Предстоит решать серьезные задачи

Насколько новый министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский является самостоятельной фигурой, стоит ли его воспринимать как «продолжателя дела Титова» и сможет ли он найти общий язык с депутатами, которые требуют прислушиваться к их мнению при принятии важнейших решений? Об этом — в материале «Континента Сибирь».

10 апреля губернатор Новосибирской области на аппаратном совещании официально представил своим подчиненным нового министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолия Костылевского. Последние два года он был первым заместителем начальника федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор»).

Анатолий Костылевский родился в 1977 году. Работал в филиале ОАО «Новосибиркавтодор», был заместителем директора Воронежского филиала по эксплуатации и безопасности дорожного движения Госкомпании «Российские автомобильные дороги». С сентября 2013 по май 2015 года занимал должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. В 2015 был назначен первым заместителем начальника управления «Сибуправтодор» (Дмитрия Тулеева).

Формально региональный минтранс без утвержденного руководителя оставался месяц — с тех пор как предшественник Костылевского, Сергей Титов, ушел из областного правительства и возглавил АО «Сибмост». Исполняющими обязанности министра был в этот период заместитель главы Евгений Раков. Но Анатолию Костылевскому вряд ли потребуется много времени и сил, чтобы на новом посту разобраться в делах. Явная преемственность при назначении нового министра бросается в глаза. Рабочие связи бывшего и нынешнего министров установились очень давно. Пусть в разное время, но и Сергей Титов, и Костылевский были первыми заместителями главы ФУАД. Титов работал там с 2004 по 2010. Костылевский — с 2002 по 2010, затем с 2015 по 2017.

Костылевский побывал и подчиненным Титова. Напомним, что новый президент «Сибмоста» с 2010 по 2012 годы руководил воронежским филиалом госкомпании «Российские автомобильные дороги», а Костылевский с 2010 года был заместителем директора этого подразделения по эксплуатации и безопасности дорожного движения. В 2013 году Титов стал министром транспорта в Новосибирской области, несколько месяцев спустя Костылевский пришел в министерство на должность его заместителя.

Даже те, в чьих словах можно уловить нотки скептицизма по отношению к назначению «протеже Титова», считают нужным отметить профессионализм нового министра. Другой вопрос, сможет ли Костылевский (и нужно ли это ему) избавиться от «шлейфа аффилированности», «лоббиста интересов» «Сибмоста», который сопровождал, например, его предшественника. В частности, на этом моменте акцентирует внимание известный в Новосибирске общественник Владимир Кириллов.

Не исключено, что Сергей Титов говорил губернатору Владимиру Городецкому, кого он видит своим преемником в минтрансе и глава области к нему прислушался. Но большинство экспертов сомневаются, что такое решение глава региона принимал без обсуждения с самыми влиятельными участниками процессов дорожного строительства, представляющими, в том числе, федеральный центр. Кроме того, собеседники «КС» считают, что, возможно, назначение обсуждалось с руководством ФУАД, которое, напомним, является представителем дорожного агентства Министерства транспорта России в Западной Сибири. Вероятно, имело значение слово новых владельцев «Сибмоста», и «Новосибирскавтодора», в котором, кстати, Костылевский тоже в свое время работал.

В кругах, близких к правительству Новосибирской области, кандидатура Анатолия Костылевского называлась в числе его вероятных преемников с момента ухода Титова в «Сибмост». Также в обсуждениях фигурировали имена начальника территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Валерия Зарубина и его первого заместителя Константина Громенко. Но в последние пару недель перед назначением нового министра о Зарубине собеседники редакции стали говорить с сомнением и словами «ему самому это вряд ли нужно». Что касается Константина Громенко, с Костылевским они находятся в разных «весовых категориях».

«Министру транспорта и дорожного хозяйства предстоит решать очень серьезные задачи. Он войдет в состав регионального правительства. У Анатолия Костылевского — более высокий статус, чем у других потенциальных кандидатов, чьи имена тоже обсуждались», — рассуждает штатный заместитель председателя комитета законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков.

Его коллеги-депутаты также упоминают опыт работы Костылевского в федеральной дорожной структуре. «В тот же день, как его назначили, он начнет работать, так, будто он это делал и раньше. Он знает ситуацию, в курсе, какие программы область реализует, в какие предстоит вступить. То есть, министерство не ждут какие-то потрясения», — продолжает Сергей Титков.

Впрочем, этот нюанс — что министерство могут не ждать кардинальные перемены после смены руководства — и настораживает некоторых из собеседников «КС». Они подчеркивают, что не только новый министр, но все обсуждаемые кандидатуры — это «больше дорожники», если говорить об их рабочем опыте. Как и ушедший в отставку Сергей Титов. Ряд экспертов утверждают: есть ощущение, что «транспортной теме» в последние годы уделяется внимания меньше, чем строительству дорог и мостов. Сергей Титков отметил, что при Сергее Титове ведомство, по сути, превратилось в министерство «дорожного хозяйства», хотя в названии присутствует слово «транспорт». Но так было не всегда, сторонники этой точки зрения уверяют, что было гораздо меньше «перекосов» при Николае Симонове, который с 2010 по 2013 годы возглавлял минтранс, а сейчас руководит министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Солидарен с этой точкой зрения и вице-спикер заксобрания Новосибирской области Валерий Ильенко: «Я уже говорил о том, что важно уделять внимание развитию обеих сфер в Новосибирской области. Понятно, что дорожный сегмент требует особого внимания, но, к сожалению, на сегодняшний день транспортная отрасль в регионе переживает не лучшее время. Если говорить с государственной точки зрения, министр должен иметь равное отношение к обоим направлениям развития региона».

Владимир Кириллов тоже надеется, что на новом посту Костылевский не будет в полном смысле этого слова «продолжателем дела Титова». «Вместо того, чтобы системно подходить к развитию города, развитию агломерации, наши министры в последние годы лоббируют интересы мостостроителей. Время покажет, сможет ли господин Костылевский выйти из этого порочного круга, изменить подход к планированию дорожного фонда и пересмотреть, в том числе, отношения с федеральным центром, от которого зависит, сколько денег регионы получают на дороги и транспорт», — подчеркнул общественник.

Интересно заметить, что комментируя назначения Анатолия Костылевского, губернатор Новосибирской области обратил внимание лишь на одну сферу компетенции министерства. По крайней мере, такое впечатление создается при прочтении релиза пресс-службы правительства Новосибирской области о представлении нового чиновника на аппаратном совещании в областной администрации. «Губернатор отметил богатый опыт работы Анатолия Костылевского в дорожной отрасли, подчеркнул, что полученные им знания и опыт практической деятельности будут полезны при реализации ряда важных целевых программ развития дорожной сети, осуществляемых в Новосибирской области», — говорилось в сообщении.

Председатель комитета по транспорту заксобрания Новосибирской области Федор Николаев считает, что новый министр должен представлять интересы и дорожной отрасли, и транспортной. «Министерство — орган стратегический, необходимо, чтобы руководитель видел перспективы развития сферы в регионе на десять шагов вперед. Анатолий Викторович обладает всеми необходимыми для этого профессиональными компетенциями. Самое главное, как он ими распорядится», — рассуждает депутат.

На назначение нового министра транспорта и дорожного хозяйства в регионе, безусловно, оказывает влияние экономическая ситуация. Без вливаний из федерального бюджета невозможно представить перспективы развития отрасли — в том числе, и такие глобальные, как, например, строительство четвертого моста — а значит, связи, который Костылевский наработал за свою карьеру, могут прийтись весьма кстати. Впрочем, основная забота по «выбиванию денег» из Москвы все-таки лежит на губернаторе. Но для того, чтобы их получить, план должен быть одобрен в первую очередь на местном уровне. Скандалы на подготовительном этапе явно не добавляют доверия к проекту в глазах высокопоставленных лиц в столице. Так что немаловажно и интересно, сможет ли Костылевский найти общий язык, например, с депутатами заксобрания, которые регулярно демонстрируют неготовность мириться с тем, чтобы решения принимались без учета их мнения. С другой стороны, губернатору нужен человек, который сможет «не прогнуться», когда парламентарии будут особенно настойчиво призывать считаться с их мнением. Это особенно актуально в период, когда неформальная предвыборная борьба за пост главы субъекта РФ уже вовсю идет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

ДМИТРИЙ ТУЛЕЕВ, начальник ФКУ «Сибуправтодор»:

— Исходя из опыта совместной работы, считаю Анатолия Викторовича перспективным руководителем: кроме многолетней деятельности в дорожной отрасли у него есть и опыт работы в министерстве транспорта в ранге заместителя министра, а это гораздо более широкий отраслевой охват. Думаю, что именно это стало решающим фактором назначения: человек уже владеет в целом ситуацией по транспортному комплексу Новосибирской области, знаком с руководителями основных предприятий, налажены связи в ряде федеральных структур. Для старта в новой должности это очень серьезный задел. Задач перед новым министром чрезвычайно много – достаточно почитать комментарии жителей Новосибирска и области на интернет-ресурсах. Ну и, разумеется, каждый руководитель свои ожидания связывает прежде всего со своей отраслью. У Федерального дорожного агентства, которое представляет наше Управление, есть совместные проекты с Правительством Новосибирской области. В этом году, например, началась реализация федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», и то, что региональный министр знаком с этой программой не понаслышке для нас большой плюс. В реализации крупных инфраструктурных проектов, таких, например, как Восточный обход Новосибирска, развитие системы придорожного сервиса и т.д. тоже много вопросов, требующих взаимодействия с региональной властью.

ВЛАДИСЛАВ КОШКИН, первый вице-президент АО «Сибмост», депутат законодательного собрания Новосибирской области:

— Все кандидатуры, имена которых обсуждались в общественном пространстве, с моей точки зрения, были достойны занять пост министра. Я оцениваю назначение Анатолия Костылевского положительно, учитывая его опыт и профессионализм. Что касается опасений, согласно которым профильный министр допустит «перекосы» и будет заниматься дорожным хозяйством в ущерб пассажирскими перевозкам, я считаю, этого не будет. Анатолий Викторович разберется. Он зарекомендовал себя как человек, способный решать сложные проблемы.

ДМИТРИЙ ПИНГАСОВ, председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор»:

— Назначение Анатолия Костылевского — взвешенное и обоснованное решение. Считаю, вполне закономерным, когда на пост руководителя профильного министерства приходит человек из отрасли. Не зря средства массовой информации и эксперты накануне называли Анатолия Викторовича одним из первых претендентов на эту должность. В пользу этого назначения, во-первых, говорит, конечно же, его опыт в отрасли. Его знают как грамотного производственника, который умеет принимать эффективные решения. Он знаком изнутри со всеми технологическими, производственными процессами в своей сфере. Во-вторых, у Анатолия Викторовича большой опыт работы в министерстве транспорта, он знает все тонкости государственного регулирования отрасли. В-третьих, стоит отметить, положительную репутацию Анатолия Викторовича в профессиональной среде, что, на наш взгляд, также стало одним из ключевых обстоятельств в пользу его назначения губернатором Новосибирской области. Полагаю, что Анатолий Викторович продолжит верный курс, выбранный руководством Новосибирской области на дальнейшее развитие всех видов транспортных артерий и перевозок граждан и грузов. Мы надеемся, что с появлением в министерстве столь молодого руководителя, стратегические объекты, будут под чутким контролем. Могу пожелать удачи и успехов на благо развития Новосибирской области и России!

МИХАИЛ МЕЗЕНЦЕВ, член общественного совета при минтрансе Новосибирской области, официальный представитель Федерации автовладельцев России в Новосибирске:

— Мне совсем немного довелось пообщаться с Анатолием Викторовичем во времена когда он был заместителем министра транспорта. Мне сложно прогнозировать его деятельность на посту главы минтранса. Единственное, что могу сказать: скорее всего, нас не ждёт каких-либо потрясений от этого назначения — резких движений не будет. Почему губернатор выбрал именно его, комментировать непросто, как и многие другие решения руководителя нашего региона, но думаю что одна (причём далеко не последняя) из причин состоит в том, что Анатолий Костылевский — далеко не чужой человек для правительства Новосибирской области и работников министерства транспорта. Поэтому может включиться в работу немедленно и без каких-либо кардинальных изменений в его деятельности и структуре.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ