Бизнес, «цифра» и смартфон – три кита рынка мобильной связи

В ближайшие годы все операторы мобильной связи вероятнее всего могут сменить свои бизнес-модели. Причина вполне простая: рынок сотовой связи насыщен — показатель проникновения в Сибири составляет около 200%, — но расти все-таки как-то надо. С одной стороны, доходы потребителя упали и он не желает лишних трат, с другой – они упали и у поставщика услуг, который ищет возможности заработать еще. Вот такие дилеммы встали перед четырьмя операторами сотовой связи в 2016 году. О том, как они их разрешили, какие выводы сделали и что планируют делать дальше, разобрался «КС».

Оценим каждого…

В этот раз аналитические агентства J`Son Partners Consulting и TMT Consulting не смогли предоставить «КС» данные по долям рынка, занимаемым операторами сотовой связи в Сибири. Поэтому при анализе ситуации мы вынужденно опирались на информацию самих участников рынка. Все без исключения операторы достаточно позитивно высказались об итогах 2016 года.

«Результаты работы компании по итогам 2016 года мы оцениваем положительно, — говорит директор Новосибирского филиала МТС Александр Соловенчук. — МТС удерживает первое место (по показателю абонентской базы. — «КС») в Новосибирской области и по Сибири в целом, сохранив доли рынка на уровне прошлого года». По его словам, объем передачи данных в сибирской сети МТС вырос за год на 30%, мобильным Интернетом пользуются более 60% абонентов оператора в Сибири, а трафик в сети LTE (4G) за год увеличился в 1,7 раза.

В свою очередь для Tele2 в Новосибирске 2016 год стал годом скоростного мобильного Интернета. В 2016 году Tele2 завершила модернизацию сети 3G в Новосибирской области, увеличив ее емкость и расширив покрытие. «Сейчас в зоне покрытия сети 3G проживает около 85% населения региона. Средняя скорость загрузки данных в сети 3G в результате модернизации выросла на 38%. При этом среднесуточный объем потребляемого абонентами интернет-трафика увеличился почти втрое», — рассказывает директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Дмитрий Кромский. По его словам, на рост трафика оказали влияние запуск предложений с нетарифицируемым трафиком, а также увеличение проникновения смартфонов.

О позитивных результатах отчитался и «ВымпелКом». «В Новосибирске мы увеличили рыночную долю по абонентской базе и приросли по доле выручки. В масштабе Сибири наша доля по числу зарегистрированных SIM-карт снизилась, однако доля в выручке выросла», — так оценивает ушедший год региональный директор региона Восток ПАО «ВымпелКом» Владимир Шилин. По его словам, 2016 год принес изменения в расстановку операторов по доле выручки в Новосибирске. «В прошлом году прошла трансформация организационной структуры компании, мы перешли на двухуровневую модель управления: штаб-квартира — регион. Это упростило принятие решений и увеличило скорость реакции на изменения на рынке. Трансформация положительно повлияла на финансовые итоги 2016 года. Мы выросли в сервисной выручке в мобильном сегменте по сравнению с 2015 годом. Фактически снизив затраты, мы смогли увеличить доходы», — резюмирует собеседник «КС».

О росте выручки говорят и в «МегаФоне». По словам коммерческого директора Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Владимира Скурихина, по итогам 2016 года выручка «МегаФона» в Сибири выросла на 4%. «С одной стороны, этому способствовал наш акцент на так называемых «цифровых» абонентов, для которых важны услуги передачи данных. Рост потребления услуг мобильного Интернета продолжается. Дальнейший рост проникновения смартфонов неизбежно приведет к росту трафика в сетях 4G, поэтому мы не намерены сокращать развитие этой сети», — расставляет приоритеты Владимир Скурихин.

И все же, несмотря на то что каждый из участников рынка сотовой связи отчитался о хороших результатах по своему профилю, общая картина в 2016 году, справедливости ради, оказалась отнюдь не такой воодушевляющей.

…и всех сразу

Текущее состояние рынка телекома, по мнению экспертов, можно выразить одним словом — стагнация. После того как операторы «большой тройки» опубликовали финансовую отчетность за 2016 год, эксперты впервые за всю историю России констатировали отрицательный рост рынка. «К примеру, в 2014 году рынок по стране в целом прибавил около 30 млрд, или 4%, в 2015-м — только 0,2%, а по итогам 2016 года «сжался» на 1,1%, — рассказывает Владимир Скурихин. — Однако это не только российская специфика — европейский рынок телекома показывает отрицательную динамику уже на протяжении двух последних лет, еще с 2015 года. И в США с насыщением рынка операторы также столкнулись в 2016 году».

«Усиление конкуренции, падение доходов — эти тренды характерны для всех регионов, и Сибирь не стала здесь исключением, — комментирует аналитик сотовой связи аналитического агентства IKSconsulting Максим Савватин. — Рынок перенасыщен, а новые драйверы роста, про которые сейчас много говорят, на текущий момент не могут компенсировать потерю выручки от базовых услуг».

Впрочем, по мнению участников рынка, телеком-сегмент и Сибири, и Новосибирска в частности — это отражение всей отрасли мобильной связи России в целом. «В 2016 году мы столкнулись с уже очевидным и неоспоримым фактом насыщения рынка связи, на котором больше не осталось свободных абонентов. Проникновение услуг мобильной связи превышает 200%, и все, кто хотел, уже имеют SIM-карту, а то и две-три, это может быть дополнительная SIM-карта для модема или планшета. Возможности для экстенсивного роста в массовом сегменте закончились — можно сколько угодно продавать новые SIM-карты, но это уже не увеличит существенным образом вашу выручку», — продолжает Владимир Скурихин.

Перенасыщение B2С-направления заставило операторов в 2016 году обращать все больше внимания на корпоративный сегмент. «В B2B-направлении проникновение услуг тоже велико, но не настолько, как в B2C, это направление может стать точкой роста, в первую очередь за счет малого и среднего бизнеса», — поясняет Максим Савватин. Эту точку зрения разделяют и операторы. «Сегодня бизнес движется в сторону «цифровизации», или «диджитализации». «Диджитализация» означает расширение количества сервисов на основе передачи данных, которые оператор предоставляет клиентам, — говорит Александр Соловенчук. — И малый бизнес, и крупные предприятия должны быстро адаптироваться к изменению рыночных условий и эффективно использовать ресурсы и возможности интернет-технологий, чтобы активно развиваться и быть конкурентоспособными. В связи с этим все операторы реструктурируют свои предложения в пользу пакетных, где основной услугой уже выступает передача данных». По оценке Владимира Скурихина, именно B2B-сегмент Сибирского филиала «МегаФона» показал в 2016 году самый высокий рост — 25% в денежном исчислении.

Основными драйверами роста в корпоративном сегменте, по оценкам операторов, стали передача данных, дополнительные услуги (VAS), в частности, виртуальная АТС, M2M и Big Data.

Точки роста

«В 2017-м и последующих годах все операторы будут принципиально менять свои бизнес-модели, в основу которых ляжет работа с собственной абонентской базой: ее лояльность, удержание и развитие», — утверждает Владимир Скурихин. Какие же можно выделить точки роста в массовом сегменте, где распространяться «вширь» уже попросту некуда?

Первой и основной точкой, по мнению участников рынка, является «смартизация». Дополнительные услуги на текущий момент не приносят таких же прибылей, как и основные, потому что ими пользуются не все. И не оттого, что не хотят — просто не имеют возможности.

Какая часть SIM-карт на сегодня используется в смартфонах и планшетах? Tele2 констатировала рост доли «умных» устройств в сети на 8 процентных пунктов и ее приближение к отметке в 50%. «МегаФон» отметил тот факт, что число смартфонов в сети в 2016 году превысило число обычных телефонов — 52% против 48%. Но самые высокие цифры представили МТС: проникновение смартфонов с поддержкой 3G в своей сети они оценили в 63%, а проникновение LTE-смартфонов — в 30%.

Что дают эти цифры? Они предоставляют возможность качественного роста выручки с уже существующего абонента. «Владелец смартфона потребляет не только голос и SMS, но и мобильный Интернет, таким образом, его ARPU (средний доход на абонента. — «КС») становится выше, — констатирует Владимир Скурихин. — Тот факт, что у нас еще почти половина пользователей не перешла на «умные» устройства, означает хороший потенциал для внутреннего роста».

Вторым направлением может стать выход на смежные рынки, в первую очередь банковских и транзакционных услуг. В 2016-м — начале 2017 года операторы сотовой связи сделали определенные шаги в этом направлении и намерены двигаться дальше. А дальнейшее стимулирование потребителей со стороны Центробанка и ключевых банков страны снижать долю расчетов с использованием бумажных денег и перевод платежей в кибер- и безналичную плоскость, по оценке Владимира Скурихина, будет также означать расширение потенциала этого рынка и для ОСС как операторов квазифинансовых услуг.

Третья точка — конвергенция услуг, куда входит не только объединение услуг мобильной и фиксированной связи, но и предоставление сервисов (в частности, OTT), которыми можно пользоваться вне сети самого оператора. «В будущем новые услуги будут распространяться все шире, а одним из ключевых драйверов в потребительском сегменте могут стать как раз видеосервисы, — говорит Максим Савватин. — И развиваться будут как собственные сервисы операторов, вроде того же «МегаФон.ТВ», так и партнерские модели, и тем, и другим есть куда расти».

Четвертое направление — IoT, он же «Интернет вещей», который просто нельзя не упомянуть. Владимир Скурихин оценивает это направление как частичный возврат к экстенсивному пути развития, где основную роль играла продажа новых SIM-карт, по его мнению, этот сегмент активно начнет развиваться через 3–4 года. «Сегодня прототипом IoT выступают M2M-решения в бизнес-среде, вроде GPS-датчиков на коммерческом транспорте, приборах учета тепла и прочего, скоро мы увидим его востребованность и для частных абонентов, — продолжает Владимир Скурихин. — В первую очередь это различные гаджеты с низким энергопотреблением, ориентированные на спорт, фитнес, медицину, безопасность, охранные системы и т. д. Это означает, что в каждом домохозяйстве появятся одно-два дополнительных устройства, где будет нужна SIM-карта».

Что будет с ценами

Чего точно не стоит ожидать в 2017 году, так это снижения цен на услуги. По оценке Максима Савватина, если они и изменятся, то только в одном направлении. «Высокий уровень конкуренции не дает возможности просто взять и поднять цену, но с другой стороны, все участники рынка уже подошли к той грани, дальше которой снижать цены просто бессмысленно, — комментирует он. — У нас в стране тарифы на сотовую связь и так уже были одними из самых низких — в Европе и тем более в США они намного выше».

Как это будет происходить? По мнению Максима Савватина, вместо прямого подорожания, вероятнее всего, операторы будут корректировать пакеты (пакетная модель тарифов сейчас является базовой у всех), переводить «акционные» пакеты в архив и заменять их новыми аналогичными предложениями, но уже дороже. «В последнем квартале 2016 года такое было у всех операторов. В частности, убрали безлимитный Интернет, который, по сути, был временной акцией», — поясняет Максим Савватин.

Событие года, продукт года и планы на будущее

Для Сибирского филиала «ВымпелКома» ключевым событием 2016 года стала реорганизация работы и структуры самого предприятия. Помимо двухуровневой модели, оператор запустил несколько смежных проектов, в частности, BeeFree. «Его основная цель — увеличить эффективность работы сотрудников и успешно конкурировать за молодых специалистов, которым важен результат работы, а не место, где они его достигают, — комментирует Владимир Шилин. — В итоге этот проект внес свой вклад в рост наших финансовых показателей». Что касается новинок, то продуктом года с точки зрения «Билайна» стало «Мобильное предприятие», адресованное малому и среднему бизнесу.

В Tele2 назвали событием года запуск ряда крупных MVNO-проектов. «Виртуальные операторы — черта зрелого рынка, который перестал активно расти и вышел на новый виток конкурентной борьбы, — говорит Дмитрий Кромский. — У самых разных брендов накопилась огромная лояльная аудитория, которая готова взаимодействовать с профильными игроками телеком-рынка. Если говорить о проектах с участием Tele2, то следует отметить MVNO-проекты с «Ростелекомом», Сбербанком и Тинькофф-банком. Однако, несмотря на значимость этих событий для рынка, глобально на расстановку сил они не повлияли». «Проектом года» для Tele2 стала услуга «Перенос остатков», запущенная в январе 2017 года. По данным самого оператора, после запуска этой услуги Сибирский филиал Tele2 отметил всплеск числа переходов по MNP (услуга переноса номера) в свою сеть, что может свидетельствовать о том, что продукт для потребителя интересен.

Владимир Скурихин отметил, что 2016 год в «МегаФоне» запомнился, помимо всего прочего, запуском конвергентного продукта с «ЭР-Телекомом»: «Мы не стали покупать локальные активы в сфере ШПД (широкополосного доступа в Интернет. — «КС»), а предпочли выстраивать партнерские отношения с ключевым игроком в своем сегменте. В условиях насыщенного рынка наличие конвергенции способствует не столько увеличению выручки, сколько сохранению лояльности действующих клиентов. Как показывает практика, абонент, покупающий в одном пакете мобильную связь, Интернет и ТВ, на 50% реже склонен менять оператора».

В свою очередь для МТС ключевым направлением развития в 2017 году стал дальнейший рост пользователей услуг мобильного Интернета. «Еще одно направление, которое мы продолжим активно развивать, — системная интеграция. Внедрение продуктов системной интеграции позволит нам развивать рынок комплексных бизнес-решений, где к телеком-услугам будем предлагать ИТ-сервисы», — подводит итог Александр Соловенчук. МТС диверсифицирует свой бизнес и трансформирует его от типовых решений к комплексным продуктам с возможностью их кастомизации под запросы клиентов. «Важно предложить корпоративным клиентам решения «под ключ», работу в «одно окно», когда все вопросы клиент может решить с одним подрядчиком, оплатить все услуги комплексно. Обладая экспертизой по всему комплексу важных направлений — мобильные, фиксированные, спутниковые, финансовые и IT-сервисы, а также ритейл, — можно развиваться как мультисервисный оператор с наиболее выгодными предложениями», — поясняет собеседник «КС».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ