Антон Титов: «Актуальная задача — качественный рост»

Несмотря на сложные экономические условия, группе компаний «Обувь России» удалось завершить минувший 2016 год с позитивной динамикой: выручка увеличилась на 11 %, достигнув 10 млрд рублей, а сопоставимые продажи по всем сетям, входящим в группу, выросли на 9,4 %. По мнению генерального директора ГК «Обувь России» АНТОНА ТИТОВА, российский обувной рынок начал планомерный рост, а полное его восстановление до докризисного уровня произойдет в ближайшие три года. Какие стратегические цели ставит перед собой компания на данный период — в интервью «КС».

Группа компаний «Обувь России» — многопрофильный холдинг, входит в тройку крупнейших обувных компаний России. Основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Развивает обувное производство, а также пять обувных сетей: Westfalika, «Пешеход», Emilia Estra, Rossita и Lisette. Обувная сеть «Обуви России» на сегодняшний день насчитывает более 450 магазинов в более 100 городах. Выручка компании в 2016 году по РСБУ составила 10 млрд рублей, чистая прибыль — 1,3 млрд рублей.

Производственный рывок

— Антон Михайлович, каким стал минувший 2016 год для российского обувного рынка? С какими результатами его завершила непосредственно группа компаний «Обувь России»?

— Как и предыдущий, 2016 год стал кризисным для потребительского сектора российской экономики. Улучшений практически не наблюдалось, что напрямую связано с доходами населения и девальвацией национальной валюты.
Однако в сегменте обуви мы все же наблюдаем плавное постепенное увеличение спроса, что неудивительно — данный товар имеет свойство изнашиваться и относится к категории товаров первой необходимости после продуктов питания. Но в отличие от товаров длительного спроса цикл жизни обуви ограничен. По данным Discovery Research Group, рост российского обувного рынка по итогам 2016 года составил порядка 5–6 % в денежном выражении. Если говорить об «Обуви России», розничные продажи в парах у нас увеличились на 10 %, выручка выросла на 11 % — до 10 млрд рублей.

Для нашей компании 2016 год в целом был богат на положительные события: мы значительно расширили производство, модернизировали швейный цех, запустили на базе фабрики в Бердске линию по производству военной и специальной обуви. Считаю, что мы сделали существенный рывок в плане производства, за счет чего удалось усложнить технологии изготовления обуви.

Также в прошлом году совместно с израильской компанией Orisol мы открыли учебный центр, в котором ежегодно будут проходить обучение от 30 до 50 специалистов. Объем инвестиций в проект составил 20 млн рублей. В 2016 году на базе центра повышали квалификацию и обучались работе на современных швейных машинах только сотрудники «Обуви России», в этом году центр уже принял первую группу специалистов других обувных предприятий из России и ближнего зарубежья. Технология работы на автоматизированных швейных системах достаточно сложная, и без специализированного обучения внедрять ее на производстве довольно тяжело.

— Какой эффект дало «Обуви России» расширение рынка сбыта путем выхода в сегмент специальной и военной обуви? Каковы предварительные итоги по развитию данного направления в компании?

— Для «Обуви России» этот сегмент рынка действительно новый. Возможность выхода на него появилась после приобретения фабрики S-TEP в Бердске: еще до того как мы стали ее акционером, предприятие присматривалось к рынку спецобуви. Важную роль сыграл и тот факт, что компания освоила метод прямого литья на заготовку, являющийся базовым для изготовления специальной обуви.

На текущем этапе нами заключен длительный контракт с компанией «Ларгос» на производство обуви специального назначения. Для «Обуви России» это перспективное направление развития, поэтому мы планируем постепенно усиливать свои позиции на рынке спецобуви. Для нас это возможность диверсифицировать бизнес, при это базовым сегментом, конечно, остается гражданская обувь.

— Какая доля в производстве «Обуви России» сейчас приходится на специальную и на гражданскую обувь?

— Основной объем — порядка 90 % — приходится на гражданскую обувь. В течение 2017 года планируем планомерное увеличение доли специализированного ассортимента до 15–20 %. Сегмент будем осваивать поэтапно.

Актуальная задача — обучение специалистов, повышение профессионального уровня работников. Сейчас на фабрике работает более 300 человек. И наша задача — расширяться не столько количественно, сколько качественно; поднимать производительность труда за счет повышения мастерства, квалификации наших работников. В среднем сотрудник набирает необходимые навыки в течение 2–3 лет — многое зависит от сложности производимого ассортимента.

За счет роста производительности труда мы также рассчитываем устранить дисбаланс между раскройно-швейными и сборочными мощностями фабрики в Бердске. Последние на текущий момент позволяют производить порядка 1 млн пар в год, но загружены они не на полную мощность.

«Редкий покупатель сейчас приобретает две пары на сезон»

— По вашим наблюдениям, потребители начали интересоваться более дорогими моделями обуви или по-прежнему экономят?

— Потребитель все еще находится в режиме экономии. Сохраняется утилитарный подход: продажи идут в основном в сегменте универсальной, практичной обуви «на каждый день». К примеру, если говорить о цветах, то это черный — в осенне-зимний сезон, бежевый и белый — в летний период. Летний ассортимент — сандалии, туфли, босоножки — в принципе дешевле, и на нем потребитель экономит меньше. Зимняя обувь более дорогая, и редкий покупатель сейчас приобретает две пары на сезон.

Что касается «Обуви России», то по итогам 2016 года сопоставимые продажи (like-for-like) по всем нашим сетям увеличились на 9,4 %. Рост розничных продаж в парах составил 10 %. Продажи сопутствующих товаров, с учетом одежды, выросли на 16,7 % — до 2,25 млрд рублей. Причина роста прежде всего заключается в том, что мы своевременно адаптировали коллекции к изменяющимся потребительским предпочтениям.

— Есть ли у «Обуви России» планы по расширению розничной сети в 2017 году? Или ее оптимизации?

— Оптимизацией мы занимаемся ежегодно: перенос магазинов на более выгодные площадки, которых в условиях кризиса стало гораздо больше. В 2017 году мы планируем расширяться за счет оптовых и франчайзинговых программ: сейчас идет активная работа не только по марке Westfalika, но и по другим брендам — S-TEP, Lisette. Что касается собственных точек компании, то ближе к концу года есть планы по открытию ряда новых магазинов в городах присутствия нашей сети, также планируем усилить позиции в центральной России.

Литьевая машина Desma на фабрике «Обувь России» в городе Бердске Новосибирской области
Литьевая машина Desma на фабрике «Обувь России» в городе Бердске Новосибирской области

Что ждет обувной рынок

— Можно ли ожидать каких-либо изменений на российском обувном рынке в 2017 году? Какие тренды, по вашим наблюдениям, выйдут на первый план?

— Революционных изменений в виде отскока продаж, как мы ожидаем, не будет. Будет наблюдаться скорее планомерное восстановление спроса и рост продаж, что продолжится в течение ближайших 2017–2018 гг. Это связано с постепенным выходом экономики страны из кризиса. По нашим прогнозам, к докризисному уровню потребления в натуральном выражении мы вернемся в 2018–2019 гг. В денежном выражении объем обувного рынка сейчас составляет более 1,2 трлн рублей, при выходе на докризисные показатели его объем будет не менее 2 трлн рублей.

Если говорить о производственном сегменте, то мы видим значительный рост объемов производства российских обувных фабрик. Параллельно значительно увеличили объемы кожевенные заводы, производители комплектующих и фурнитуры, что, безусловно, позитивно влияет на рынок.

— Какие изменения ожидают непосредственно ГК «Обувь России»?

— Задач поставлено много, в том числе мы намерены повышать качество розницы, продолжим работу в рамках нашей программы развития производства, рассчитанной до 2022 года. Прирост выручки по итогам года планируем на уровне 10–11 %.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ