий из жизни художника и его писем. Режиссер Франческо Фей пригласил стать участником фильма внучку художника Джоконду Сегантини, а также авторитетных историков и искусствоведов. Франческо Фей начинал свою режиссерскую карьеру с музыкальных клипов крупнейших итальянских музыкантов, полную полнометражную картину снял в 2004 году, много и продуктивно работал в документалистике. Фильм о Сегантини получился одновременно познавательным и эмоциональным. Репродукции пульсирующих светом полотен сменяются ожившими эпизодами из жизни художника, величественные альпийские виды — рассуждениями экспертов.
Особое место в фильме занимают воспоминания внучки Джоконды Сегантини и историко-искусствоведческие пояснения крупнейшего специалиста по его творчеству Энни-Поль Кинсак, а также Франко Маррокко, директора Академии Брера, и Романо Туррини, историка Арко.
Вторая документальная лента «Франка: хаос и творчество» — кинематографический портрет легендарной Франки Соццани, в течение 28 лет возглавлявшей Vogue Italia и сделавшей журнал настоящим трендсеттером в мире моды и современного искусства. Именно она впервые впустила в глянец актуальную социальную повестку — от экологических бедствий и домашнего насилия до пластической хирургии и расового неравенства — и сумела создать новый тип журналистики, утвердила новые стандарты красоты. Режиссер и фотограф Франческо Кароццини снял фильм о своей матери с особой любовью, дополнив личные воспоминания комментариями Карла Лагерфельда, Брюса Вебера, База Лурмана, Марины Абрамович, Паоло Роверси, Наоми Кэмпбелл, Кортни Лав и других.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами. Гостем фестиваля N.I.C.E. в Новосибирске станет исполнительный директор фестиваля Альберто Ди Мауро, который примет участие в торжественном открытии фестиваля. Мероприятие проходит при поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского Института культуры в Москве.