MICE в режиме экономии

По наблюдениям участников рынка MICE-туризма, за последние два года многие компании, в том числе новосибирские, пересмотрели политику бизнес-поездок и оптимизировали эту статью расходов. Так, экономить стали в среднем от 30% до 50% компаний, предпочитая выездные семинары вебинарам и отправляя вместо групп одного или двух сотрудников. Насколько изменилась география сибирского MICE-туризма за 2016 год и как валютные скачки отразились на предпочтениях в бронировании бизнес-путешествий, выяснял «КС». 

MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. 

География бизнес-туристов расширяется

По оценкам ГК «Аэроклуб», занимающейся организацией деловых туров, спрос на авиаперевозки в сфере MICE-туризма по итогам 2016 года в России вырос на 14%. Топ направлений среди всех представителей отраслей формируют Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Среди международных направлений пальму первенства в федеральном масштабе удерживают Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Минск.

«Что касается Новосибирска, география фактически не меняется: у сибиряков с целью деловых визитов популярны Италия, Швейцария, Испания. Отдельные группы предпочитают более экзотические направления, например, выезжают в Японию, осваивают морские круизы», — рассказывает директор филиала компании «Карлсон туризм» в Новосибирске Михаил Зайцев.

Директор компаний «Сиеста» и «Сибирская Сиеста» Сергей Михайлов добавляет к ним Германию — популярностью у сибиряков пользуются Дюссельдорф и Кельн. Из внутренних направлений в топе Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Симферополь, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Владивосток.

Новосибирск в свою очередь чаще всего также посещают бизнесмены из Москвы и Санкт-Петербурга. «Безусловно, самые частые бизнес-гости — москвичи и петербуржцы. Традиционно сильные деловые связи у города с Казахстаном, Южной Кореей, Китаем. Однако с каждым годом география MICE-туризма расширяется, и появляются новые страны — такие, как, например, Испания», — добавляет директор по продажам и маркетингу Novosibirsk Marriott Hotel Луиза Рахматуллина.

По словам Сергея Михайлова, в последнее время в Новосибирске проходит достаточно много различных тренингов — как по теме бизнеса, так и в сфере личностного роста. Эта тенденция характерна для различных сегментов бизнеса и продолжает набирать обороты по посещаемости. «И Новосибирск действительно становится местом встреч для подобной категории бизнес-путешественников», — считает эксперт.

Генеральный управляющий отеля Domina Novosibirsk Лиана Арутюнян добавляет, что в этом году увеличилось число гостей в праздничные дни: «В основном это жители сибирского региона, отдыхающие семьями. Мы связываем это с развитием инфраструктуры для семейного отдыха в городе. Популярностью пользуются недавно открывшиеся дельфинарий и аквапарк».

По наблюдениям Арутюнян, пик спроса на конференц-залы в Domina Novosibirsk приходится на вторник, среду и четверг. «Как правило, это деловые мероприятия, участники которых часто проживают в отеле. В понедельник и пятницу в отеле проходят семинары и конференции для новосибирцев. Выходные пользуются спросом для семейных торжеств и светских мероприятий», — добавляет Лиана Арутюнян.

Среди наиболее популярных площадок в Новосибирске специалисты выделяют международный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр», отели Marriott, Domina, Hilton и «Маринс Парк Отель Новосибирск» (ранее — «Конгресс Отель Новосибирск»), в Академгородке — Технопарк и НГУ.

На площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр», в частности, за 2016 год прошло порядка 140 мероприятий, что на 5% больше, чем в 2015 году. Комплекс посетило более 500 тыс. человек. Наиболее значимыми и крупными мероприятиями в пресс-службе Экспоцентра называют международную выставку сельскохозяйственной техники «АгроСиб», XI научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы флебологии», форум «Технопром» и выставку «ЖКХ–2016».

«Новосибирск был и остается деловым городом, поэтому на бизнес-активность влияют сезоны отпусков, — говорит Луиза Рахматуллина. — Январь, июль и август традиционно менее привлекательны для MICE-туризма. Весной и осенью же высокая бизнес-активность приводит к тому, что в дни проведения в городе сразу нескольких крупных мероприятий гости не могут найти себе номер в центре города в связи со 100%-ной загрузкой отелей».

К слову, самым дорогим отелем в России по итогам 2016 года стал отель «Астория» в Санкт-Петербурге. Средний чек за одну ночь пребывания в нем составил 54 тыс. рублей. Стоимость проживания в целом по России в гостиницах и отелях за 2016 год выросла на 7% и достигла 4300 рублей. По прогнозам экспертов, рост цен в 2017 году в среднем составит от 5% до 10%, при этом наиболее существенные повышения коснутся отелей категории «пять звезд». В сетевых гостиницах среднего сегмента (3–4 звезды) повышение цен в среднем составит 5–7%.

Драйверы роста — ритейл и ИТ

В исследовании «Аэроклуба» отмечается, что наибольшее падение спроса на авиаперелеты зафиксировано среди российских компаний, занимающихся реализацией предметов роскоши, — на 32%. В противовес им растут ритейл и сектор ИТ. «Увеличение спроса на перелеты бизнес-классом компаний, работающих в сфере информатизации и связи, по итогам 2016 года составило 69%, — отмечают аналитики «Аэроклуба». — Классом комфорт — в сегменте медиа и развлечений (20%) и FMCG (18%)».

По наблюдениям Сергея Михайлова, помимо ритейла и ИТ, непосредственно в Новосибирске активизировались представители пищевой промышленности, в частности, в сегменте производства и переработки молока — запросы на организацию бизнес-поездок с их стороны значительно возросли.

«Тем не менее мы отмечаем, что клиенты стали экономить. К примеру, если есть возможность заочного посещения мероприятия, допустим, по вебинару, ее активно используют. Это исключает затраты на отели и билеты, — продолжает Михайлов. — Кроме этого, если ранее зачастую сотрудников отправляли группами, то сейчас сокращают количество представителей до 1–2 человек, чтобы минимизировать издержки».

В целом, по оценкам эксперта, «экономную позицию» заняли порядка 30–50% клиентов, впрочем, взвешенно к процессу командировок стали подходить практически все компании.

Довольно наглядно тенденцию к экономии отражает возрастающий спрос на железнодорожные билеты. В целом по России, по информации «Аэроклуба», спрос на них вырос на 10% (в 2015 году — только на 5%). При этом спрос на билеты в вагонах класса люкс с 2014 года сократился вдвое. На билеты с сидячими местами, согласно общероссийской статистике, сейчас приходится 45% продаж в сегменте MICE, 43% — на билеты в купе, 6% — билеты в вагоны класса люкс, 5% — плацкарт. Чаще всего, по оценкам аналитиков, поездами пользуются сотрудники фармацевтических компаний.

Спрос по итогам года на железнодорожные билеты сократился лишь среди представителей автомобильной сферы — падение составило 35%.

По мнению Сергея Михайлова, в 2017 году продолжится характерная для новосибирского рынка MICE-туризма тенденция роста групп из Китая. «Китайцы приезжают группами по 10–15 человек с целью поиска перспективных направлений для инвестирования. Как правило, их интересуют земельные участки, недвижимость и в целом бизнес, в который можно вложиться. Интерес проявляют, в частности, к сельскому хозяйству», — говорит Михайлов.

Говоря о рынке MICE-туризма в целом, Луиза Рахматуллина подчеркивает, что данный сектор бизнеса, как и гостиничный рынок в Новосибирске, за последние годы стабилизировался и научился работать в существующих экономических реалиях: «В то же время туристы, приезжающие с целью досуга, полюбили такие относительно новые для города точки притяжения, как LUKSE, дельфинарий, аквапарк «Аквамир» и обновленный репертуар НОВАТа».

Михаил Зайцев заключает, что с началом 2017 года начался стабильный небольшой рост корпоративных заказов, который, вероятно, продолжится, однако не стоит забывать, что этот рынок гораздо более зависим от политико-экономической ситуации в стране, чем классический туризм.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Аналитик ГК «ФИНАМ» Борис Зварич:

— В рамках 2016 года, на наш взгляд, объем рынка MICE-туризма практически не изменился. С одной стороны, компании снижают бюджеты на подобные мероприятия, на фоне сложной экономической ситуации, с другой стороны количество мероприятий растет. В результате, после снижения в 2015 году, можно говорить о некоторой стабилизации рынка и появлении «зеленых ростков».

При этом, изменяется география. Сейчас компании предпочитают Россию и страны СНГ для проведения подобных мероприятий, а страны дальнего зарубежья стали менее популярны, что логично и обосновано существенным ослаблением рубля в последние годы. Если же говорить о направлениях внутри страны, то верхние строчки по популярности удерживают Алтай, Владивосток и Казань.

Стоит отметить, что мы ожидаем роста рынка MICE-туризма в 2017 году. Улучшение экономической ситуации  позволит компаниям увеличить свои бюджеты. Также продолжит расти количество мероприятий. В результате, по итогам 2017 года мы ожидаем рост рынка порядка 10 – 15%.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ