Наталья Пинус: «Тратим время на обсуждение, а у ЕР — фракционное решение»

Депутат городского совета Новосибирска НАТАЛЬЯ ПИНУС в интервью «Континенту Сибирь» рассуждает, чем чревата независимость в горсовете, почему некоторые бизнесмены недовольны ее деятельностью и о растущем долге застройщиков перед муниципалитетом.

«Не планирую лоббировать чьи-то частные интересы»

— Полтора года назад вы пришли в горсовет. Перед избирательной кампанией как обычно шли обсуждения, кто будет выдвигаться от Академгородка, тогда уже было известно, что Николай Ляхов не собирается баллотироваться. Были предположения, что возможно известный бизнесмен Андрей Бекарев пойдет в политику. А если нет, то поможет человеку из своего окружения. Наверняка, далеко не все считают вас абсолютно независимым от каких-либо влиятельных групп или людей депутатом…

— Для меня важна моя позиция независимого депутата. Много было развилок, которые предполагали более простые пути с предсказуемым результатом, но с понятной ценой — потеря независимого статуса. Развилки пройдены, мой статус остался независимым. Нужно понимать, это не означает отсутствия влияния в принципе как такового. Вопрос в том, кто и как его оказывает. На независимого депутата влияют его избиратели. Не  партии, не фракции, не бизнес. Такая позиция не вдруг появилась.

Члены ассоциации выпускников НГУ, которые поддерживали мою кандидатуру на выборах в горсовет и финансировали предвыборную компанию, знали меня, мои способности, возможности и принципы. К 2015 году, когда было принято решение баллотироваться в совет депутатов, у меня уже было наработанное имя. Я  пять лет возглавляла «Общественный фонд развития Академгородка».

Я осознаю, что ряд моих инициатив в совете депутатов затрагивают интересы бизнеса. Например, тема контроля за качеством ремонта дорог или взыскание задолженности застройщиков в бюджет города. Но моя позиция остаётся такой, какой была в предвыборный период. Я не планирую лоббировать чьи-то частные интересы. Не за этим я пришла в горсовет.

— Только на стадии избирательной кампании вас связывали с движением Алексея Навального? Эта история закончилась или муссируется и сейчас? Вы взаимодействуете с организаторами митингов против повышения тарифов ЖКХ, среди них есть, в том числе, представители «Партии Прогресса».

— Как уже говорила, я независима от политических партий. Для меня не важно, какую силу представляют люди, которые поднимают и продвигают важные для общества вопросы. Если это полезно для развития города, я готова объединяться с представителями любых партий: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР, «Яблоко», «Справедливая Россия». С рядом членов этих партий у меня сформированы продуктивные рабочие отношения. С представителями «Парнаса» я тоже знакома. Каких-то конкретных общих проектов у нас еще не было, но есть нормальное уважительное общение и взаимодействие.

Что касается истории, в которой меня пытались представить ставленником «Парнаса», «Демократической коалиции» в Новосибирске, это было перед выборами в горсовет в 2015 году. Такая любопытная ситуация была! В последний день накануне голосования на моем избирательном округе появилась газета, которая один в один копировала мою предвыборный «Морской проспект». Но ее выпускала не я. Непонятно кто издал тот номер. Он был посвящен тому, что меня поддерживают Алексей Навальный, Анатолий Чубайс, Ксения Собчак, цитаты еще каких-то личностей с поддельными фотографиями фигурировали на страницах. Понимаю, что люди, которые это напечатали, собирались навредить моей кампании. Знаю, что для многих моих избирателей эта газета стала неожиданностью. Хотя некоторые полагают, что есть голоса, которые наоборот добавились благодаря той истории.

Кто это сделал?

— Мы подали заявление в полицию, но разбирательство закончилось ничем.

Наталья Пинус. Фото Михаила Перикова
Фото Михаила Перикова

Независимость в депутатском корпусе добавляет вам проблем при продвижении инициатив? Наверное, вам сложнее в этом смысле, чем депутатам, которые состоят во фракциях. Не отметают ли ваши проекты, всегда ли дают слово?

— Есть как плюсы, так и минусы, но лично я вижу больше плюсов, потому что не должна с кем-то согласовывать свои решения. Я в прямом смысле стараюсь опираться на мнение горожан, благо сегодня существуют такие технические возможности. Я весьма активна в социальных сетях. Среди моих друзей есть самые разные люди, разных социальных слоев и возрастов. Для меня важно, что иногда мои публикации становятся площадкой для серьёзного экспертного обсуждения важных тем. Современные технологии позволяют делать это оперативно с участием людей и экспертов, живущих не только в Новосибирске, но и в других городах России. Я спокойно и уверенно продвигаю в горсовете инициативы, обсуждённый таким образом.

Согласна, некоторые вопросы непросто поднимать, так как я не состою в партийных фракциях. Но ведь есть объединение депутатов не только по фракционном принципу, а по принципу здравого смысла. Могу сказать, что есть ряд депутатов, которые меня регулярно поддерживают, мы неоднократно объединялись для реализации той или иной инициативы.

— Раньше в горсовете были межфракционные группы. Насколько для вас актуальна эта тема?

— Вопрос интересный, я не так давно его снова поднимала в обсуждениях с коллегами. Но пока не вижу готовности депутатов включаться в межфракционные объединения, тем более, что юридической силы у них не может быть. Поэтому мы объединяемся неформально, в группы без названия под разные вопросы, разные задачи.

— В том числе с депутатами из фракции ЕР?

— В том числе и с депутатами фракции ЕР. Хотя, пожалуй, у депутатов из этой фракции, на мой взгляд, больше ограничений, они вынуждены держаться в более жестких рамках.

— Консолидированное голосование…

— Да, ряд примеров можно привести. Иногда они бывают даже немного комичными. Мы можем с жаром обсуждать на сессии горсовета какой-то вопрос, тратить время, силы, но оказывается, что у ЕР уже есть решение фракционного голосования. 31 человек просто голосует «за». И в чем был смысл обсуждать эту тему? Но, думаю, и в этом случае все равно смысл есть.

«Замалчивание ситуации не способствует стабилизации обстановки»

— В такие минуты разочарования у вас не возникало желания вступить во фракцию, чтобы упростить решение вопросов?

— Да, разочарование было. Помню пару таких моментов. Я   предлагаю действительно разумные вещи, а потом наступает время  голосования. Понимаешь, что решение уже принято заранее. Зачем обсуждали? Но я все-таки продолжаю продвигать не самые простые инициативы. И регулярно коллеги, в том числе, из ЕР говорят мне, что я ставлю правильные вопросы, не смотря ни на что. И благодарят за это.

Например, не так давно около десяти коллег из горсовета подписали инициированное мной обращение к руководителям федеральных органов власти по поводу работы службы судебных приставов в отношении взыскания отсуженной задолженности за арендную плату за землю.

— Это обращение не ушло…

— Отдельный вопрос, почему не ушло. Обращение базировалось на данных контрольно-счетной палаты (КСП) Новосибирска, которая фиксирует и представляет депутатам информацию о резком снижении эффективности работы службы судебных приставов (ССП) в отношении взыскании этих долгов. Но случилась удивительная вещь. Было организовано заседание комиссии с участием ССП. Они показали свои данные, которые расходятся с показателями КСП на порядок. Судя по этой информации, эффективность деятельности ССП растет. Мэрия и КСП говорят, что с должников за 2016 год было взыскано 139 млн рублей, а судебные приставы выдают — 222 млн рублей.

— Это же бюджетные деньги? Где они?

— Как говорит руководитель земельных и имущественных отношений, просто существуют разные способы расчета… Нам обещали, что в ближайшее время показатели будут состыкованы. Тогда посмотрим, как дальше действовать.

Но проблема предсказуемая. Нужно понимать: в городском совете существует достаточно сильная система противодействия, которая мешает продвигать тему взыскания задолженности по арендной плате за землю с застройщиков. Инициативы по этой теме продвигаются с очень большим трудом.

Наталья Пинус. Фото Анны Масловой
Фото Анны Масловой

— Есть ли прогресс в решении проблемы погашения задолженности за землю?

— Задолженность растет. Сейчас она составляет 3, 481 млдрд рублей. Эту проблему нельзя просто взять и решить. Возникают новые долги, новые обстоятельства. Но депутатская группа работает. Думаю, это помогает быть мэрии в тонусе. Один из результатов работы — инициатива введения Регламента по работе с задолженностью по арендной плате за землю, который был разработан депутатами и предложен к принятию в прошлом году, этот регламент был реализован в приказе заместителя мэра.

В частности в регламенте указано, что при возникновении задолженности, в течение двух месяцев должнику должно быть отправлено уведомление о том, что если он не погасит задолженность, то через месяц дело будет передано в суд. Руководитель департамента земельных и имущественных отношений мэрии утверждает, что теперь, после появления этого документа именно так все и происходит.

По информации КСП раньше, до введения в силу этого регламента, мэрия могла направлять должнику уведомление о необходимости погашения задолженности спустя год или два после возникновения задолженности.

Полагаю, что если бы депутаты этим не занимались, ситуация была бы хуже, задолженность была бы еще выше. На мой взгляд, мэрия должна более серьезно относиться к вопросу. Попустительство продолжается, застройщики позволяют себе не платить. Появляются новые негативные моменты. Например, застройщики выходят с исками к городской администрации, чего раньше не было.

— То есть, борьба с долгами может усугубить ситуацию. Об этом, в том числе, и говорил Анатолий Локоть. И этот нюанс тоже был аргументом в пользу отказа обнародовать информацию о должниках. Ее раскрытие якобы может привести к еще большим проблемам —  заморозке строек, обманутым дольщикам…

— Этот список никогда и не был обнародован. Не стоит забывать, что речь идет об утечке информации… Ситуация запущена на протяжении очень долгого периода, когда взаимоотношения между мэрией и застройщиками строились на непрозрачных, не формализованных договоренностях. Мы видим, к каким результатам сегодня привела эта нехорошая практика.

Я не готова согласиться с тем, что замалчивание ситуации работает на стабилизацию. Кроме того, мне кажется, что не честно, когда одни люди при принятии решений руководствуются полной информацией, а у других ее нет. У бизнесменов есть каналы получения данных, а следовательно и понимание происходящего: они знают, кто должник и в каком объеме и от этого отталкиваются — иметь ли дело с теми или иными предпринимателями.

Почему человек, который хочет купить квартиру, находится в другой ситуации? Почему он не имеет доступа к этой информации? На каком основании он обделен? А может быть он пошел бы к другому застройщику, который платит аренду и стабильно себя чувствует на рынке, пусть и цена у него выше? Почему мэрия лишает людей права иметь информацию и самостоятельно выбирать?

«Вокруг тарифной темы есть недоговоренность»

— Вы участвуете в митингах против повышения тарифов ЖКХ. Почему вы считаете, что это нужным для себя?

— 2 декабря я была в числе четырех депутатов горсовета, которые проголосовали против решения о повышении стоимости коммунальных услуг в Новосибирске на 15 процентов. Затем я выступала на первом митинге, была на втором. Я приложила усилия, чтобы разобраться в ситуации с тарифами, сформировала свое представление и план действий.  Скажу, что ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.

— Муниципальные депутаты будут и дальше стараться повлиять на ситуацию?

— Максимум, что теперь зависит от депутатов — они могут наладить систему контроля. А могут сделать это формально, «спустя рукава». Это очень важный аспект. Также надо добиваться открытой и прозрачной системы информирования горожан о ситуации с тарифами. И нужно искать дополнительные, кроме тарифа, источники вложения средств в тепловое коммунальное хозяйство.

— Вы вошли в комиссию по контролю за расходованием средств, которые ресурсоснабжающие организации получат от повышенного тарифа. Насколько реально осуществлять подобный контроль?

— Я могу по разному относиться к Алексею Джулаю, но на последней сессии горсовета он поднял очень правильную тему: кто из профессиональных строителей будет участвовать в контроле? Вопрос не праздный.

— Какие у комиссии есть полномочия?

—  Чтобы комиссия не была бутафорским органом нужны три составляющие: формальные полномочия погружаться глубоко в отчетность; наличие профессионалов, которые действительно компетентны и наличие достаточного количества времени на это. Не два часа в месяц, а полный рабочий день семь дней в неделю.

По идее, если депутаты разрешили поднимать тарифы, они должны иметь возможность полного глубокого контроля в отношении расходования средств. Правда в законе нет нормы, дающей совету депутатов такие полномочия, но об этом необходимо договариваться. Насколько я знаю, есть прецеденты в других регионах, когда налаживается пристальный контроль в такой ситуации.

При этом знаю, что вокруг тарифной темы в публичном пространстве есть недоговоренность. Например, мы слышим, что «Сибэко» отправляет средства в «Ру-Ком». Какие-то удивительные, совершенно непонятные огромные траты. Да, они есть. Но я достаточно быстро поняла: наличие этих трат не значит, что они потом для компенсации закладываются в стоимость наших коммунальных услуг. Мы изучали отчеты и заключения, подавали запрос в департамент по тарифам и пришли к выводу, что деньги компании «Ру-Ком», например, в тариф не попадают.

И так с рядом вопросов, на которые на самом деле есть внятные ответы. Но почему-то ни департамент по тарифам, ни «Сибэко» не утруждают себя разъяснениями. Взять хотя бы слова о том, что население стало меньше потреблять тепла и это привело росту цен на энергию. Да, есть такая арифметика, но ее истоки — федеральное законодательство. Причем здесь «Сибэко», причем здесь департамент по тарифам?

Почему «Сибэко» не тратит свои миллиарды на ремонт сетей? Федеральный закон этот нюанс разъясняет: не должны они свои деньги тратить. Компании имеют право все затраты на ремонт компенсировать тарифом. Более того, они могут сделать ремонт, а потом через суд потребовать компенсации за это. Все законно. Формирование тарифной политики — вопросы федерального уровня.

Наталья Пинус. Фото Михаила Перикова
Фото Михаила Перикова

— Выхода не было: подписывать ли Городецкому постановление, которое приведет к тому, что в июле этого года тарифы резко вырастут?

— Считаю недостаточно проработанной тему привлечения денег на ремонт из других источников, в частности, федеральных. Я говорила об этом на сессии, но время закончилось, депутаты отказались продлевать его для обсуждения вопроса. Меня это несколько резануло.

По моей информации, есть возможность привлечения средств федерального бюджета на эти цели. Другое дело, для этого нужно иметь четкое понимание амортизации, технического износа — то есть, все цифры. А у нас их нет. Мы говорим только о бухгалтерском, а не реальном, износе теплотрасс, принадлежащих муниципалитету. Понятно, что в такой ситуации даже и пытаться не надо за этими деньгами идти, их просто не дадут.

Есть где оптимизировать «Сибэко». Но надо походить к вопросу предельно конкретно. Кстати, кроме «Сибэко» есть еще и другие ресурснабжающие организации. Академгородок, например, другая организация обслуживает — ГУП УЭФ. Это вообще отдельная история… В любом случае, нужно приложить максимум усилий, чтобы система была максимально открытой и прозрачной. Также важно наладить контроль за расходованием средств, которые идут от повышенных цен на коммунальные услуги. Я рада, что вошла в состав рабочей комиссии, рада, что в нее вошел мой коллега, депутат Александр Бурмистров. Хотя, нужно отметить, попасть в комиссию было непросто. Надеюсь, это будет не декоративный орган.

— Когда заседание?

— Пока не созывали. Видимо, срочности нет. Ждем…

«Очевидно — бюджетных денег нет»

— Депутат Олег Шестаков говорил на сессии о том, что его недостаточно часто цитирует пресс-центр горсовета. У вас такого ощущения дискриминации не возникает?

—  Я не обижена СМИ. И благодарна за интерес ко мне. Но речь прежде всего идет об интересе естественном, а не в рамках договоров изданий с пресс-центром совета депутатов. Ведь у этого органа есть бюджет. И не маленький.

Я направляла запрос, мне было любопытно, по каким принципам освещается пресс-центром деятельность депутатов. Неравномерно. Очень сильный перекос, разумеется, в сторону руководства и председателя. В десять раз. Мне интересно, должно ли быть в этом вопросе равенство? Все ли депутаты в одинаковой степени могут рассчитывать на бюджет, который направляется на информационное освещение деятельности горсовета? Что касается меня, основное цитирование идет через соцсети, через издания, которые не финансируются напрямую горсоветом.

Моя открытая позиция перед избирателями для меня очень важна. Поэтому я активна в соцсетях, у меня есть мой сайт, есть канал на YouTube, на котором я регулярно размещаю видео отчеты о своей работе.

— Кстати, насколько вам, как новичку и как независимому депутату, тяжело было отстаивать наказы?

— Программа наказов принимается единожды, в начале созыва. Вопрос справедливости при принятии наказов, конечно, меня волновал, и я поднимала тему о необходимости более равномерного подхода в этом вопросе. Мы с коллегами смотрели, по каким округам, у каких депутатов получились максимальные суммы на наказы. Удивительные вещи, в ряде случаев происходили! Но, в принципе, предсказуемые. Кое-что удалось поправить по результатам этой работы.

— Вы не на последнем месте?

— Не на последнем. Для меня важно, что параллельно с бюджетными я привлекаю на округ деньги местного бизнеса. Около десятка разных проектов в прошлом году реализовали на эти средства. Просто бизнесмены, которые живут в Академгородке, готовы вкладываться как спонсоры, это регулярно происходит. Просто надо этим заниматься.

Кроме того, мы приступили к рассмотрению возможности реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Это важно, потому что очевидно — бюджетных денег нет.

— О каких проектах, например, вы говорите?

— Боюсь сглазить, но… Например, надеюсь, что получится сделать стадион возле пятой гимназии — и открытая, и закрытая часть комплекса. Конечная остановка на Цветном проезде.

В ближайшее время я планирую организовать в Академгородке площадку, куда собираюсь пригласить экспертов департамента строительства и архитектуры, правового и финансового департаментов с одной стороны и предпринимателей, готовых инвестировать в социальную инфраструктуру городка. Хочу, чтобы мы поговорили о конкретных возможностях.

Ряд проектов на территории округа удаётся реализовать за счет средств «депутатского миллиона». Раз в год у депутата горсовета есть возможность рекомендовать мэрии, на какие цели на округе может быть потрачен миллион рублей. Я решила сформировать максимально открытую систему распределения этих денег. Второй год мы проводим конкурс идей, куда их направить. Жители подают несложные заявки. Собрана специальная комиссия из десяти уважаемых людей, которые заявки изучают и решают, какой из проектов реализовать за счет этих средств. В прошлом году поступило 25 заявок, десять из них были реализованы.

Для меня важно, что я не принимаю решение волюнтаристски, как распорядиться своим «депутатским миллионом», мы решаем это вместе с моими избирателями. Сегодня я вижу, что механизм хорошо работает.

Наталья Пинус. Фото Анны Масловой
Фото Анны Масловой
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ