Импортозамещение по правилам

Инновационно-производственная компания NPM готова начать строительство второй очереди завода в Новосибирске. Об этом было сообщено губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому, который лично прибыл на предприятие, чтобы ознакомиться с производством и обсудить перспективы его развития.

Напомним, что основным направлением деятельности NPM (ранее известной как «Новосибирскпродмаш») с самого ее основания в 1997 году были разработка и производство оборудования для пищевой промышленности. Изначально первым продуктом компании стало оборудование для производства бутилированной воды — по оценке основателя NPM Group Сергея Бучика, из примерно 600 предприятий, выпускающих чистую воду, оборудование от новосибирцев использовали порядка 250. Дальше «Новосибирскпродмаш» переключился на оборудование для розлива пива, и именно разработанное здесь же устройство PEGAS стало основным драйвером ее роста.

По оценкам аналитиков, на сегодня NPM можно считать один из крупнейших в России производителей оборудования для индустрии напитков. Компания имеет собственное экспериментальное производство и конструкторское бюро, ей принадлежит более 80 патентов на продукцию.

Владимиру Городецкому рассказали о ситуации на рынке в контексте импортозамещения.

До 2013 года, несмотря на то что продукты NPM считались (и были) российскими, основная часть работ выполнялась в Китае, на который приходилось около 70% комплектующих «Пегасов» и других устройств. В 2014 году ситуация резко изменилась, и вопрос импортозамещения приобрел намного большую актуальность. И то, как NPM осуществил эту процедуру, можно считать показательным примером.

Руководство компании выбрало самый радикальный вариант отказа от импорта — не замену импортного поставщика отечественным, а перенос всего, чего только можно, в собственные руки. Конечно, это требовало серьезных вложений — в 2014–2015 годах (ключевой этап импортозамещения) NPM вложила только в покупку оборудования более 150 млн рублей. Из них 50 млн были выделены из собственных средств, а остальное оборудование на сумму более 100 млн взято по лизингу (и в течение года выкуплено). На эти деньги были приобретены токарные и фрезерные станки с ЧПУ, обрабатывающие центры и другое оборудование, что позволило перевести весь цикл производства на собственные мощности. Был также увеличен производственный штат — за год количество персонала NPM, по оценке Сергея Бучика, увеличилось вдвое, главным образом за счет ИТ-специалистов и операторов.

Весьма существенную роль в поддержке импортозамещения и собственно производства сыграла поддержка со стороны государства. В частности, Минпромторг Новосибирской области проводит государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015–2020 годы». Благодаря ей в 2016 году Новосибирская область стала лидером в Сибирском федеральном округе по привлечению средств фонда промышленности Российской Федерации. Сумма льготных займов под 5% годовых, полученных предприятиями, составила 717 млн рублей. NPM в период импортозамещения получил от Минпромторга субсидию общим объемом 30 млн рублей. Плюс в реализации продуктов оказывает помощь Министерство сельского хозяйства.

Владимир Городецкий отметил, что NPM можно считать примером высокотехнологичного производства, у которого большие перспективы на внешних рынках. «Предприятие очень удачно работает в рамках тех мер поддержки, которые действуют в регионе для малого и среднего бизнеса», — дал свою оценку Владимир Городецкий.

На сегодня производство NPM размещено на площади в 12 тыс. кв. метров. По словам Сергея Бучика, этих площадей уже не хватает. Компания рассчитывает расширять производство и дальше. «Мы планируем вырасти в 2–3 раза за счет международных продаж в ближайшие четыре года. Готовы выходить на рынки Африки, развиваться в Европе, США. В текущем году мы планируем получить 250 млн руб. выручки за счет работы на зарубежных рынках. Всего по итогам 2017 года выручка ожидается на уровне 850 млн рублей», — говорит Сергей Бучик.

Для того чтобы обеспечить такой рост, компания планирует открыть вторую очередь производства, площадь которой составит втрое больше существующей — 36 тыс. кв. метров. В этот проект NPM уже готова инвестировать 1,5 млрд рублей, реализация его планируется в течение пяти лет.

Одним из основных драйверов NPM на Западе может стать крафтовое пиво. В компании видят перспективы в сфере Internet of Things (в частности, краны, способные работать без непосредственного участия человека), которые были бы ориентированы в первую очередь именно на крафт и малых производителей. Недорогие и эффективные инструменты способны были бы помочь новому производителю легче зайти на рынок. Меняется и культура потребления. По словам Сергея Бучика, несколько лет назад в Северной Америке никто не предлагал продавать в барах разливное пиво в бутылках, теперь же это в порядке вещей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ