Предприниматель, эксперт по купле-продаже бизнеса

Бизнес по франшизе: спустя год после открытия

 

Какой выбор сделать инвестору: купить готовую франшизу или открыть собственный бизнес? За свою практику консультирования в сфере продажи действующего бизнеса я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда открытый по франшизе бизнес по тем или иным обстоятельствам был выставлен на продажу. Разобрав каждый такой случай более детально, я вывел несколько закономерностей, которыми хочу поделиться в рамках авторской колонки.

Для начала целесообразно разобраться в том, за что конкретно платит инвестор, приобретая франшизу. В конечном счете, помимо своих сугубо личных мотивов и амбиций, при покупке франшизы инвестор преследует весьма конкретную цель — повышение вероятности успеха в бизнесе. Под словом «франшиза» в этой статье я подразумеваю также и предложения от опытных участников рынка, предлагающих свои услуги по открытию бизнеса «под ключ» под инвестора.

По моим наблюдениям, большинство случаев, в которых предложение франшизы действительно интересно, можно классифицировать по трем основным категориям.

  1. Если бренд, предоставляемый франчайзером, действительно известен, и само присутствие этого бренда в регионе уже создаст трафик покупателей.

В этом случае важно понимать, что если бренд известен в одном регионе или за границей, то это вовсе не означает, что он сам по себе даст какой-то трафик в вашем регионе. В моей практике был случай, когда продавали кафе, открытое по франшизе. После первичной консультации с собственником этого кафе, сбора информации об активах, финансовом состоянии, заполняемости и т. п. продавцу было сделано предложение в размере 1 000 000 рублей, на что я увидел искренне удивленный, оскорбленный взгляд и услышал ответ: «Как же так? У нас же бренд! 3 000 000 рублей, не меньше». Далее, по ходу дискуссии, я понял, что дальнейшие споры не имеют никакого смысла, и, пожелав удачи в продаже, удалился. Тот случай дал мне понимание, что бренд — это такой же инструмент получения прибыли, как и любой другой. И если этот бренд не увеличивает число клиентов, то он на текущий момент не представляет большой ценности. Зачастую, прежде чем платить за право пользования брендом, стоит задуматься, а так ли он ценен, возможно, выгоднее было бы заплатить специалисту за разработку собственного имени и инвестировать в него.

  1. Если франшиза используется как схема партнерской работы.

Достаточно распространенный вариант. Наиболее часто встречается в сфере торговли одеждой, аптечном бизнесе, иногда в общепите. Здесь все предельно прозрачно: франчайзер производит или импортирует какой-либо продукт или услугу, за счет своих ресурсов продвигает его в регионе и предоставляет в этот регион свою франшизу, как правило, эксклюзивную, получая, таким образом, партнерскую сеть сбыта. При этом франчайзи чаще всего обязан реализовывать определенный объем этого товара/услуги, соблюдая стандарты головного офиса, все логично.

Важный нюанс заключается в том, что ключевым здесь является чаще всего не бренд, а востребованность продукта на рынке. Интернет пестрит всевозможной светящейся в темноте тротуарной плиткой, 3D-панелями, брендами одежды и так далее.

Однажды я видел на продаже магазин обуви премиум-класса, открытый по франшизе. Нужно отдать должное, обувь действительно была стильной и качественной, но то ли время было кризисным, то ли потребитель не оценил всех плюсов предложения — в итоге состояние у магазина было плачевным, работали буквально на одну аренду, а причина неудачи лежала на поверхности: инвестор со своей стороны не оценил рынок

  1. Если франчайзер представляет специфичную схему работы или технологию производства.

Лично для меня этот тип франшиз является, пожалуй, самым интересным. По этой схеме часто открывают как компании в сфере услуг, к примеру, юридических, так и производственные компании.

Все просто — платите сильному, опытному игроку, а он вам предоставляет технологию работы, обучение, оборудование, а иногда даже и потенциальный сбыт.

Я знаю одну крупную сеть производственных баз, суть предложения которой в том, что они предоставляют оборудование, технологию, обучение рабочих (все это не бесплатно, естественно), а потом еще и выкупают продукт по специально цене. В итоге франчайзер получает поставщика с выгодными условиями, а франчайзи — готовый к запуску бизнес и надежную линию сбыта, и все счастливы.

Подводя итог, хочется сказать, что франшиза, как и любая другая партнерская программа, не гарантирует успех. Большинство решений принимает сам инвестор, а развитие и прибыль бизнеса, пусть и открытого сильным и опытным новичком с помощью сильного участника рынка, во многом будет зависеть от опыта инвестора и его желания учиться, работать и принимать решения.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ