Cisco Connect-2017: дилеммы «цифровизации»

4-5 апреля в Москве прошла 17-ая ежегодная конференция Cisco Connect, одно из крупнейших российских мероприятий в сфере инфотелекоммуникаций. В этом году ее посетило свыше 3000 человек.   По мнению вице-президента Cisco по России и СНГ Джонатана Спарроу, это может служить сигналом о возвращении российского рынка к более здоровому состоянию.  Что скрывалось за рамками 10 технологических потоков, более 100 докладов и 8 демонстрационных зон  — в материале «КС».

Отношение к безопасности

Одним из самых обсуждаемых событий конференции стало выступление профессора Майкла Уэйда,  профессора бизнес-школы IMD, руководителя R&D-центра, созданного под эгидой компании Cisco в Швейцарии.  Он отчитался о проделанной за 2 года большой исследовательской работе по вопросам цифровой трансформации или попросту «цифровизации». Здесь сразу стоит отметить, что именно это слово стало ключевым на Cisco Connect в этом году.

Cisco
Данные: Cisco

Под руководством профессора были собраны данные от топ-менеджеров компаний из самых разных уголков земного шара.  Уэйд сопоставил данные по «цифровизации» России с данными со всем остальным странам мира и сделал соответствующие выводы. «Наши ожидания состояли в том, что Россия находится на том же уровне, что и остальные страны мира, однако это оказалось не так. Когда мы спрашивали респондентов, насколько значительно цифровой эффект скажется на деятельности представляемых ими компаний, то в случае с Россией увидели значительные расхождения.  Во всем мире значительное число  топ-менеджеров  – больше 50%  — отмечали, что влияние будет значительным, а в России эта цифра оказалась на уровне 30% и даже меньше», — пояснил Уэйд.  Исследователи решили подойти к вопросу глубже и изучить этот феномен.  34,5% респондентов в России против 64% в целом по миру сказали, что вопрос «цифровизации» не находится на повестке дня.  Не менее важный вопрос – как реагируют российские организации на «цифровизацию». Оказалось, что российские компании не стремятся быть впереди планты всей, а лишь следуют за другими.  Почему это так? «Либо российские топ-менеджеры не считают «цифровизацию» важной для себя, либо они настолько уверены в себе и своих позициях на рынке, что не считают нужным работать в этом направлении. Я не буду делать выводов», — политкорректно заявил Уэйд, однако предложил залу проголосовать, какой из двух вариантов объяснения им кажется наиболее правдоподобным.   Зал выбрал первый вариант.  Позже, на пресс-брифинге Джонатан Спарроу выделил три ключевые причины таких результатов. Первая, по его мнению заключается в том, что 70% валовой прибыли России приходится на госкомпании, которые чувствуют себя защищеннее открытого рынка.  Вторая причина — в том, что основу экономики формируют нефть и газ.   Казалось бы, после этих двух тезисов вердикт в отношении России очевиден.  Но своим третьим тезисом Джонатан Спарроу показал, что верит в отечественный рынок и действительно допускает альтернативную трактовку ситуации. Топ-менеджер напомнил, что в свое время  работал в компании Nokia Siemens Networks, поставлявшей оборудование для операторов сотовой связи.  «Россия очень ждала внедрение 3G-связи и очень быстро догнала другие страны мира по показателю проникновению этого стандарта.  Поэтому Россия вполне может быть более продвинутой, чем остальные страны мира», — привел пример Джонатан Спарроу, предположив, что  причина просто в том, что страна находится в ожидании, и пока ей просто не до инвестиций.  Но при этом в достаточно сжатые сроки все может измениться.

Данные: Cisco
Данные: Cisco

В свою очередь Майкл Уэйд отметил, что по его мнению, организации должны быть более гибкими. «Мы исследовали, что вообще подразумевает гибкость. Это не одна вещь, а целых три. Во-первых, знания в сфере ИТ просто для понимания того, что происходит.  Во-вторых, умение принимать эту информацию для принятия решений. В-третьих, быстро вырабатывать на основе этой информации конкретный набор действий.

Старший вице-президент Cisco по работе в Центральной и Восточной Европе, России/СНГ Майкл Гэнзер, продолжая анализировать результаты исследования, которое уже активно обсуждали участники конференции, отметил, что ответы топ-менеджеров компаний зависят от многих макроэкономических факторов, касающихся страны — они от этого просто неотделимы.  Спикер задался риторическим вопросом: как справиться с изменениями?  Игнорировать их  или работать  с ними? Топ-менджер привел данные исследования компании IDC о том, почему компаниям так сложно переходить в цифровой мир.  Одной из проблем являлось то, что ИТ-инфраструктуры компаний не были построены с оглядкой на быстрые изменения, оказалась попросту не готовы для того же «интернета вещей», и т.д.  И это не говоря уже о том, что большинство инфраструктур оказались просто не масштабируемы.   Все это актуально не только для компаний, но и для госсектора.  Чиновники, по словам Гэнзера,  тоже понимают, что должны изменяться.  Поэтому Cisco удалось подписать документы с канцлером ФРГ Ангелой Меркель,  президентом Франции Франсуа Олландом и другими главами государств на предмет «цифровизации».

Для наглядности Майкл Уэйд  пошел еще дальше и сравнил переход к «цифровизации» с реакцией стада коров на наличие собаки. По его словам, большинство компаний сейчас паникуют, как коровы при вид собак: мотаются из стороны в сторону, инвестируя в отдельно взятые цифровые технологии, но не выстраивая единую систему. Впрочем, это не единственная проблема, связанная с легкомысленным поведением российских компаний.

Смежным вопросом безусловно является  информационная безопасность.  Этой теме ИТ-компании последние годы уделяют больше всего внимания с точки зрения продвижения. Что впрочем тоже вполне понятно. Масштабы угроз растут, ИТ-инфраструктура становится более сложной, а риски потери коммерческой информации все более ощутимыми. При этом, 71% руководителей утверждают, что низкий уровень кибербезопасности замедляет процессы «цифровизации» на 20%.  Рынок информационного «взлома» в России был оценен Гэнзером как миллионный рынок. 57% российских компаний, по данным  спикера, страдали от брешей в системах безопасности.  Для наглядной демонстрации масштабов угрозы топ-менеджер Cisco привел аналогию с авиацией. «Вот вы бы полетели на самолете, составленном из 50 других самолетов?, — задал риторический вопрос Гэнзер. — Вот и в информационной безопасности сейчас вопрос стоит точно также. Действующие решения по ИТ-безопасности не стыкуются и не синхронизируются друг с другом и в такой ситуации просто не способны защищать систему.  Ведь важнейшим вопросом является  обеспечение защищенной архитектуры сети.  Ежедневно мы видим 10 миллионов атак. Нужно минимизировать время на их выявление и реакцию», — предостерег участников конференции Майкл Гэнзер.

Что же тогда должно быть в идеале? Логичный вывод, по мнению Майкла Гэнзера в том, что каждая компания, город и страна будут цифровыми.   В первом приближении сети могут служить индикаторами того, что происходит в системе.  А уже в дальнейшем речь уже может идти об их интеграционной роли.  И все это является оплотом цифровой бизнес-трансформации.

Переход к росту и стабильности

Конференцию Cisco сложно рассматривать в отрыве от ситуации с самой компанией и теми вопросами, которые невольно витали в воздухе.

Напомним, что последние годы были особенно сложными для бизнеса Cisco в России. В 2014 году пост главы компании в России покинул Павел Бетсис, занимавший этот пост на протяжении четырех лет.  Попутно Cisco объявила о сокращении объема продаж оборудования и программного обеспечения в России на 24% в 2013/14 финансовом году.  Снижение продаж продукции в России стало самым масштабным среди всех регионов Европы, Ближнего Востока и Африки.  Уход Павла Бетсиса также неудачно совпал с коррупционным скандалом вокруг Cisco.  Buzzfeed  со ссылкой на двух бывших менеджеров сообщал, что Cisco якобы могла платить топ-менеджерам российских компаний откаты,  маскируя их под скидки.  В результате министерство юстиции США и комиссии по ценным бумагам и биржам проводили расследование на предмет возможных нарушений антикоррупционного законодательства со стороны Cisco и ее партнеров, осуществляющих продажи ее продуктов  в России.  После ухудшения мировой геополитической обстановки Cisco вынужденно испытывала и «санкционные» проблемы с ограничением поставок оборудования, однако по словам интеграторов достаточно быстро их устранила.  Однако американские власти и тут успели публично обвинить Cisco в даче взяток российским чиновникам и поставках своей продукцию российским силовым ведомствам и спецслужбам в обход санкций.

Cisco-14

Впрочем, все это уже в прошлом, и несмотря на все эти сложности, Cisco не только удержала российский рынок, но и постепенно выравнивает свои позиции.  Джонатан Спарроу говорил о наличии роста продаж, однако пока без какой-либо конкретики.  «В 2016 году мы работали. Сейчас, в 2017 году, результаты еще лучше», — констатировал Джонатан Спарроу в ответ на вопрос о финансовых результатах компании в России.  В свою очередь говоря о том, какие продукты стали драйверами роста, топ-менеджер компании отметил, что «рост наблюдается по всем продуктовым категориям».  Позитивные ожидания Cisco базируются и на том, что у России большой потенциал роста в сравнении с той же Европой.  В этой ситуации важным является донести до российских компаний, что «цифровизация» неизбежна, и  чем раньше они с этим свыкнутся, тем будет лучше для них и их ИТ-инфраструктуры. А если они к тому же подойдут к этому процессу системно, то смогут получить конкурентное преимущество, а не быть в статусе догоняющих. Ведь только в 20% компаний стратегия развития сетевой инфраструктуры соответствует  стратегии «цифровизации».  В этом контексте Cisco Connect безусловно поспособствовал формированию потребностей.  Причем потребностей весьма разумных.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ