Дмитрий Пингасов: Курс на сбалансированное развитие

 

Председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» ДМИТРИЙ ПИНГАСОВ рассказал в интервью «КС» о главных направлениях развития компании на ближайшие годы, перспективах на международном рынке, а также поделился собственными взглядами на будущее дорожно-строительной отрасли.

Дмитрий Владимирович, какие регионы России прежде всего в фокусе внимания «Новосибирскавтодора» и интересны вам для дальнейшего развития?

— На сегодня мы работаем в 16 субъектах РФ, и каждый из реализуемых проектов можно назвать приоритетным. Если мы говорим о стратегических ориентирах, которые ставим для себя на 5–7 лет вперед исходя из федеральных программ, то в фокусе наших интересов сейчас три федеральных округа: Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Если рассматривать ситуацию в разрезе регионов, то Свердловская, Челябинская, Тюменская, Новосибирская область, Хабаровский и Красноярский край, по нашим оценкам, в ближайшие годы будут опережать по темпам развития средние по стране. Есть все основания полагать, что в этих регионах будут сконцентрированы наибольшие объемы средств в области развития и поддержания дорожной сети. Там энергично развивается экономика, социальная сфера, и в том числе поэтому требуется модернизация транспортных артерий.

Какого-то любимого региона у нас нет. У нас есть домашний регион с точки зрения прописки компании — это Новосибирская область. Также у нас сегодня есть два, условно говоря, «субдомашних региона» — это Красноярский край и Челябинская область, где мы представлены дочерними предприятиями — АО «ЕнисейАвтодор» и АО «ДЭП 106» соответственно. Последнее в перспективе будет переименовано в «УралАвтодор».

Уверен, что появление новой компании с четкими понятными планами, со сложившейся историей, с именем, является позитивным событием для любого региона. Это и увеличение налоговых отчислений, и создание рабочих мест, и некая новая профессиональная планка, которую задает большая компания с точки зрения развития технологий, к которой подтягивается весь рынок.

Например, «ЕнисейАвтодор» будет выполнять работы восточнее Новосибирской области. А это и Кемеровская область, и Красноярский край, и Забайкалье, и Хабаровский край. Как нам кажется, это и некий престиж для Красноярского края, когда штаб-квартира, располагающаяся в Красноярске, управляет такой огромной территорией, начинающейся с Западной Сибири и простирающейся на весь Дальневосточный федеральный округ. К тому же налоги, которые компания «ЕнисейАвтодор» будет отчислять на этих территориях, пойдут непосредственно в бюджет Красноярского края либо, если говорить о федеральных налогах, через региональную финансовую систему. А это, опять же, является большим плюсом для региона, потому что с точки зрения формирования субсидиарной поддержки федерального центра очень важное значение имеет собранный НДС. Это прекрасно понимает руководство регионов.

Стоит ли ждать появления новых дивизионов в составе компании, кроме Западного, Восточного и Центрального?

— В 2017 году это маловероятно. У нас есть большое желание применить себя в сфере проектов ГЧП. Мы накопили достаточно большой потенциал, но пока, к сожалению, в теоретической части. Мы одними из первых в стране почти два года назад подавали заявку по частной концессионной инициативе, в соответствии с федеральным законом № 115, но, к сожалению, планы правительства РФ в отношении дорог М-5, М-7 изменились, сместились государственные приоритеты. Но в 2018–2019 годах мы все же надеемся реализовать свой потенциал в сфере ГЧП-проектов. Это могут быть как региональные, так и федеральные ГЧП-проекты в европейской части страны.

Минувшей осенью на объектах «Новосибирскавтодора» побывала делегация из Казахстана. С чем был связан этот визит?

— Перед нашими казахскими коллегами из компании «BI Group Construction» стоят такие же вызовы времени, как и перед нами. Компания активно ищет точки применения накопленного опыта и потенциала, поскольку выросла из границ своей страны. Нам очень понравился уровень погружения коллег в Lean-технологии. Представителям казахстанской стороны в свою очередь оказался необычайно интересен наш опыт в сфере обеспечения качества и постгарантийного обслуживания объектов. Мы договорились и дальше развивать эти связи. В ситуации наличия международного финансирования требования к подрядным организациям очень высоки: как с финансово-экономической точки зрения, так и с технологической. Поэтому в подобном взаимодействии мы ищем возможность увеличения своего потенциала для международных проектов, которые нам интересны, прежде всего из сферы государственно-частного партнерства. В этом направлении у нас есть определенные идеи и наработки. И речь идет прежде всего о странах, где на сегодня проекты ГЧП финансируются из международных источников.

Как сегменты рынка дорожного строительства являются драйверами роста «Новосибирскавтодора»? Как в текущей кризисной с точки зрения экономики ситуации изменяются приоритеты?

— Есть хорошая поговорка: хочешь мира — готовься к войне. Другими словами, мы всегда готовимся к кризису. Поэтому на сегодня мы смело смотрим в глаза этому кризису. В чем секрет? Как раз в том, что мы не отдаем приоритетов. Мы разработали для себя формулу устойчивости: мы видим свой рынок как некую «таблицу Пифагора». У нас четыре уровня заказчиков: во-первых, федеральный заказчик, во-вторых, территориальный заказчик (субъекты РФ), в-третьих, муниципальный заказчик, в-четвертых, частный заказчик. Всех этих заказчиков можно, условно говоря, расположить в таблице по вертикали. Соответственно, по горизонтали отразить виды деятельности: проектирование, строительство и реконструкция, ремонт и капремонт, эксплуатация. Таким образом, мы имеем четыре клетки по вертикали и четыре клетки по горизонтали. Мы всегда стремились, чтобы для обеспечения устойчивости компании каждая из этих клеток была заполнена. Тем более что окупаемость инвестиций, которые на сегодня идут в технику и технологии, составляет пять-семь лет.

Есть и другого рода вложения, которые далеко не сразу дают отдачу. Например, инвестиции в повышение профессиональных компетенций сотрудников. Это программы, рассчитанные на период от двух до пяти лет. Поэтому мы просто не можем отдавать приоритет какому-то одному аспекту в развитии, мы должны быть сбалансированы. У нас должен быть запас устойчивости. Поэтому все направления деятельности для нас приоритетны, и если вдруг какое-то направление получает дополнительный прирост с точки зрения выручки, то мы стремимся сразу подтянуть и другие категории.

Какие программы повышения квалификации существуют у вас внутри компании?

— В любой компании есть уровень аппарата управления, уровень ИТР, уровень линейных специалистов. Для каждой этой категории мы разрабатываем различные программы. На верхнем уровне аппарата управления все должны получить дипломы MBA. Управленцы, которые так или иначе связаны с производственной деятельностью, получают сертификат по отечественному стандарту управления проектами. Мы хотим, чтобы все получили минимальный уровень «С». Если говорить про линейный уровень, то, к сожалению, мы убедились, что на сегодня советская система профессиональной подготовки разрушена. Несмотря на то что существует очень много частных и государственных образовательных центров, выдающих «корочки» бульдозериста, экскаваторщика, на практике это не имеет ничего общего с возможностями той техники мировых лидеров, которую мы сегодня покупаем для производства работ. Человек, выходящий с корочками бульдозериста, может использовать эту технику на 3–5%. И это не говоря уже про то, что необходимое качество работ он вообще не в состоянии дать. Поэтому в этом году мы приняли волевое решение создать собственную площадку для подготовки кадров, но не образовательный центр. Мы не будем готовить специалистов для рынка, не будем заниматься сертификацией, получением лицензий, мы будем делать эти курсы повышения квалификации для себя. И вот первая группа — порядка 70 человек — пройдет обучение в Барабинске, на базе нашего филиала. Это будут специализированные программы, связанные с подготовкой, выпуском асфальтобетонной смеси, ее укладкой и уплотнением. Все качественные процессы, процессы контроля. Причем подготовка коснется всех, кто в этом задействован. И мастеров, механизаторов, и машинистов укладчиков, дорожных рабочих. Мы рассчитываем поднять и уровень качества, и уровень производительности в компании. В дальнейшем мы будем оценивать этот опыт и уже распространять его на все подразделения. Мы прекрасно понимаем, что без постоянного получения новых знаний дальше двигаться и быть конкурентоспособным просто невозможно.

Какие крупные социальные проекты сегодня реализуются «Новосибирскавтодором»  и какие планы у вас есть в этом направлении?

— Мы всегда готовы участвовать в поддержке спортсменов, образовательных и культурных программах, заниматься благотворительностью, адресной помощью. У нас есть сегодня ряд проектов, реализуемых совместно с Русской Православной Церковью. Говорить о конкретных примерах меценатства или благотворительности, с одной стороны, было бы нескромным, а раскрывать адресаты этой помощи было бы неэтичным. Если говорить о публичной поддержке, то это ХК «Сибирь» в Новосибирске, местная федерация кикбоксинга, которой мы помогали проводить мероприятия. Также у нас налажено взаимодействие с Академией биатлона в Красноярском крае. В принципе, мы всегда стараемся быть отзывчивыми, потому что мы все живем в Сибири и не можем оставаться безучастными. К этому же мы призываем и своих коллег по цеху. Не стоит забывать, что мы получаем средства из кармана наших налогоплательщиков. Поэтому мы в равной степени должны участвовать в тех или иных социальных программах региона и федерального центра.

В заключение хотелось бы узнать, каково ваше видение состояния рынка и его ближайших перспектив?

— Позитивное. Знаете, почему? Потому, что как следует из философии, человек как личность растет в страданиях. Другими словами, невозможно стать лучше, если все вокруг хорошо: достаточно еды, достаточно времени и различного рода благ. Поэтому я считаю, что на сегодня есть шанс у компаний не только в нашей отрасли, но и в других отраслях, проявить всю свою волю, реализовать весь свой потенциал технологического, производственного развития. Это если говорить с точки зрения вызовов сегодняшнего дня.

Если говорить о тенденциях, то, на мой взгляд, доходность в нашей отрасли будет в целом снижаться. Даже не столько из-за ценообразования, сколько из-за роста ресурсов и роста прямых затрат с одной стороны и вполне обоснованного роста требований к качеству — с другой стороны. Этого требует российский гражданин, наш пользователь, налогоплательщик — это абсолютно правильная тенденция. В силу обеспечения качества процессов себестоимость, скорее всего, будет медленно расти. В какой-то момент времени, через 7–8 лет, скорее всего, себестоимость нашей продукции-услуги приблизится к цене продажи. А уже дальше стоит ожидать нового уровня технологического развития, потому что количество финансово несостоятельных в этой сфере компаний увеличится. И дальше что-то должно измениться: либо с точки зрения ценообразования, либо требований, либо произойдет какой-то новый технологический прорыв, который будет обеспечивать большую производительность. Компании на нашем рынке могут конкурировать производительностью труда и выработкой, других критериев нет. Материалы, щебень, дизельное топливо, налоговая составляющая — это константа. А значит, необходимы будут новые технологии и материалы, новые подходы в управлении бизнес-процессами. К этому мы все сегодня и идем.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ