Фермерский рынок Новосибирска молод, сжат и требует лучших условий

Новосибирское фермерство постепенно набирает обороты и вовлекает новых игроков: расширяется линейка фермерских продуктов на полках сетевых супермаркетов, растет количество собственно фермерских магазинов, формируются новые КФХ, а мелкие фермеры постепенно заселяют пока еще молодой рынок. Однако не всё так просто и прозрачно, как кажется. Спрос есть, и он стремительно растет. Но что за всем этим стоит? На самом ли деле в последнее время можно говорить о стремительном толчке в развитии фермерского рынка?

Если взглянуть на карту Новосибирска в 2ГИС, то можно увидеть, что рынок фермерства здесь, хотя и только зарождается, но заметно опережает своих соседей — на текущий момент в городе насчитывается 63 организации по запросу «Фермерские магазины». Для сравнения: в Красноярске и Томске их — 44, в Барнауле — 32, а в Омске — всего 19. Столичный рынок насчитывает 233 фермерских магазина. Однако даже несмотря на то, что столица Сибири уверенно отрывается от своих конкурентов, говорить об успешном развитии фермерского рынка всё-таки рано: на самом деле он находится только на этапе своего зарождения и пока только пытается встать на ноги.

«К нам пришел покупатель специально за фермерским товаром»

Новосибирские продуктовые ритейлеры не первый год занимаются «фермерским» направлением. Торговый холдинг «Сибирский гигант» развивает это направление два года: в 2015 году концепт получил свое развитие в «Горожанке», а до этого присутствовал только в «Мегасе». По словам коммерческого директора компании Ольги Заниной, этот тренд зародился в городе три года назад (с отрывом от развития московского рынка в два года), а ритейл перехватил эту тенденцию в 2014 году.

В течение одного года руководство торгового холдинга увеличило количество  фермеров-поставщиков с одного до восьми, и это главный критерий увеличения сегодняшнего спроса на фермерскую продукцию, по словам спикера, он растет именно за счет расширения количества фермеров. Объемы поставок пока незначительны: в неделю это порядка 200 кг весового товара и 1200 поштучного. При этом спрос на фабричную продукцию не падает,  просто теперь покупатели более дифференцированы по своим потребностям и предпочтениям.

«Каждый вид продукции приобрел своего клиента, к нам пришел покупатель специально за фермерским товаром. Поскольку важно предложить ему качественные продукты натурального, а не псевдо-  качества, выбор пал на фермеров, все заявленные ингредиенты их продукции соответствуют нормам», — поясняет Ольга Занина.

Фото Алексея Камерзанова
Фото Алексея Камерзанова

По ее словам, категорию фермерских товаров, несомненно, нужно развивать, и здесь компания планирует внедрить новый для себя подход: помимо продажи уже готового товара, предполагается и собственное производство.

Более стремительное и разностороннее развитие фермерская продукция получила в компании «Холидей». Первый отдел с таким ассортиментом был открыт в июне 2016 года — это был экспериментальный проект, поэтому сотрудничество выстраивалось с немногими фермерами. Основное наполнение отдела традиционно составляли молочные продукты, яйца, мясо домашних птиц, травяной чай, мёд и варенья. А уже в августе того же года компания решила открыть собственное перерабатывающее производство фермерского молока.

«Ежедневно фермеры из Новосибирской области привозят нам свежее коровье и козье молоко, а мы, в свою очередь, делаем из него вторичные молочные и кисломолочные продукты:  йогурты, творог, творожные массы, сыры», — рассказывает ведущий менеджер направления ООО «Компании Холидей производство» Юлия Хромина.

Однако и на этом развитие фермерского направления не остановилось: в ноябре 2016 года  был открыт еще один отдел под брендом «Фермер-центр» в Новосибирске, а также в новом гипермаркете в Барнауле. К этому времени компания успела обзавестись фермерской продукцией из Краснодарского края (г. Сочи) — кавказскими соусами (аджика, наршараб, ткемали), сладкой чурчхелой и экзотическими вареньями (из лепестков горных роз, грецкого ореха), а в супермаркете у Березовой рощи представила линейку молочных продуктов собственного производства.

Параллельно увеличивался мясной ассортимент, в который добавили уток и кроликов. «В декабре в ассортименте появятся фермерские гуси, а в ближайшее время отдел наполнится домашними вареньями, соленьями, сушеными и замороженными сибирскими ягодами и грибами», — дополняет Юлия Хромина.

В специализированном магазине «Фермер-центр»  предиставлен широкий ассортимент узкого направления, причем и на этом этапе отдел находится в постоянном поиске новых фермеров и товаров их производства: в магазине размещено объявление о готовности сотрудничать с любыми фермерами, которые, в свою очередь, активно откликаются на это предложение.

Несмотря на то, что ряды фермеров, сотрудничающих с компанией «Холидей», постоянно пополняются, а объемы поставок фермерской продукции продолжают расти, спрос на фабричную продукцию, конечно, не упал: как и в случае с «Сибирским гигантом», покупатели всё больше дифференцируются. По словам Юлии Хроминой, у фермерских отделов компании уже появился ряд постоянных покупателей.

«Сейчас все подряд называют фермерским»

Ситуация на рынке собственно фермерских магазинов не столь благоприятна: несмотря на то, что количество их продолжает расти, а конкуренция стремительно увеличиваться, эта отрасль пока еще молода для города и чувствует себя неуверенно. Основным камнем преткновения остается нестабильность самих фермеров: не всегда у них есть возможность поставлять определенное количество товара в назначенное время, как не хватает и условий для ведения хозяйства — поддержки государства и банков, помощи со стороны ритейлеров.

Фото Алексея Камерзанова
Фото Алексея Камерзанова

Кроме того, последнее время фермерской принято называть в том числе и ту продукцию, которая к фермерам никакого отношения не имеет. Это слово стало избитым и, по сути, утратило свое прямое значение. Так, по мнению директора магазина «На здоровье» Александра Сидорова, в Новосибирской области фермеров можно посчитать по пальцам: держатели хозяйств либо ориентируются на бизнес только отчасти, производя чрезмерно малые объемы, либо приближаются к фабричному производству, тем самым тоже нарушая фермерский «кодекс».

В этом отношении с ним соглашается руководитель по маркетингу кузбасской сети магазинов «Калина-малина» Андрей Шавнев: «В Красноярске есть крупная сеть фермерских магазинов с вывеской большими буквами: «Производитель входит в 10-ку крупнейших агрохолдингов России». На словах — фермерство, а по факту — серийное производство. Это на самом деле проблема: сейчас все подряд называют фермерским. Недавно нам прислали фото водки, на этикетке которой написано «фермерская» (сделана на перепелином яйце). Смех,  да и только».

«Чтобы деревня ассоциировалась не с разрухой»

Однако, так или иначе, но потребитель желает видеть на прилавках качественные и натуральные товары, не задаваясь вопросом, правильный ли фермер производит их или нет. Это отмечают крупные игроки рынка в лице ритейлеров и владельцы фермерских магазинов, и сами фермеры. Однако текущий уровень предложения не удовлетворяет спрос. Андрей Шавнев отмечает: сегодня в Новосибирске мало фермерских проектов (громких и совсем нет), а значит, говорить о буме появления фермерских магазинов пока рано.

«Доходит до смешного: когда мы общаемся с целевой аудиторией в Новосибирске, то понимаем, что там про нас знают, а про местных игроков нет. Это ниша, которая только появляется, и чем больше на ней будет игроков, тем лучше и для нас. Среда благоприятна с той точки зрения, что есть категория людей, которым жизненно важно иметь под рукой качественные и специфические продукты», — поясняет собеседник «КС».

История известной сегодня торговой марки началась с сети специализированных мясных магазинов крестьянского хозяйства Волкова. Однако узкий ассортимент тормозил развитие, тогда было принято решение продавать то, чего не встретишь на полках магазинов других сетей — натуральные фермерские продукты с небольшим сроком годности.

«Сначала пробовали продавать немного — молоко и яйца. Никто из нас не ожидал, что затем это вырастет в отдельный бренд. Поначалу дополняли магазины новым ассортиментом, и только потом погрузились в эту тему глобально. Сегодня на полках наших магазинов присутствуют все те товары, что ассоциируются с фермерством — молоко, яйца, кролик, варенья, соленья, всего более 600 позиций», — рассказывает Андрей Шавнев.

Говоря о ТМ «Калина-малина», стоит обратить внимание на формат. Это скорее не сеть фермерских магазинов, а корпоратив фермеров. Главная задача не в том, чтобы заработать на держателе хозяйства, а в том, чтобы способствовать его развитию и улучшению качества фермерских продуктов, чтобы «деревня ассоциировалась не с разрухой, а с динамичным развитием и с людьми». Причем речь идет не о крупном фермере, сотрудничающем с ритейлом, а о мелком, который на рынке пока еще новичок и не всегда может найти место сбыта своей продукции.

Сегодня «Калина-малина» насчитывает порядка 70 фермеров со всей Сибири, это и так называемые производители-одиночки как, например, Игорь Воронов, в небольшом цехе которого сосредоточилось всё производство мороженых продуктов, и небольшие предприятия с соответствующими объемами поставок.

Фермер физически не может производить много, поэтому вечером покупатель может не найти сметану или молоко от любимого фермера. Однако это не говорит о дефиците товара, здесь скорее показателен высокий потребительский спрос. Традиционно чаще всего покупаются молочная продукция, яйца и бездрожжевой хлеб.

Но если Андрей Шавнев констатирует сравнительно небольшое число конкурентов на рынке, то пока еще молодой новосибирский фермерский магазин «EcoFerma», который был основан Ильей Никифоровым полгода назад, на стартовом этапе сразу столкнулся с мощной конкуренцией крупного ритейла, который предлагал (и продолжает предлагать) фабричную продукцию по более низкой цене. Это вынуждало выстраивать гибкую ценовую политику и ассортимент под потребителя с учетом локации магазина.

В основном «EcoFerma» специализируется на молочной продукции и отчасти на копченом мясе, а, помимо мелких фермеров, сотрудничает с такими крупнейшими фермами, как «Чулымское фермерство» и «Село Сосновка».

«В ближайшие два года существенного роста не будет»

По-разному на фермерский рынок смотрят сами фермеры, здесь прогнозы куда менее оптимистичны, а вот проблем явно больше. Высокие ставки по кредитам, отсутствие государственной поддержки, «наглость» ритейлеров — всё это не может не тормозить развитие крестьянских хозяйств.

Фото Алексея Камерзанова
Фото Алексея Камерзанова

С тех пор как три года назад Марина Пушкарева занялась в Черепановском районе Новосибирской области производством молока, условия для ведения фермерского хозяйства не изменились и продолжают оставаться крайне неблагоприятными: финансирования не хватает, поэтому масштабы производства сравнительно небольшие и растут медленно. Есть и другая проблема. «У народа в нашем регионе не сформировалась привычка покупать фермерские продукты — это дорого, а уровень жизни населения падает. Кроме того, мест, где можно свободно реализовывать продукцию, довольно мало», — рассказывает спикер.

Отсюда и небольшой спрос, и отсутствие выгоды в держании хозяйства. С фермерскими магазинами Марина начала сотрудничать полгода назад, а с ритейлом — совсем недавно. С последним кооперировать сложнее: они ориентированы в основном на крупных поставщиков, а значит, на большие объемы поставок, однако, по словам спикера, сейчас ритейл старается налаживать контакт и с более мелкими хозяйствами.

По словам Марины Пушкаревой, для более успешного развития фермерам необходимы государственные программы поддержки, кредиты с невысокой процентной ставкой, а также поднятие престижа рабочих специальностей. «Думаю, что ближайшие два года существенного роста не будет. Все зависит от платежеспособности населения, а она, к сожалению, падает», —  заключила спикер.

 «В ближайшие годы будет только хуже»

Во многом с Мариной Пушкаревой согласна директор ТД «Дивинка» (Криводановка, Новосибирская область) Оксана Бельских, которая отмечает, что в условиях кризиса оборотных средств не хватает, поэтому работать приходится на предоплату. Компания уже семь лет занимается переработкой фермерской продукции — алтайской муки, зерна, отрубей, реализуя ее в производстве полезных макаронных изделий, печенья, выпечки из цельнозерновой муки и др. по собственной рецептуре.

Не хватает средств и на продвижение собственной продукции на полки магазинов, всё это сказывается на масштабах производства. На помощь приходят небольшие магазины здорового питания, а среди крупного ритейла компания работает с теми, кто не берет «большие бонусы за полку».

Однако рост, хоть и неспешный, но есть: обновляется оборудование, увеличивается помещение, улучшаются условия труда, даже несмотря на то, что это требует огромных вложений, а банковские кредитные ставки по-прежнему остаются чрезмерно высокими. Поэтому в качестве возможной поддержки спикер называет прежде всего доступные кредиты, а также более гибкую и лояльную систему сотрудничества с ритейлерами, которые зачастую предлагают непростые условия для сделки, перекладывая оплату складских площадей, возврата товара, логистики и прочие затраты на самого фермера.

«Я пессимист. В ближайшие годы будет только хуже. Ни государство не помогает, ни сами люди не стремятся и не хотят работать»,  —  заключает Оксана Бельских.

 «Рынок приветствует новых игроков, но играть надо по-честному»

Однако совсем другое настроение у фермера из Болотнинского района НСО Сергея Третьякова, который решил заняться сбором дикоросов, произрастающих вдали от города и дорог, два года назад. Масштабы производства пока небольшие, но на данном этапе сотрудничество с фермерскими магазинами проходит плавно: все сроки по заявкам и оплате соблюдаются, ассортимент товара расширяется, разрабатываются новые способы подачи товара.  «Рынок приветствует новых игроков, но играть надо по-честному: постоянно расширять ассортимент, искать новые рынки сбыта и налаживать партнерские отношения друг с другом», — отмечает фермер.

Так же, как и предыдущие спикеры, Сергей Третьяков считает важным и необходимым наличие государственной помощи: это и освобождение от налогов и страховых взносов (хотя бы на первый год), и отсрочка платежей по кредитам, и их получение по более низким ставкам, и государственные гранты и субсидии. Кроме того, по мнению фермера, желательно создавать рынки или магазины для молодых фермерских хозяйств, которые дадут возможность для реализации их продукции. К дальнейшему развитию фермерского рынка спикер относится с оптимизмом и уверенно заявляет, что у КФК есть будущее.

Будущее у него действительно есть: спрос на фермерские продукты постепенно растет и «вытаскивает» эту отрасль на более высокий уровень. Нужно полагать, что со временем продуктовые рынки превратятся в небольшие магазины рядом с домом, заселившись как в центре мегаполиса, так и в пригородах, а непривыкшие к такому формату покупок жители смогут найти натуральные продукты на полках привычных и излюбленных крупных супермаркетов.

Однако отсутствие государственной помощи и банковской поддержки набирающему обороты сектору рынка объяснить всё же трудно. Чтобы эта отрасль расцветала, предоставляя покупателю качественный товар по приемлемой цене, нужен прежде всего «бум» в рядах самих фермеров, а они пока, по наблюдениям собеседников «КС», неуверенно стоят на ногах и работают чуть ли не в убыток.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ