«Можно жить со стыдом за свои ошибки, но сложнее жить с разочарованием от того, что ты чего-то не попробовал»

Основанная американцем Эриком Шогреном компания New York Pizza работает на новосибирском рынке уже более 20 лет. За это время компания пережила сразу несколько экономических кризисов и собственных кризисов развития, однако не только удержалась на рынке, но и активно расширяет географию присутствия. В интервью «КС» соучредитель сетей Kuzina и New York Pizza ЕВГЕНИЯ ГОЛОВКОВА рассказала о том, как развиваться в условиях конкурентного рынка, в чем плюсы и минусы франшизы и каким качеством в первую очередь должен обладать руководитель.

Интервью сделано в ходе открытой встречи с Евгенией Головковой, организованной «Континентом Сибирь» совместно со школой бизнеса SREDA. Мероприятия ориентированы преимущественно на начинающих предпринимателей. Ранее в рамках проекта выступали руководитель федеральной сети станций постгарантийного обслуживания Fit Service Данил Соловьев, директор компании «e2e4 Новосибирск» Кирилл Красильников, глава NPM Сергей Бучик, руководитель производственной компании «Алекон» Константин Глухов, генеральный директор ГК «Ависта Модуль Инженеринг» Вадим Кулубеков, основатель «Академии кофе» Татьяна Павлова, директор сети клиник «Здравица» Наталья Сухарева, основатель «Харакири» Александр Войтов, основатель баров Friends и Twiggy Вячеслав Яковлев, президент VILAVI и совладелец сети бургерных МЯСОROOB Дмитрий Лаевский.

 — Евгения, как вы пришли в этот бизнес?

— Я пришла в компанию волонтером. Тогда, 15–20 лет назад, компания пыталась реализовать себя в разных проектах, было много идей и открытых возможностей. А мне было интересно практиковать свои навыки. Я считала и считаю до сих пор, что каждый человек должен показать себя делом. За эти годы я прошла путь от волонтера до бизнес-партнера и сейчас занимаюсь в компании стратегическим управлением и  развитием.

— Вашу компанию можно назвать кузницей кадров. В ней работал и Кристофер Тара-Браун, который впоследствии основал сеть Travelers Coffee, и известный новосибирский ресторатор Денис Иванов, и множество других людей, продолжающих работать в ресторанном бизнесе. Как вы к этому относитесь?

— С нами работало немало ценных сотрудников, многие из которых открыли собственное дело. Мы, безусловно, гордимся, что такие люди работали у нас. Но в то же время жаль: если бы они остались, то у компании были бы несколько иные, возможно, более высокие темпы развития. Вполне закономерно, когда люди, проявляющие инициативу, могут получать больше ответственности и, соответственно, профессионально расти. К сожалению, не всегда компания такую возможность давала. Сейчас мы стремимся выстроить такую систему, при которой ключевые сотрудники могли бы принимать участие в делах компании. Моя задача — сделать компанию привлекательной для топ-менедежров.

— За счет чего вам удается развиваться в условиях конкурентного рынка? Ведь, строго говоря, вы не создаете какой-то уникальный для рынка продукт.

— Придумать новое сложно. Мы действительно не создаем что-то уникальное. Но, на мой взгляд, наш успех в том, что мы делаем качественные продукты, которые могут себе позволить практически все, а главное, производим то, что сами употребляем каждый день. Я из нашей продукции люблю все: сегодня ела пончики с беконом, вчера — детский обед в New York Pizza, позавчера дегустировали торт «Бельгийский шоколад». Все члены моей семьи едят продукцию «Кузины» и NYP. Очень важно, чтобы продукт был понятен и доступен большинству жителей города.

— Вы открыли производство в Москве. Каковы его параметры? На какое количество точек оно рассчитано, сколько человек там работает, каков объем инвестиций?

— Прежде чем открыться в Москве, мы около года изучали рынок. Наше производство пока сравнительно небольшое — около 400 кв. м и рассчитано на 15–20 торговых точек. На площадке работает около 30 человек, каждый день готовим свежую продукцию. Сейчас работаем над оптимизацией производственных процессов, внедряем новые технологии и занимаемся поиском новой площадки. На ближайший год у нас сформирован план развития, и мы уже приступаем к стадии увеличения производственных мощностей. У нас в ассортименте более 120 позиций, что влечет за собой очень большой перечень оборудования для его производства, поэтому инвестиции в производственный цех составляют не менее 20 миллионов рублей.

— Почему вами было принято решение о запуске собственного производства, ведь, на первый взгляд, логичнее было бы отдать его на аутсорсинг, просто обеспечивая контроль качества на новой для вас территории?

— Для Москвы мы являемся крошечным бизнесом, но к нам сейчас практически ежедневно обращаются крупные федеральные сети с настойчивой просьбой производить для них продукцию, чего мы, безусловно, не можем делать. С чем это cвязано? Исторически в Советском Союзе были гигантские предприятия, которые производили продукты массового потребления по очень низкой цене, к которым потребитель, к сожалению, привык, и порой его очень сложно переубедить, почему более дорогой продукт лучше. В Москве совсем мало предприятий, перед которыми стоял выбор: делать монопродукт, например, только чизкейки для ресторанов, или делать, помимо чизкейков, и булочки, и хлеб, и что-то еще. Кто-то определился с этим выбором, а кто-то нет. После того как советские предприятия убрали часть ассортимента, появился импорт и полностью занял все прилавки. А теперь на рынке паника, все находятся в поисках импортозамещения. Вот поэтому обращаются к нам. А происходит это потому, что рынок сегодня такой пустой, очень слабо развит малый и средний бизнес. Именно сейчас ты понимаешь, что в этом сегменте можешь производить что угодно — и это будет успех. Сейчас молодые ребята открывают маленькие кафе и пекарни, и это очень круто. Мы всегда шутим, что безумцы двигают прогресс, но я всегда кайфую от того, что кто-то придумал что-то новое. Не все новые идеи могут выжить, но само их появление и двигает нас вперед.

— Выход на Москву можно считать конкурентным вызовом для компании. Последовали ли в связи с этим какие-то изменения внутри компании?

— Безусловно. Сейчас компания проходит новый этап развития, и я понимаю, что для регионального развития требуется определенный уровень корпоративной культуры. Успех американских корпораций, глобального бизнеса США заключается в том, что они берут своих ключевых управленцев и предлагают им новые карьерные возможности. И здесь выбор за человеком — готов он браться за эти возможности или нет. Сейчас я вижу острую необходимость в выстраивании системы, при которой у сотрудников будут понятные ступени развития. Единственный успешный способ регионального развития — подготовка команды и продвижение своих сотрудников. Многие успешные менеджеры в прошлом уходили из компании как раз потому, что у них не было карьерного роста.

— Какова доля рынка у Kuzina в Новосибирске? Насыщен ли рынок, и насколько его потребности могут расти?

— В Новосибирске мы ключевые игроки, нам принадлежит 30–40% кондитерского рынка. Это связано с низкой конкуренцией. В нашем сегменте основными конкурентами можно считать «Дудник» и «BONAPE». Рынок может расти бесконечно. Мы всегда анализируем свой ассортимент и понимаем, насколько большие возможности открываются. Есть такой сегмент, как выпечка свежего хлеба. Я говорю про настоящий хлеб, который делается по технологиям без улучшителей и смесей. Эта ниша вообще не развита, а нам было бы интересно ее развивать. В Москве рынок свежей выпечки формируется просто потому, что там есть ожидаемая стоимость хлеба, и люди могут позволить себе купить хлеб за 120 рублей. Не думаю, что в Новосибирске есть люди, которые готовы часто покупать хлеб за 120 рублей. Опять же нужно понимать, что если отличным пиццамейкером можно стать за десять минут, то отличным пекарем за десять минут вы не станете. Любую компанию, которая будет этим заниматься качественно, ждет невероятный успех, и я думаю, мы сможем стать одной из них.

— Что вы предпочитаете делать в ситуациях, когда рецептура продукта меняется, а потребитель уже привык к прежнему вкусу? Идете вслед за потребителем или за собственным рецептом?

— Мы идем в сторону улучшения продукта. Например, наши пирожные «Грэхем» очень популярны, и я всегда мечтала, чтобы они были совершенными, чтобы мы наконец могли заменить арахис на грецкие орехи, как в оригинальном рецепте. И когда мы это сделали, больше всего посыпалось гневных отзывов от гостей. Но теперь пирожные стали вкуснее, это факт, и все уже почти привыкли к новому, улучшенному вкусу.

Среди тех 120 позиций, о которых вы говорили, какие продукты являются хедлайнерами «Кузины», а какие, напротив, нужны в основном для поддержания ассортимента?

— Самые популярные продукты — наши булочки с корицей, «синнамены». У нас не такой большой ассортимент тортов, но они тоже продаются хорошо, больше всего покупают наш медовый торт. А вот шоколадный, напротив, нужен из соображений ассортимента. Наши эклеры входят в топ-20 продаж, но технологически их очень сложно производить в больших количествах, это заставляет нас задуматься над внедрением новых технологий.

— Какие у вас планы по развитию «Кузины» в Новосибирске и за его пределами? Будет ли расти количество точек? Какие регионы вам интересны для экспансии?

— Думаю, мы можем открыть еще 40 магазинов. Мы хотим расширить и географию присутствия компании. К примеру, нам интересно было бы работать в южном регионе, в Сочи и Краснодаре. Мы сейчас не продаем франшизу «Кузины», но рассматриваем партнерство. Правда, недавно мы ездили в Иркутск, к потенциальным партнерам, рассчитали для них модели, при которых мы могли бы помочь с производством и фирменной сетью, а в итоге они самостоятельно открыли точку, очень похожую на нашу «Кузину».

— Если «Кузину» вы запускаете самостоятельно, то New York Pizza развиваете по франшизе. В чем, по вашему опыту, заключаются основные плюсы и минусы франшизы?

— Когда вы покупаете франшизу, то должны выбирать тот бизнес, который вы любите. Если человек, который покупает франшизу пиццерии, вегетарианец и никогда не будет пробовать пиццу с пепперони, то он никогда не сможет быть хорошим партнером, и бизнес у него не будет очень успешным. Он не сможет контролировать качество продукта и заботиться о нем так, как вы. Франшизой надо управлять на регулярной основе. Другое обязательное условие — финансирование. У партнера всегда должно быть достаточное количество средств для запуска проекта. Продажа франшизы дает возможность бренду развиваться более высокими темпами. И если у вас в компании выстроена система работы с франчайзи-партнером без коллективного участия, с помощью «менеджера одного окна», то продажа франшизы — самая быстрая возможность роста для таких компаний, как наша.

— Насколько я понимаю, новые точки вы открываете в том числе за счет инвесторов. Много ли их у вас? На каких условиях вы с ними работаете?

— У нас немного инвесторов: в основном это либо друзья, либо члены семьи, то есть люди, которых мы знаем и которым доверяем. Наши инвесторы не принимают никакого участия в управлении бизнесом. Мы предлагаем им вкладывать деньги в проект из расчета трехлетнего возврата инвестиций. Работаем с ними как партнеры 50 на 50. Каждый инвестор привязан к конкретной точке, и риски ее мы делим. Но, к счастью, пока особых рисков нет, да и экономика такова, что инвестиции в проекты не настолько велики.

— В заключение хотелось бы узнать, как лично вы черпаете силы и энергию для развития бизнеса? Что способствует вашему глубокому вовлечению в работу?

— Мне всегда нравилось то, что моя работа многогранна. Несколько лет я помогала владельцу компании Эрику Шогрену проводить встречи с известными бизнесменами, политиками — регионального и международного масштаба. Невероятно интересно слушать истории людей, которые проживают такую интересную жизнь. Многие из них в какой-то степени сформировали мое мировоззрение и стали ролевыми моделями. Недавно я нашла на работе постер с высказываниями экс-кандидата в президенты США Джона Маккейна. В одной из фраз он цитирует Уинстона Черчилля, который считает, что самое важное качество человека — это смелость. Смелость дает возможность оценить риски и свои способности их преодолеть. Он говорит, что можно жить с болью и со стыдом за свои ошибки, но сложнее жить с разочарованием от того, что ты чего-то не попробовал, потому что побоялся. Люди в нашей компании, безусловно, смелые. Это безумно привлекает, дает силы и заставляет двигаться вперед.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ